Спецпроекты

На страницу обзора
В современной АБС должна быть заложена сама суть банковского бизнеса
Председатель Правления ГК ЦФТ Андрей Висящев в интервью CNews рассказал о перспективах развития банковского бизнеса и банковских технологий, новых моделях взаимодействия банков и поставщиков ИТ.

Андрей Висящев

CNews: Какие, на ваш взгляд, ИТ сейчас больше всего нужны банкам?

Андрей Висящев: Прошли те времена, когда АБС рассматривалась исключительно как бэк-офисная система. Сейчас все без исключения кредитные организации рассматривают ИТ-инфраструктуру с позиции повышения эффективности бизнес-процессов. Тренд направлен на то, чтобы упростить процессы продаж, приблизить точки реализации продукта к клиенту. Розница, ставшая приоритетным направлением бизнеса для многих банков, требует конвейерного и в то же время персонального подхода, высокой производительности. Усиливаются регулятивные меры, требуется более точное управление рисками. Архитектурно современная АБС должна отражать суть банковского бизнеса – в центре фокуса клиенты и необходимые им продукты, а также разноуровневая аналитика, позволяющая динамично корректировать бизнес-процессы.

CNews: То есть нас ожидает революция на рынке АБС?

Андрей Висящев: Уместнее говорить не о революции, а об эволюции – нет необходимости все разрушать до основания. По крайне мере, именно эволюционную форму развития мы применили в отношении системы «ЦФТ-Банк». В ней появилось два ключевых направления развития. Во-первых, сейчас акцент сделан на правильные продажи. Фактически, мы создали в «ЦФТ-Банк» сценарии поведения продавца в отделении, сделали настройку этого процесса максимально удобной, чтобы от персонала не требовалось высокой квалификации, а алгоритмы взаимодействия были вполне понятны.

Вторая важная составляющая — это аналитика. Мы сделали на нее упор, потому что считаем ее тесно связанной с продуктовой стратегией. При наличии каких-то ключевых продуктов, банк должен будет рассчитывать прибыльность конкретного клиента по конкретной группе приобретенных продуктов. Банку придется научиться оперировать тарифными планами в рамках существующих продуктов, чтобы сделать прибыль максимальной. То есть при стандартных, понятных, отлаженных бизнес-процессах продажи финансового продукта нужно иметь возможность «играть» какими-то параметрами, увеличивающими прибыль от конкретного клиента. За этим будущее. Поэтому мы должны дать банку механизм тонкой индивидуальной «игры» со своим клиентом.

CNews: Но ведь на рынке существует множество самостоятельных специализированных решений для целей анализа данных?

Андрей Висящев: Это укладывается в логику эволюции систем ЦФТ. Мы идем навстречу клиентам, хотим разговаривать на их языке. Мы начали с поставок приложений, потом перешли к понятию финансовых продуктов, основанных на приложениях. Исторически мы занимались созданием учетных систем. С точки зрения архитектуры, это абсолютно разные механизмы с аналитическими системами. В первом случае используется OLTP-, во втором — OLAP-технология. Это разные технологические процессы, и мы не собираемся подменять один другим.

Наша задача – обеспечить онлайновую синхронизацию между происходящими в учетной системе процессами и их визуальным отражением. Мы предлагаем финансовый продукт, мы знаем все его характеристики, процессы его прохождения в учетной системе. И на основе этого учета мы можем представить все необходимые индикаторы: доходность продукта, объем продаж, место продажи и т. п.

Сегодня на рынке многие АБС предлагают в своем составе расширенный набор отчетов. Все они, как правило, предназначены для регулятора и не приспособлены к гибкой настройке, изменению параметров и алгоритмов расчета аналитических показателей. Это делает невозможным проведение оперативного и разностороннего анализа. АБС, ориентированные в первую очередь на бухгалтерский учет, не позволяют гибко управлять продуктовой линейкой банка. Ответить на вопрос, какой продукт банка или клиент приносит больше прибыли и насколько, какой – меньше и почему, с помощью такой системы очень сложно. Следовательно, гибко и оперативно настраивать оценку доходности новых и активных продуктов, а значит управлять эффективностью бизнеса, не получается. Поэтому в дополнение к нашему основному продукту – автоматизированной банковской системе «ЦФТ-Банк» – мы разрабатываем сейчас различные приложения, позволяющие повысить эффективность управления. По сути, это программное обеспечение для аналитического отдела финансовой организации, комплекс приложений, который запускает последовательность функций расчета определенных показателей.

