CNews: Что представляют из себя современные программы для проектирования и зачем нужна их виртуализация?
Георгий Лысенко: Перед людьми всегда стояли задача строительства жилья, создания новых материалов, разработки технологий для производства орудий труда. Для того чтобы иметь возможность воспроизвести чей-то удачный опыт, воссоздать изобретение, необходимо иметь его эскизы, чертежи, планы и другую проектную документацию.
Современные выпускники технических вузов хорошо знакомы с инженерным моделированием и графикой на основе программы AutoCAD, разработанной компанией Autodesk. Современные САПР - это системы двух- и трехмерного автоматизированного проектирования и черчения. Это сложные продукты, которые позволяют качественно описать и построить инженерные коммуникации здания или сконструировать модели различной техники (телефон, автомобиль, самолет).
Около пятнадцати лет назад разработчики САПР (например, Autodesk, Siemens, SolidWorks) стали добавлять в свои продукты функции 3D-моделирования. Эти инструменты дали возможность проводить полный анализ модели, прямую подготовку производства с использованием высокоточного оборудования с ЧПУ, в том числе и технологии прямого производства. Однако приложения САПР для 3D-моделирования оказались очень требовательны к ресурсам. Комфортно в них работать можно на рабочих станциях с мощной графической подсистемой. Мобильность проектировщика - это требование, которое продиктовано условиями современной жизни. Работы по сооружению здания зачастую требуют присутствия проектировщика вместе с мощным железом на стройплощадке. Мощной ноутбук с производительной видеокартой не является выходом, так как сделанные в проект правки нужно оперативно вносить в общую систему, а пропускной способности каналов связи недостаточно для быстрой транспортировки «тяжелого» трафика. Подобные проблемы решаются за счет виртуализации, благодаря которой проектировщики получают доступ к проектной документации в любом месте и в любое время, используя легкие клиенты.
CNews: В чем заключается специфика виртуализации 3D-приложений?
Иван Орлов: Основная проблема классической схемы виртуализации была связана с отсутствием графической подсистемы, способной брать на себя функции по обработке 3D, разгружая при этом центральный процессор. В результате использование САПР как и других профессиональных приложений в виртуальной среде было невозможным.
Появление поддержки в гипервизорах проброса графического процессора в виртуальную машину позволило решить эту проблему, предоставив пользователям гарантию работоспособности приложений и сохранив требуемую производительность при работе с САПР. Данный подход также решал вопрос обеспечения безопасности данных за счет хранения важных данных в ЦОД, но масштабируемость и экономическая сторона решения была под вопросом.
Несмотря на это, некоторые западные компании перешли на использование такого сценария, что позволило им нанимать сотрудников в любой точке нашей планеты, предоставляя удаленный доступ к рабочему окружению и динамически выделяя ресурсы под конкретную задачу.
CNews: Каковы преимущества от виртуализации САПР с использованием технологии NVIDIA GRID?
Иван Орлов: В отличие от других профессиональных видеокарт, например, семейства Quadro, решения NVIDIA GRID обеспечивают более высокую плотность графических процессоров в сервере. NVIDIA GRID K1 и K2 оснащены 4 GPU и 2GPU соответственно, которые, в свою очередь, возможно разделить на множество более простых виртуальных GPU (vGPU). Это позволяет выделять ресурсы видеокарты более динамично и решить вопрос масштабируемости данного решения, по сравнению с обычным пробросом видеокарты, о котором мы говорили ранее. Например, на днях у нас получилось использовать 1 карту GRID K1, для обеспечения возможности удаленной и более комфортной работы 16 проектировщиков, по сравнению с их классическим рабочим местом. Соответственно, двух таких карт хватит для 32 пользователей. Звучит куда заманчивей, чем парк мощных ПК (с соответствующими затратами на их обслуживание) и жесткой привязкой к оным, не правда ли?
Таким образом, революционные GRID K1/K2 предоставляют возможность сделать виртуализацию САПР-приложений экономически более оправданной. Важно, что при этом мы можем обеспечить защиту и управление информацией.
CNews: Вы говорите о том, что использование технологий виртуализации обеспечивает более высокий уровень защиты данных, каким образом?
Иван Орлов: По опыту наших проектов, снижается до минимума риск потери корпоративных данных, ввиду их отсутствия на локальном рабочем месте и возможности прямого доступа к ним. Это одно из огромных преимуществ облачных вычислений.
CNews: На каких программных продуктах реализуется виртуализация приложений САПР?
Иван Орлов: Чаще всего реализация данной технологии основана на решениях Citrix XenServer + XenDesktop 7, а также VMware.
CNews: Есть ли у вас готовые решения по виртуализации САПР на базе карт NVIDIA и решений Citirx/VMware?
Иван Орлов: У нас в офисе есть настроенный демо-стенд, к которому наши заказчики могут удаленно подключаться, чтобы просто посмотреть на работу с собственными чертежами, моделями по WAN каналу и хотя бы приблизительно оценить степень ее комфортности. Как правило, следующим этапом такого тестирования становится пилотное внедрение на площадке заказчика. За последние два месяца мы провели четыре «пилота», и отзывы исключительно положительные.
Говорить о существовании унифицированного решения под любую задачу было бы не очень правильно. Решения по виртуализации САПР желательно тестировать в конкретных условиях, с конкретными моделями, версиями ПО и т.д. Но то, что технология работает – это однозначно.
CNews: Каков спрос на данное решение? Чем он вызван, аргументирован?
Георгий Лысенко: Продукт крайне востребован на рынке. На первом этапе, когда еще не было демо стендов у интеграторов, этим решением интересовались десятки заказчиков. Сегодня этот интерес перешел в практическое русло и преумножился.
Во-первых, заказчику экономически выгодно получить такое решение в сокращения ТСО. Во-вторых, выбор обусловлен стремлением снизить риски потери данных.
Рассмотрим такой пример: небольшая компания, в которой работает порядка 20-30 проектировщиков, при этом стоимость рабочего места – примерно 30 тыс. руб. Допустим, мы переносим все вычисления на сервер стоимостью 1 млн. Экономической эффективности, на первый взгляд, нет. Зато данные точно не будут утеряны. Вопрос в том, сколько они стоят? Если доступ к рабочему месту хоть как-то ограничен, – возникают риски, что проектировщики могут не успеть выполнить тот или иной проект. Что может привести к финансовым потерям. В таком случае предоставления возможности дистанционной работы сотрудника выглядит, на мой взгляд, более чем оправданной.
А теперь предположим, что рабочее место стоит не 30, а 100 тыс., а сотрудников не 20, а 500 и более, да еще работают они в географически распределенной филиальной сети - со всеми вытекающими расходами на обслуживание рабочих мест, сложностями с поиском в конкретной точке квалифицированных ИТ-специалистов и т. д.
В данном случае окупаемость, на первый взгляд, дорогого комплекса может быть весьма ощутимой.
CNews: Кто был партнером проекта из производителей серверного железа?
Иван Орлов: Нашим партнером стала компания Dell, в рамках проекта мы используем серверы R720. Вообще, согласно информации NVIDIA, уже 10 компаний сертифицировали свое «железо» под использование карт GRID K1 и K2. Кроме Dell, в этом списке Asus, Cisco, HP,IBM, Supermicro и другие.
CNews: Какова стоимость решения?
Иван Орлов: Решение состоит из множества компонентов. Это сам сервер, цена которого варьируется в зависимости от конфигурации, лицензии для построения виртуальной инфраструктуры (Citrix, VMware и т. д.), собственно лицензии САПР.
CNews: Сейчас решение по виртуализации САПР представляет собой программно-аппаратный продукт. Планируете ли вы предложить клиентам продукт по модели SaaS без поставок железа?
Иван Орлов: Такие решения достаточно востребованы на рынке, мы активно прорабатываем подобную возможность. Однако при этом требуется работать сразу в нескольких направлениях: оценивать предпочтения заказчиков по хранению данных (в собственных ЦОДах, в приватных «облаках»), продумывать вопросы, связанные с безопасностью и стоимостью таких решений.