«Железо как сервис» на площадке заказчика: нюансы выбора
MerliOnCloud вывела на рынок услуги аренды выделенной инфраcтруктуры Dedicated Infrastructure и HaaS. Они представляют собой сервисы аренды ИТ-оборудования с его обслуживанием и помесячной оплатой. Всё сопровождение и поддержку инфраструктуры, включая установку ПО, обеспечивает команда инженеров MerliOnCloud. Состав оборудования и набор услуг определяется требованиями заказчика.
Сегодня провайдеры предлагают десятки сервисов и услуг, которые иногда мало отличаются друг от друга. Не всегда легко сориентироваться, какой именно облачный сервис подойдет в конкретной ситуации. Для этого нужно знать, что именно он подразумевает. Генеральный менеджер компании MerliOnCloud Дмитрий Спиридонов и директор департамента инфраструктурных решений Hewlett Packard Enterprise в России Дмитрий Пенязь рассказали CNews, что представляют собой новые услуги MerliOnCloud, в чем их особенности, и чем они отличаются от других подобных сервисов облачных провайдеров.
Хостинг-провайдеры активно продают услугу «инфраструктура как сервис», которая представляет собой решение для размещения инфраструктуры в ЦОД провайдера. Заказчик получает инфраструктуру с необходимой ему конфигурацией вычислительных ресурсов (CPU, RAM, HDD/SSD), использует и распределяет их согласно требованиям проекта. Это надежная ИТ-инфраструктура, характеризующаяся минимальными административными и финансовыми издержками, не требующая инвестиций в дорогостоящее оборудование. Ведь нередко компаниям выгоднее арендовать ИТ-инфраструктуру, чем разворачивать и поддерживать собственную.
Dedicated Infrastructure и HaaS от MerliOnCloud
В начале декабря 2021 г. компания MerliOnCloud сообщила о выводе на рынок услуг аренды выделенной инфраструктуры Dedicated Infrastructure и HaaS. Они позиционируются как надежный способ хранения информации на отдельном физическом сервере от MerliOnCloud.
Эти услуги представляют собой сервис аренды заказчиками любого комплексного ИТ-оборудования с помесячной оплатой и его обслуживанием. Заказчику предоставляется отдельный, выделенный физический сервер в ЦОД провайдера без программного обеспечения или гипервизора, с аппаратными ресурсами: процессоры, память, сетевые карты и подсистема хранения данных. Всё сопровождение функционирования и поддержки инфраструктуры, включая установку ПО, обеспечивает команда инженеров MerliOnCloud. Конкретный состав оборудования и набор услуг определяется в соответствии с требованиями заказчика.
Услуга Dedicated Infrastructure помогает компаниям разгрузить свои вычислительные мощности, резервировать базы данных и иметь возможность доступа к ним из любого места при проведении сервисных работ на одном из серверов, получить гарантированную сетевую безопасность.
Услуга HaaS (Hardware as a Service) может включать в себя аренду не только аппаратной платформы (СХД, сетевого и серверного оборудования) но и программного обеспечения, а также услуги технической поддержки. Все это предоставляется в виде единого программно-аппаратного комплекса. Конфигурацию платформы выбирает непосредственно заказчик. Специалисты MerliOnCloud могут проконсультировать его и подобрать решение под конкретные требования.
HaaS позволяет долгосрочно арендовать необходимое ИТ-оборудование, размещая его в собственной организации или в стороннем ЦОД. В отличие от лизинга она не требует сбора дополнительных документов и согласований с финансовыми организациями.
Заказчик может арендовать готовое решение любого уровня, начиная с базовых моделей стоечных серверов, и заканчивая комплексными системами, построенных на blade-серверах и СХД Hi-End. Возможно и создание индивидуальной инфраструктуры под заказ с последующим ее размещением на площадке заказчика или в ЦОД провайдера. «На данный момент мы не фокусируемся на предоставлении выделенных серверов в виде «коробочных» продуктов, наша цель — решение задач клиентов, а это, в подавляющем большинстве случаев, индивидуальный подход», — отмечает Дмитрий Спиридонов.
