|  | 
 | 
| Обзор подготовлен | При поддержке |  
|  |  |  Допуслуги не спасли ARPU от падения Все еще существенный рост абонентской базы российских сотовых операторов сопровождается заметным падением среднего ежемесячного дохода с одного пользователя. Развитие дополнительных услуг не спасает ситуацию, и операторы продолжают искать новые  пути повышения ARPU.
 ARPU не радует акционеров Несмотря на все усилия сотовых операторов, средний ежемесячный доход с одного пользователя мобильной связи в России продолжает стремительно снижаться. Еще год назад эксперты оценивали нижний порог ARPU, за которым предоставление услуг сотовой связи становится невыгодным, в $10-12. Теперь же эта отметка пройдена. Надежды операторов на услуги с добавленной стоимостью (VAS), призванные защитить ARPU от падения, не оправдались. Динамика среднего ежемесячного дохода с одного пользователя (ARPU) сотовой связи в России ($), 2003-2005 
 * — по итогам 9 мес. 2005 г.Источник: iKS-Consulting, 2005
 В 2005 году российский рынок дополнительных услуг в сетях сотовой связи демонстрирует неожиданно слабые результаты. По оценкам iKS-Consulting, его емкость вырастет только на 43% до $1,4 млрд. по сравнению со 150% в 2004 году. Доля сервисов в общих доходах операторов сотовой связи увеличится, предположительно, с 12,4% до 13,1%. За первые 9 месяцев 2005 года дополнительные услуги только усилили падение общего показателя ARPU, в то время как в европейских странах операторы сумели с их помощью не только стабилизировать, но и повысить уровень дохода с одного пользователя.  Бестолковый контент То, что картинки и мелодии для мобильников (основная доля контент-услуг), зачастую не самого высокого качества, не смогут защитить ARPU от падения, было ясно изначально. Родители явно не смогли бы долго оплачивать «баловство» своих чад, однако операторы в сотрудничестве с многочисленными контент-провайдерами продолжали настойчиво продвигать типовой контент в массы. В результате они потерпели ожидаемое фиаско. По данным iKS-Consulting, ARPU от предоставления дополнительных услуг (VAS) в России по итогам первого полугодия 2005 года снизился с $1,5 в 2004 году до $1,1. Главным «виновником» спада на рынке VAS в первом полугодии 2005 года стали контент-услуги — их доля в структуре доходов от дополнительных услуг снизилась с 26% в 2004 году до 22% (по итогам 9 месяцев 2005 года — до 21%). Отчасти кризис на рынке VAS был вызван обилием стандартных предложений, в то время как пользователи искали персонализированные решения.  Дополнительные услуги в сетях российских сотовых операторов, 9 мес. 2005 г. 
 Источник: iKS-Consulting, 2005 
 
 | Дополнительные услуги в сетях сотовой связи РФ По итогам первых 9 месяцев 2005 года общий объем рынка дополнительных услуг в РФ составил $958,7 млн., 37% из которых было заработано операторами в третьем квартале 2005 года. В 3 квартале доходы от дополнительных услуг выросли на 13% по сравнению со 2 кварталом 2005 года. Доля дополнительных услуг в общих доходах в 3 квартале снизилась до 12,2%, по итогам 9 месяцев 2005 года — до 12,7%. Показатель ARPU от VAS составил $1,1. За первые 9 месяцев 2005 года операторы "Большой тройки" заработали 90% от всех доходов от дополнительных услуг в России. В связи со спадом на рынке контент-услуг прогнозы на 2005 год скорректированы в сторону уменьшения — до $400 млн. По предварительным данным объем рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи в 2005 году составит $1,4 млрд. (13% в общих доходах операторов). Источник: iKS-Consulting, 2005 |  Люди не знают про MMS По данным исследования, проведенного среди абонентов «Вымпелкома», 72% из потребителей дополнительных услуг пользуются SMS, 11% — GPRS, 16% используют доступ к контент-провайдерам и только 1% — MMS.  Дополнительные услуги в сети «Билайн»* 
 * — по данным опроса пользователей «Билайн»,Источник: «ВымпелКом», 2005
 Крайне низкая популярность MMS вызвана отчасти тем, что абоненты просто не знают об этой услуге — таких, согласно опросу, проведенному во 2-м квартале 2005 года, насчитывалось более 60%. Операторы недостаточно много внимания уделяют тому, чтобы научить абонентов и предложить им эти возможности. Однако рекламные кампании, проводимые отдельными операторами и направленные на популяризацию MMS, приводят к росту пользования этого вида услуг у всех операторов. Соответственно, последние неохотно инвестируют в информированность абонентов об этой услуге.  С GPRS ситуация тоже сложная, не представлены в значительной мере на рынке те дополнительные сервисы, которые используют каналы GPRS и могли бы обеспечивать пользователям востребованные услуги. В то же время, 29% выручки VAS услуг «Билайна» генерируют пользователи GPRS, при том, что они составляют только 11% от общего количества. Кстати, учитывая, что процент пользователей SMS от общей абонентской базы составляет около 40%, возможности этой услуги далеко не исчерпаны. Более того, получается, что гипотетически в запасе рынка есть еще 60 млн. абонентов.  Что делать? Как следует из исследования рынка дополнительных услуг, проведенного iKS-Consulting, одной из основных тенденций в 2005 году стали структурные изменения — резко выросла доля сегмента мобильного интернета, в то время как доля контент-услуг, наоборот, снизилась. Последнее вызвало общую стагнацию рынка дополнительных услуг, что выразилось в замедлении темпов роста российского рынка VAS в целом и снижением показателя ARPU от дополнительных услуг. В этой связи, в частности, можно ожидать усиления активности операторов в сегменте мобильного интернета. Прежде всего, они будут более интенсивно, чем ранее, строить транспортную инфраструктуру для мобильной передачи данных и доступа в интернет (GPRS/EDGE). А затем расширять и предлагать дополнительные сервисы уже на базе этих технологий.  Мобильная передача данных — основное средство поддержания ARPU на Западе, считают в Informa Telecoms & Media. И 30–40% доли доходов от передачи данных — это сложившаяся зарубежная практика, возможная для России. Виталий Солонин / CNews Analytics 
 | 
 |