Спрос клиентов на мобильные разработки
увеличился вдвое
О тенденциях и темпах роста российского рынка ДБО и тонкостях создания мобильных версий интернет-банков в интервью CNews рассказал Андрей Галковский, генеральный директор компании R-Style Softlab.
CNews: Как вы оцениваете объем российского рынка мобильных
решений для бизнеса и динамику в 2012-2013 годах?
Андрей Галковский: Компании,
профессионально занимающиеся маркетинговыми исследованиями, в том числе ARG, уже дали свою оценку
российскому рынку ДБО и мобильных приложений в 2013 году. А мы можем лишь
прокомментировать открытую информацию. Прежде всего, хотелось бы отметить, что
сегмент мобильных решений в России пока еще узок, но имеет прекрасные
перспективы. По прогнозам компании J’son & Partners Consulting,
среднегодовой темп роста (CAGR)
рынка с 2012 по 2017 годы должен составить 33%, а его объем – превысить к концу
2017 года 100 млрд руб. Все это похоже на правду, если исходить из
предположения, что российские рыночные тенденции повторяют западные, но с
временным сдвигом лет в пять. Уже сегодня 48% американцев, владеющих
смартфонами, используют их для операций со своими банковскими счетами, а рост
рынка мобильного банкинга в США как раз составляет 33%.
Доля счетов
физических лиц с доступом к мобильным устройствам в России ежегодно растет
примерно на 5–9%, в то время как повышение количества приверженцев интернет-каналов
пока идет чуть более интенсивно. Но мы уже вряд ли имеем право разделять каналы
ДБО, ведь большинство банков стремится организовать единый сервис с
многоканальным доступом клиента к «Личному кабинету».
CNews: Можно ли оценить сегментацию рынка (доли собственной
разработки компаний-пользователей, доли портальных решений, мобильных версий,
специализированных полнофункциональных мобильных бизнес-приложений)?
Андрей Галковский: Сегодня на рынке достаточно
ярко представлены 3 сегмента: специализированные полнофункциональные мобильные
приложения, «нативные» приложения (от производителей смартфонов) и «самиздат».
Первый сегмент – самый широкий, а последний постепенно сходит на нет – не более
5% всех проектов осуществляется силами ИТ-подразделений кредитных учреждений.
На мой взгляд, причины их низкой активности кроются в стремлении банков уйти от
«заплаточных» методов и представить рынку единый сервис, продуманный и
профессионально выполненный. Только так можно завоевать новых клиентов и
сохранить лояльность тех, кто уже пользуется услугами банка. И еще одна
особенность современного рынка: все чаще на нем появляются смешанные решения,
когда интерфейсной составляющей занимаются одни, а архитектурой взаимодействия
и серверной реализацией – другие.
CNews: Существует ли специфика развития мобильных трендов на
российском и западном рынках?
Андрей Галковский: Западный рынок
несколько раньше узнал о мобильных приложениях. С этим связано почти 100%-e распространение ДБО в
экономически развитых странах. И все же количество пользователей мобильных
версий пока немного отстает от числа потребителей интернет-услуг. В России мы
наблюдаем схожую ситуацию, лишь с той разницей, что пользователей ДБО раза в 3
меньше, а темпы роста рынка постоянно увеличиваются. К тому же тенденции в
развитии и западного, и российского рынков очень схожи: упрощение пользования
системами ДБО, эргономичность, безопасность, привлекательность и
функциональность интернет- и мобильных ресурсов.
CNews: Оцените, пожалуйста, динамику спроса ваших клиентов на
мобильные разработки за последние 2 года.
Андрей Галковский: За последний год
спрос повысился практически вдвое. Это о многом говорит: компанию воспринимают
на рынке как эксперта ДБО. У нас появились новые интересные проекты и планы по
дальнейшему развитию этого направления.
CNews: Какие новые тренды вы бы выделили на российском рынке
мобильных решений? Как изменились требования заказчиков за последние год-два?
Андрей Галковский: На мой взгляд, это
разработка удобных платежных сервисов, интеграция со всевозможными платежными
системами, электронными кошельками, взаимодействие ДБО с бэк-офисами, системами
обслуживания пластиковых карт, партнерскими сервисами, например, порталами государственных услуг, интернет-магазинами и
т.д. А еще – оплата налогов и штрафов ГИБДД.
ДБО обрастает
множеством интереснейших «фичей»: среди оригинальных решений например, можно
выделить геолокационные сервисы. Главной задачей разработчиков, конечно же,
остается приведение в соответствие друг другу функционала мобильных версий и
интернет-приложений. Это похоже на гонку, которую разумнее всего будет
приостановить из-за ограниченности возможностей мобильных устройств и удобства
использования их в качестве средства для работы с текстовой информацией. Обязательным
атрибутом надежного сервиса сегодня является обеспечение безопасности
использования дистанционных каналов. Сейчас на наш рынок приходят решения для
мобильных платформ с российской криптографией.
CNews: Вы создали систему интернет-банкинга «СбербанкОнл@йн». На
основе каких продуктов реализовано решение и чем обусловлен их выбор? Сколько
времени длился проект?
Андрей Галковский: Cервис «СбербанкОнл@йн» создан на основе
программного комплекса InterBank.
Это высокотехнологичный продукт, главное достоинство которого в возможности
построения финансовых приложений на единой платформе, что упрощает поддержку и
интеграцию с другими системами.
Для перевода на
общую платформу всех территориальных банков Сбербанка потребовалось около 2,5 лет.
При этом функционал «Сбербанк ОнЛ@йн» постоянно расширялся, наращивалась
производительность, добавлялись новые способы дистанционного обслуживания,
повышалось качество сервиса и удобство для конечных пользователей.
CNews: Создание мобильных версий интернет-банкинга проходило при
вашем участии?
Андрей Галковский: Работу над любой
версией банковского мобильного приложения можно разделить на две независимые
процедуры: создание интерфейсного пространства, с которым непосредственно
соприкасается пользователь, и настройку серверных процессов, позволяющих
приложению обращаться к данным сервиса, единым для всей системы. В Сбербанке мы
выполнили вторую часть операции и разработали архитектуру взаимодействия
приложений. А вот в других банках в скором времени нас ждут проекты по созданию
мобильных версий целиком.
CNews: Какой опыт извлекла компания R-Style Softlab из проекта для «Сбербанк
Онл@йн»?
Андрей Галковский: Стоит только
вдуматься в цифры, отражающие работу системы, чтобы понять, насколько
грандиозный проект нам удалось осуществить: интеграция с более чем 120
системами, 7 млн активных пользователей, более 1 млн платежных операций в
сутки. Аналитики подсчитали, что по количеству проектов интернет-банкинга в
различных банках России R-Style Softlab занимает
третье место, без учета проекта в Сбербанке. Но один этот проект стоит,
пожалуй, десятка других.
На проекте в
Сбербанке мы впервые отработали многие полезные функции: управление финансами, открытие
обезличенных металлических счетов, покупка и продажа драгоценных металлов,
оплата покупок в интернет-магазинах, бронирование билетов или гостиниц,
дистанционное открытие вкладов, предодобренные предложения по кредитам и т.д.
CNews: Планируете ли развивать ваши компетенции? Выполняете ли вы
сейчас схожие проекты?
Андрей Галковский: Как я уже говорил, R-Style Softlab ведет
довольно большое число проектов по интернет-банкингу. Это направление в
компании уже давно активно развивается. Мы сотрудничаем с финансовой группой «Лайф»,
с банком «Российский капитал» и многими другими. Недавно в R-Style Softlab произошла смена акционеров – контрольный пакет акций
приобрела крупная европейская софтверная компания Asseco. Уверены, что интеграция в скором
будущем принесет плоды и расширит компетенции специалистов R-Style Softlab.
CNews: Существует ли в компании стратегия развития мобильного
направления?
Андрей Галковский: R-Style Softlab специализируется, скорее, на интернет-банкинге, и пока
лишь начинает выходить на рынок мобильных решений. Первые шаги в этом
направлении сделаны на проектах в Сбербанке и Пробизнесбанке, но о стратегии я
бы пока не стал говорить. Наша задача на ближайший период – оценить свои
возможности, привязать их к требованиям рынка и предложить банкам свое видение
хорошего мобильного сервиса не только для физических, но и для юридических лиц.
CNews: Каков ваш прогноз развития рынка мобильных решений на
ближайшие 5 лет?
Андрей Галковский: Через пять лет,
скорее всего, уже никто не сможет себе представить, как раньше люди обходились
без мобильного банкинга. Вполне возможно, что мобильный банк завоюет и
значительную часть личного пространства пользователей, взяв на себя функции
универсального консультанта, помощника, друга, которому можно доверять.
Безусловно, большинство компаний потратят много сил на создание идеальных
интерфейсов. И рост числа пользователей станет более интенсивным, ведь к тому
времени достигнет совершеннолетия поколение социальных сетей, для которого нет
ничего более естественного, чем на 100% использовать свой мобильный.