CNews: Как на практике выглядит работа с новым аналитическим инструментарием в «ЦФТ-Банк»?

Андрей Висящев: В системе «ЦФТ-Банк» аналитические данные после автоматического расчета выводятся в индивидуальные интерактивные информационные панели каждого из сотрудников банка. Интерактивные панели — это не просто графики и диаграммы оценки эффективности, а полноценный визуальный отчет, содержащий оценки показателей реализации тех или иных бизнес-процессов.

Например, руководитель отделения банка ежедневно на своей информационной панели может видеть финансовый результат своего отделения в сравнении с другими, оценку финансового результата, прирост объема депозитов по группам клиентов, план и факт по бюджетным лимитам и т.д. Руководитель отдела розничных продуктов увидит в своей интерактивной панели наиболее «активную» и «пассивную» точку продаж, наиболее «востребованный» и «мертвый» продукт и т.д. На основании значений индикаторов и по результатам их анализа руководитель может корректировать тактику продаж и управлять продажами в течение дня. Операционист в режиме on-line через свою интерактивную панель следит за результатами своей работы и нормами обслуживания клиентов по количеству оформленных заявок, транзакций, их объему, сравнивает свой результат с результатом коллег, прогнозирует свой бонус или премию по результатам работы за месяц и т.д. «ЦФТ-Банк» становится и системой мотивации персонала на кросс-продажи.

CNews: Как вы оцениваете популярность темы «облаков» в финсекторе?

Андрей Висящев: Тема, безусловно, прогрессивная и интересная. Два года назад, когда мы объявляли о наших планах в отношении аутсорсинга, было множество споров, настороженности со стороны участников рынка, то сегодня можно сказать, что эта схема полностью доказала свое право на существование. Сегодня для банков стало реальностью разметить АБС во внешнем «облаке» и забыть про такие проблемы, как производительность, масштабируемость, рост численности ИТ-департамента и прочее.

Налицо очевидный тренд и изменение отношения к аутсорсингу со стороны заказчиков, что не может не радовать. Это в значительной степени совпадает с нашим взглядом на рынок, с той бизнес-моделью, которую мы планируем продвигать. Наше глубокое убеждение – финансовым организациям имеет смысл отдать все типовые функции ИТ на аутсорсинг и сосредоточиться на бизнесе.

CNews: В каких банках ЦФТ уже реализовал проекты по аутсорсингу АБС?

Андрей Висящев: Сегодня ЦФТ оказывает услуги комплексного аутсорсинга восьми банках: «Экспобанк», «Старбанк», банк «Монолит», «Ипотекбанк», БКФ, банк «МФК, «Сиббизнесбанк», «ВестЛБ». Каждый из наших «аутсорсинговых» клиентов сам определяет для себя, в чем ценность этой модели. Кто-то видит ее в сокращении затрат на ИТ-службу, кто-то – в развитии определенного нишевого продукта и т.д. Аутсорсинг системы «ЦФТ-Банк» станет одним из ключевых направлений развития софтверного бизнеса ЦФТ на ближайшую перспективу. В этой связи ЦФТ прошел аудит PricewaterhouseCoopers и получил подтверждение высокого уровня организации процессов аутсорсинга. Кроме того, теперь уже сама компания в целях повышения эффективности начинает отдавать часть процессов на аутсорсинг. Пока нам хватает мощностей двух собственных ЦОДов, но, учитывая перспективы развития сервиса аутсорсинга в ближайшее время, ЦФТ разместит свои серверы на специализированной технологической площадке «Ростелекома», оборудованной системами бесперебойного питания, климатического контроля, пожаротушения и передачи данных. Соответствующий договор с «Ростелекомом» уже заключен.

CNews: Каковы ваши прогнозы на 2014 год? На что переключатся банки?

Андрей Висящев: Банки сохранят нацеленность на розницу, клиентов из сегмента СМБ. А розница – это скорость, простота и качество предоставляемых услуг. Развитие ИТ для банков будут определять социальные сети, мобильные технологии, «облака». Многие будут смотреть в сторону модели виртуальных офисов. В массовом банковском обслуживании новый виток развития может получить мобильный банкинг в связи с появлением нового варианта мобильных платежей – выполнения операций через NFC. Значимость наличных денег минимизируется, карточные технологии ставятся все более привычным платежным инструментом для россиян.

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
№  Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее