Потребность в цифровых HR-решениях у российских заказчиков, включая представителей малого и среднего бизнеса, от года к году растет. Предприятиям необходима современная платформа, чтобы обеспечить сотрудникам доступ ко всем кадровым, коммуникационным и HR-операциям в режиме «единого окна». Это позволит ускорить бизнес-процессы внутри компании, в итоге с HR-специалистов удастся снять часть рутинной работы, и они получат возможность более эффективно взаимодействовать с людьми, разрабатывая качественные карты развития сотрудников (EJM): от рекрутинга и адаптации до увольнения и алумни-менеджмента.
Как будет расти рынок HR Tech в России
На протяжении последних нескольких лет отечественный рынок автоматизации рекрутмента стабильно растет. Этому есть несколько причин. Первая — с помощью современных HR-платформ госсектор и бизнес стараются хотя бы частично решить проблему нехватки кадров, а также сделать коммуникацию с уже работающими в коллективе специалистами более эффективной.
Еще один драйвер роста, безусловно, — импортозамещение. В России до сих пор есть компании, которые используют западные решения, например SAP HR, однако их становится все меньше. По мнению Анастасии Прощаевой, директора по продукту HR Tech в VK Tech, так предприятия стараются окупить средства, вложенные в иностранные решения, однако почти у всех организаций так или иначе есть планы по переходу на российское ПО. Ожидается стабильный темп миграции на отечественные HRMS в 2026 г.
Говоря о судьбе рынка в ближайшие 2–3 года, опрошенные CNews эксперты единодушно заявляют, что стагнации ждать не придется, и сегмент будет демонстрировать уверенную положительную динамику. Так, по словам Артура Захаряна, директора по стратегии Websoft, отечественный рынок технологий автоматизации рекрутмента продолжает активную трансформацию и будет расти примерно на 15–20% в год. Другие лидеры отрасли высказывают еще более позитивные прогнозы.
«На ближайшие несколько лет прогнозы оптимистичны — ожидается рост рынка на 40–50% ежегодно, прежде всего, за счет цифровизации кадрового администрирования, роста проектной занятости и дефицита квалифицированных специалистов. Среди драйверов рынка заметны цифровая трансформация, импортозамещение, усиление законодательных требований к безопасности данных и развитие технологий искусственного интеллекта. Самые быстрорастущие сегменты: диджитализация рекрутмента, цифровизация документооборота, решения для оценки, адаптации и развития сотрудников. Конечно, большой рост показывает сегмент удержания и развития персонала — его доля всегда была большой, и она уверенно увеличивается», — отмечает Александр Аверин, директор по персоналу ИТ-экосистемы «Лукоморье».
На развитие рынка влияет еще один фактор — HR-платформами стали активнее интересоваться компании из сегмента среднего и малого бизнеса. Михаил Ефимов, руководитель направления Saby HRM компании «Тензор» указывает, что одна из причин — российские коробочные решения попросту стали дешевле.
«В условиях экономической турбулентности бизнес стал больше инвестировать в решения для улучшения взаимодействия с кандидатами и сотрудниками. Стало ясно, что для уменьшения текучести кадров нужно более эффективно управлять карьерным треком и вовлеченностью работников», — резюмирует Анастасия Прощаева, директор по продукту HR Tech в VK Tech.
Гибкие и масштабируемые решения: что нужно заказчикам
Компании сейчас не просто меняют западные решения на российские. При миграции с одной системы на другую они закрывают различные бизнес-потребности. Если в 2022 г. у многих предприятий была цель, скорее, найти аналог привычных иностранных систем, то сейчас заказчиков лишь «копия» западного ПО не устраивает. Предприятиям нужны гибкие и масштабируемые решения с расширенным набором функций.
«Рынок движется в сторону модульности и постепенного масштабирования. Как показывает практика Saby HRM, 76% клиентов начинают с одного модуля, а затем расширяют функциональность под свои растущие потребности. Автоматизация HR — это не про «все и сразу», а про то, как закрывать текущие задачи шаг за шагом. Рынок потребителей растет, и за ним растут вендоры. Разработчики, включая нас, развивают свои решения в сторону гибкой интеграции с другими корпоративными системами, бесшовной масштабируемости и персонализации, полнофункциональных мобильных приложений для сотрудников и руководителей», — добавляет Михаил Ефимов, руководитель направления Saby HRM компании «Тензор».
Заказчиков, которые ждут от вендоров сразу экосистему взаимодополняющих друг друга сервисов, становится все больше. Компании рассчитывают получить универсальное решение, которое предоставит сотрудникам доступ ко всем кадровым, коммуникационным и HR-процессам на одной платформе в режиме единого окна. При таком подходе предприятия могут выстраивать качественную карту пути сотрудника (EJM): от рекрутинга и адаптации до увольнения и алумни-менеджмента.
Сегодня HR Tech — уже не набор отдельных модулей, а полноценный Work Tech-подход. В этом контексте основная идея — повысить производительность труда за счет различных технологий, в частности, искусственного интеллекта.
«Переход от HR Tech к более широкому Work Tech — ключевой вектор развития. Основная идея здесь — обеспечить тесное взаимодействие HR-решений с операционными и бизнес-системами, убрать рутинные задачи, чтобы HR-специалисты смогли больше времени уделять работе с людьми. В совокупности с глубокой ИИ-интеграцией это формирует ту самую триаду HR Tech, Work Tech и нативного ИИ, которая, по нашему мнению, будет следующим большим драйвером в сфере HR-автоматизации», — уверен Артур Захарян, директор по стратегии Websoft.
Запрос на гибкие решения по концепции «единого окна» обусловлен также тем, что у многих компаний растет количество внештатных сотрудников. В один момент таких специалистов становится критически много, поэтому процесс взаимодействия с ними также необходимо автоматизировать.
«По нашим данным, каждая третья компания в России уже работает с внештатными специалистами — и это только начало. Мы видим повышенный интерес к платформам, позволяющим быстро подключать внештатных специалистов, формировать гибкие команды и прозрачно управлять выплатами. Этот сегмент развивается особенно активно — потому что закрывает реальные, а не гипотетические потребности. Современные российские платформы позволяют собрать все в одном окне: от задач и сроков до выплат и документов. Это серьезно упрощает работу и снимает рутину с внутренних команд, а также дает бизнесу больше пространства для масштабирования», — дополняет генеральный директор инфраструктурной платформы для управления внештатными командами Solar Staff Роман Шинкаренко.
Что препятствует тотальной автоматизации рекрутмента
Плюсы от внедрения цифровых инструментов для работы с персоналом очевидны. Однако есть несколько серьезных барьеров, которые мешают автоматизации таких бизнес-процессов. Основной — трудности встраивания новой платформы в существующий ИТ-периметр предприятия, особенно если речь идет о больших организациях в консервативных отраслях, например, промышленности. Одна из сложностей заключается в том, что из-за отсутствия четкой стратегии цифрового развития в ряде организаций наблюдается целый «зоопарк» различных систем. Поэтому вендорам и интеграторам приходится решать непростые задачи, чтобы новое решение эффективно работало в уже сложившемся периметре.
«Главная сложность — не в самих технологиях, а в «пересборке» привычных процессов. Компании понимают необходимость цифровой трансформации, но не всегда готовы сразу менять отлаженные, пусть и устаревшие, схемы работы. Особенно это касается таких отраслей, как промышленность — там внедрение новых ИТ-решений часто связано с множеством регламентов, жесткой иерархией и высокой ценой простоя. В таких секторах изменения требуют больше времени и аккуратного поэтапного подхода: сначала автоматизируются основные операции, затем — остальные процессы», — резюмирует Роман Шинкаренко, генеральный директор инфраструктурной платформы для управления внештатными командами Solar Staff.
Компании сталкиваются и с другими сложностями, среди которых — недостаточная цифровая зрелость сотрудников организаций. До сих пор есть предприятия, где работники «боятся» компьютеров или же не хотят переходить с одной системы на другую. И еще один барьер — сложности с обеспечением информационной безопасности.
«Среди новых вызовов — ужесточение требований к хранению и обработке персональных данных, необходимость сертификации программного обеспечения, перенос данных в российские облачные среды или в периметр компании. Это задачи требуют значительных ресурсов. Также все чаще именно требования в области информационной безопасности тормозят внедрение HR-систем», — считает Александр Аверин, директор по персоналу ИТ-экосистемы «Лукоморье».
Если говорить о трендах рынка в горизонте 3–5 лет в сегменте решений для автоматизации работы с персоналом, то ситуация с дефицитом кадров продолжит оказывать влияние на бизнес в выборе ИТ-инструментов. Будут пользоваться спросом решения, упрощающие вопросы подготовки сотрудников, обучения и адаптации, контроля.
«Продолжится тренд на автоматизацию рутинных операций, роботизацию труда и использование ИИ-агентов. Сейчас рынок меняется очень динамично, и не все компании, не все отрасли, наверное, успевают эти тренды подхватывать. На мой взгляд, в ближайшие годы рынок будет консолидироваться, потому что на волне импортозамещения появилось немало незрелых решений. Они разработаны наспех на волне ажиотажного спроса, но развитие таких систем требует серьезных инвестиций на регулярной основе, а не все новые игроки могут их себе позволить. Те, у кого есть оригинальные идеи и находки в продуктах, смогут их продать крупным вендорам», — резюмирует Алексей Колганов, директор направления WFM компании Goodt (входит в ИТ-холдинг Lansoft).









