Обзор подготовлен

версия для печати
SaaS: два года на российском рынке

SaaS: два года на российском рынке

Модель SaaS в России пока не готова к роли "убийцы" традиционных способов получения доступа к приложениям. Крупные компании опасаются за сохранность своих конфиденциальных данных, а предприятия СМБ зачастую предпочитают устанавливать контрафактные программы.

В прошлом году отечественный рынок облачных услуг составил $35 млн, тогда как еще в 2009 году он не превышал $5 млн. Такую оценку дает аналитическое агентство IDC. Доля SaaS (Software-as-a-Service) в России на рынке облачных сервисов – доминирующая, свыше 90%. Однако аналитики говорят, что уже к 2014 году этот сегмент сократится до 70%, но в денежном выражении достигнет оборота в $113 млн. "На мой взгляд, оценки IDC отстают от действительности: рост в 7 раз за год – это очень много даже для рынка на начальной стадии. Но поскольку у рынка почти нет истории, то крайне сложно оценивать его объем без грубых погрешностей. В то же время, не вызывает сомнения, что облачные услуги, и SaaS в частности, - одно из самых перспективных направлений", – рассуждает руководитель дирекции ИТ-аутсорсинга компании "Астерос" Вадим Стеценко.

Используете ли Вы в своей работе Saas?

Андрей Люшин, заместитель председателя правления "ЛОКО-Банка": «К сожалению не используем – специфика банковской деятельности заставляет очень внимательно относиться к безопасности данных и вычислительной сети организации».

Владимир Гибенко, ИТ-директор БКС: «Наша компания эту технологию не использует, так как для финансовой компании критично важно в плане безопасности размещение всей информации на собственных серверах, не прибегая к сторонним сервисам».

Татьяна Земцова, аналитик ИК "Финам": «Сейчас "Финам" не использует в своей работе SaaS. Связано это с тем, что большая часть прикладного ПО является собственной разработкой для нужд конкретной компании. Соответственно, программистам не ставилась задача вести разработку с учетом SaaS».

Руководитель дирекции развития бизнеса Orange Business Services в России и странах СНГ Юлия Майорова объясняет столь существенный рост в оценках IDC тем, что эксперты компании расширили трактовку термина "рынок SaaS": они включили туда еще частные решения и проектные сервисы, а не только рынок публично доступных SaaS-услуг. Как бы то ни было, но разница в оценках объемов рынка в данном случае не является принципиальной. Ведь факт остается фактом – рынок SaaS в России растет опережающими темпами. "Если несколько лет назад на SaaS смотрели как на игрушку, то в последнее время ПО как услуга становится удобным бизнес-инструментом, – рассказывает начальник отдела проектирования вычислительных систем и комплексов "Энвижн Груп" Антон Захарченко. – Люди начинают понимать, что это удобно, экономит время и средства".

Расходы компании при использовании классического и облачного SaaS>-решения АТС

Источник: "Манго Телеком", 2011

Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса, который не имеет возможности развернуть полноценную инфраструктуру, но с помощью SaaS может обеспечить себе хороший старт. При этом плата осуществляется за реально потребленный объем услуг –мегабайты размещенных документов, количество транзакций и количество посетителей.

Быстрее, проще, дешевле

Основное преимущество SaaS, как и любой формы аутсорсинга, – отсутствие собственных капитальных затрат на приобретение необходимого оборудования и покупки лицензий, гибкое управление необходимым клиенту числом лицензионных подключений, отсутствие забот об обновлении версии используемого программного продукта. Все это переходит в сферу компетенций поставщика услуг.

"Исходя из практики Stack Data Network могу сказать, что, используя SaaS (например, подключая рабочие места к лицензионному ПО Microsoft, почтовых программ или аренду антивирусных приложений) клиент получает 10-25% прямой экономической выгоды и довольно ощутимый выигрыш от неупущенных бизнес-возможностей", – рассказывает руководитель отдела программирования сети Stack Data Network Иван Панченко. "Цена SaaS-услуги для пользователя очень небольшая, так как все затраты провайдер распределяет на большое количество клиентов, – соглашается Антон Захарченко. – И получается, что совокупная стоимость владения своей инфраструктурой за 3–5 лет равна стоимости заказанных сервисов".

Это при случае, если ваша организация не развивается. А если бизнес растет, то экономия еще более существенная. При сезонной нагрузке такая модель – просто спасение. Приобретя лицензии и оборудование в собственность, пользователь уже заплатил за них, и в случае уменьшения количества сотрудников может разве что остановить лишнее оборудование, чтобы не потреблять бесцельно энергию. Облачный сервис эластичен и позволяет оплачивать только потребленную услугу. Необходимо в высокий сезон нарастить объем ресурсов – пожалуйста. Закончился сезон – возвращаемся к стандартному уровню потребления. "Есть возможность гибко повышать и снижать объемы потребления услуг приложений, при этом расходы пропорциональны текущим потребностям, то есть осуществляется переход от фиксированных издержек к переменным", – подтверждает Юлия Майорова.

Эволюция "убийцы"

Сегодня наиболее популярные сервисы по модели SaaS – это электронная почта, средства коллективной работы, видеоконференции, ресурсы обеспечения безопасности, системы дистанционного обучения, складского учета и пр. Однако это только начало.

Если посмотреть на мировой опыт, то компании активно используют приложения класса CRM, ERP, а также системы для поддержки продаж, управления затратами и заказами. Жестких противопоказаний против применения бизнес-приложений в формате SaaS нет. "Очевидно, что российские предприятия постепенно придут к их использованию, двигаясь от апробации более простых ИТ-сервисов к более сложным", – полагает Вадим Стеценко. "На мой взгляд, на данном этапе никто не будет массово отказываться от своей инфраструктуры и переходить на SaaS. Мы пойдем по эволюционному пути, когда две концепции будут существовать вместе", – прогнозирует Антон Захарченко.

Если какой-нибудь компании понадобится новый сервис, то она может купить его как услугу. Но отказываться от имеющихся сервисов и оборудования сразу никто не будет, для этого нужны весомые аргументы, например, неоправданно высокая стоимость владения или необходимость полной модернизации.

Например, компания использует стандартный набор решений – почту, базу данных, СЭД, но требуется и CRM. Чтобы ее развернуть, надо закупать оборудование, выделить вычислительные ресурсы, купить лицензии, внедрить, интегрировать с существующими системами. Гораздо проще использовать CRM как внешнюю услугу, что позволяет быстро вывести бизнес на новый уровень. Остается проблема интеграции, но можно выбирать решения, имеющие открытые и понятные интерфейсы взаимодействия.

«Хороший пример с электричеством. Когда-то было много малых электростанций, которые обслуживали свою округу. Потом пошло объединение малых станций в крупные холдинги. Электричество сейчас продается как услуга из большого облака, – сравнивает Антон Захарченко. – Думаю, с миром софта мы тоже двигаемся в этом направлении, но это будет постепенно. Никто никого сразу и в ближайшем времени не убьет».

Страх по незнанию

Переход на SaaS все еще ассоциируется с потерей контроля. "Главная проблема здесь – безопасность данных. Пользователи боятся передавать информацию на сервер, расположенный в неизвестном месте, без гарантии того, что ей не воспользуется кто-то посторонний", – отмечает директор по маркетингу Autodesk в СНГ Анастасия Морозова.

Этот вопрос волнует абсолютно всех. "Боязнь за сохранность данных – это проблема, так как механизмы хранения непрозрачны. Пользователю не объясняют, как сохраняются его данные, что произойдет с ними в случае экстренных ситуаций, – подтверждает Антон Захарченко. – Нам нужно дойти до некой точки невозврата, как произошло с системой виртуализации. Три-четыре года назад все о ней говорили как о будущем, но уже спустя два года количество установленных виртуальных машин превысило количество развернутых физических серверов".

Также произойдет и с SaaS, когда количество получаемых услуг по подписке будет превышать количество услуг, развернутых на своей инфраструктуре. Хотя можно констатировать, что многие облачные провайдеры уже сейчас обеспечивают более высокую безопасность данных, чем та, которую могут предоставить клиентам собственные серверы.

Максим Логвинов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS