Необходимо перейти от
«зоопарка» решений к типовому ландшафту
Вице-президент по ИТ «Ростелекома» Дмитрий Садков рассказал CNews о своих задачах на новом посту. Помимо распространения беспрецедентного по масштабу внедрения ERP на дочерние компании, новый куратор ИТ планирует сосредоточиться на модернизации cистем OSS, а также ликвидировать «зоопарк» решений в области биллинга и CRM.
CNews: Какие стратегические цели
стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играет
ИТ-инфраструктура? Какие задачи стоят перед вами на новом посту?
Дмитрий Садков: Можно назвать 5
взаимосвязанных целей ИТ-блока «Ростелекома», которые являются отражением
бизнес-целей компании. Во-первых, поддержка роста бизнеса компании за счет расширения
клиентской базы, повышения качества обслуживания, запуска новых услуг. Один из
глобальных проектов в этом направлении – внедрение единого для всей компании
решения CRM, а также улучшение единого личного web-кабинета,
унификация биллинговых систем.
Во-вторых,
необходимо обеспечить функционирование процессов операционной деятельности
компании с помощью систем класса OSS. Речь идет, в частности, о процессах
линейно-технического учета, управлении инцидентами и производительностью сети,
исполнении заказов, управлении разъездным персоналом.
В-третьих, это
повышение операционной эффективности компании посредством сквозной
автоматизации процессов финансового и бухгалтерского учета, кадрового администрирования
и учета, административно-хозяйственной деятельности.
В-четвертых,
повышение прозрачности и управляемости компании, в том числе с помощью систем
класса Business Intelligence. Мы накапливаем огромные объёмы информации и нам
нужно научиться разумно её использовать для принятия обоснованных управленческих
решений во всех областях деятельности.
В-пятых, будем
работать над повышением экономической эффективности собственно ИТ-решений и
процессов. Запланирован переход на прямые контракты с вендорами. Личной задачей
вижу снижение закупочных цен в диапазоне от 10% до 20% по сравнению с существовавшей
практикой. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы на наши конкурсы приходило как
можно больше участников – вендоров, крупных интеграторов. Мы настроены на
выстраивание долгосрочного сотрудничества, будем предлагать им организовывать
на площадях компании стенды и тестировать новые ИТ-решения. Практически со
всеми руководителями таких компаний уже состоялись встречи, они очень
положительно реагируют на те изменения, которые происходят у нас в ИТ-блоке.
Будем создавать типовые конфигурации, консолидировать закупки, это позволит существенно
экономить на масштабе. Наконец, рассматриваем возможность новых инструментов
закупок – лизинг, аренда оборудования, либо оплата за его использование,
поставка оборудования с обязательством обратного выкупа. Все эти модели активно
используют мировые операторы связи.
CNews: Перечислите,
какие ИТ-проекты были реализованы вами в 2012-2013 гг.? Какие планы на вторую
половину 2013-2014 гг.?
Дмитрий Садков: Поскольку я не так давно
работаю в «Ростелекоме», мне корректнее говорить о планах. Необходимо завершить
глобальные проекты, связанные с внедрением корпоративных систем Oracle
eBS и
единой системы электронного документооборота. В целом стадия внедрения этих
проектов уже завершена, сейчас происходит их оптимизация и подстройка под нужды
компании, в том числе связанные с изменением законодательства, организационной
структуры, бизнес-процессов. Есть и планы развития, связанные с расширением
функциональности, внедрением дополнительных модулей ERP.
Среднесрочные планы связаны
с внедрением в регионах единого CRM
и смежных систем, что позволит на новый качественный уровень поднять
обслуживание абонентов и эффективность работы коммерческого и технического
блоков. Заканчивается пилотный этап, переходим к тиражированию решения. Очень
важная задача – типизация и централизация биллинговых систем. В настоящее время
завершается разработка нашей стратегии по этому направлению. Цель – внедрение
конвергентного биллинга, в котором будут обсчитываться все услуги компании. В
итоге планируем оставить максимум два биллинговых решения, которые будут
выбраны по результатам конкурса, запланированного на осень. Нам важно получить сопоставимую
информацию о стоимости лицензий, внедрения и поддержки по всей России того или
иного решения.
Также есть конкретные планы
по модернизации систем класса OSS
(с одновременным уменьшением количества узлов OSS/BSS), внедрению решений Network
Resource
Inventory, Order Fulfillment, WorkForce Management, Service Quality Management,
Fault/Performance Management. Необходимо все эти системы унифицировать,
перейти от «зоопарка решений» к типовому ландшафту, что даст ощутимый
экономический эффект как на стадии приобретения лицензий и внедрения, так и на этапе
эксплуатации.
CNews: Расскажите подробнее о
проекте по внедрению Oracle
E-Business Suite R12? На каком этапе он сейчас
находится?
Дмитрий
Садков: Сразу
хочу отметить, что реализованный в «Ростелекоме» ERP-проект
является уникальным не только в России. Просто представьте: вся компания со 160
тыс. человек персонала, в любой точке страны работает в единой системе. Важно,
что это единая установка, в системе одновременно
работают до 30 тыс. пользователей. Таким образом, достигнут реальный эффект –
обеспечен высокий уровень прозрачности управления компанией. Теперь система
находится на стадии промышленной эксплуатации, что не означает остановки в ее
развитии – будем работать над расширением функционала, доработкой методологии.
Важный момент – в единую систему будут включены все присоединяемые дочерние и
зависимые общества (до конца 2013 г. к «Ростелекому» будут присоединены
«Связьинвест» и 20 дочерних компаний).
СNews:
Услугами каких ЦОДов вы пользуетесь – собственных или внешних? Почему?
Дмитрий Садков: Внешние ЦОД «Ростелеком» не
использует, традиционно компания ориентирована на использование собственных
мощностей. Вместе с тем, мы рассматриваем возможность аренды площадей или
инфраструктуры для реализации масштабных проектов. Но критичные для нашего
бизнеса ИТ-системы и приложения однозначно будут базироваться в наших ЦОД. Я
видел много ЦОД и в нашей стране, и за ее пределами, и могу ответственно
сказать, что в «Ростелекоме» центры сделаны на высочайшем уровне, в том числе с
точки зрения защищенности – по большинству инженерных систем обеспечено даже не
двойное, а тройное резервирование. И это касается как центральных ЦОДов, так и
центров, расположенных в наших макрорегиональных филиалах. Ну и нельзя не
отметить, что у нас есть масштабные планы по развитию ИТ-инфраструктуры, как
централизованной, так и региональной – консолидации вычислительных мощностей,
наращиванию объемов систем хранения данных, развитию корпоративных
информационных сервисов. Это связано как с изменением топологии приложений, так
и с появлением новых технологических решений, позволяющих решать задачи намного
эффективнее.
CNews: Проекты по внедрению
какого ПО наиболее актуальны в настоящее время и почему?
Дмитрий
Садков: Приоритет
– развитие OSS-систем во всех регионах. Исторически
«Ростелеком» уделял больше внимания построению систем управления, и на этапе
реорганизации компании это было оправданно. Сейчас нам надо кардинально
повысить эффективность процессов операционной деятельности.
Мы осторожно смотрим на возможность использования
в отдельных, некритичных для бизнеса областях свободного программного
обеспечения (СПО). Отсутствие реальной конкуренции в области офисного
программного обеспечения нас не радует, и мы хотели бы найти разумную
альтернативу.
CNews: Пользуетесь ли вы
продуктами SaaS и почему? Насколько
применима эта модель в телекоммуникационной отрасли?
Дмитрий Садков: В настоящее
время – нет. Но мы рассматриваем возможность применения подобных моделей для некоторых
областей управления. Например, с интересом изучаем опыт по созданию систем
оценки персонала с использованием SaaS-модели. В то
же время «Ростелеком» является поставщиком различных решений по модели SaaS в
рамках национальной облачной платформы o7.com.
CNews: Какие работы вы отдаете
на аутсорсинг? Насколько перспективной вы считаете эту модель и в каких
сегментах она применима? Какова доля аутсорсинга в общем ИТ-бюджете?
Дмитрий Садков: Если речь идет
об аутсорсинге ИТ-процессов, то пока компания не использует этот инструмент. Мы
рассматриваем и просчитываем возможность аутсорсинга по двум функциям – офисная
печать и управление рабочими станциями сотрудников. А
вот поддержку критичных для бизнеса систем мы, конечно, на аутсорсинг выводить
не можем.