В качестве ЦОД, компания MerliOnCloud предлагает площадки своих партнеров с уровнем TIER III, а также TIER II с менее жесткими параметрами SLA и более низкой стоимостью. Если оборудование размещается в ЦОД, то периметр безопасности обеспечивается силами MerliOnCloud, в противном случае этот периметр — в зоне ответственности заказчика. Безопасность обеспечивает кластер многофункциональных межсетевых экранов, расположенных на периметре сети. Для безопасного удаленного доступа заказчиков к инфраструктуре используется VPN.
Для чего и кому это нужно?
На решение каких задач рассчитаны эти предложения? Основная задача — достижение прогнозируемого значения OPEX и экономия на покупке заказчиками собственного оборудования. Кроме того, данный сервис позволяет использовать индивидуально спроектированную архитектуру под любые нужды в любом удобном месте, как непосредственно у заказчика, так и в ЦОД. Канал доступа до ЦОД — это выделенный независимый канал или несколько каналов, в зависимости требований проекта (интернет/VPN L2/L3, темная оптика).
«Мы планируем решать большинство задач, связанных с организацией вычислений/хранения/доставки или обработки информации, возникающих у заказчика, — поясняет Дмитрий Спиридонов. — При необходимости это могут быть как серверы стандартной архитектуры с достаточно простой «начинкой», СХД и коммутаторы, так и конфигурации серверов для высокопроизводительных вычислений, системы хранения для больших массивов данных и коммутаторы уровня ЦОД, в том числе вычислительные мощности под специализированные задачи, например, рекомендованные конфигурации (Ready Nodes) для СУБД, задач искусственного интеллекта и машинного обучения, OLTP-нагрузок, высокопроизводительных вычислений (High Performance Computing, HPC), а также гиперконвергентные инфраструктуры (Hyper Converged Infrastructure, HCI), системы, оптимизированные под САПР, и другое специализированное ПО. За многие годы мы накопили большой опыт и экспертизу в разных направлениях ИТ».
В частности, заказчику таких систем помогут оптимизировать конфигурацию под решаемую задачу, например, повысить производительность выделенного сервера или кластера в целом путем добавления накопителей SSD/NVMe, модулей энергонезависимой памяти (Persistent Memory), GPU, интерфейсов 10/40/100GbE.
Развитие цифровизации и цифровой трансформации предприятий и организаций требует решения широкого спектра вычислительных задач и наличия вычислительных ресурсов. Трансформация затрагивает практически все области жизни и деятельности человека. Появляются новые направления прикладных наук: вычислительная биология, вычислительная химия, вычислительная лингвистика и др. Растут отделы исследований и разработки у заказчиков. «Сочетание возможностей MerliOnCloud, продуктов и технологий компании HPE, как надежной, безопасной, производительной и управляемой платформы для построения комплексных ИТ-решений, позволяет заказчикам MerliOnCloud создавать на условиях со-размещения ИТ-комплексы практически любой сложности и масштаба.» — считает Дмитрий Спиридонов
Предложение MerliOnCloud, в первую очередь, ориентировано на компании, желающие снизить не только капитальные затраты, переведя их в OPEX, но и уменьшить общую стоимость владения (TCO). Как показывает практика, при использовании аренды в сравнении с единовременной покупкой затраты в среднем снижаются на 15% на горизонте в 3-5 лет. В нем также заинтересованы компании, готовые переложить поддержку аппаратной части на плечи провайдера, тем самым переключившись на решение более высокоуровневых задач.
«В первую очередь оно будет востребовано теми, кто умеет считать затраты, стремится оптимизировать TCO и уже использует публичные облачные сервисы, но хочет улучшить защищенность своих данных и существенно сократить затраты на ИТ», — полагает Дмитрий Спиридонов.
Преимущества HaaS
«В мире рынок HaaS, пожалуй, самый быстро растущий из всех облачных сегментов – отмечает Дмитрий Пенязь, директор департамента инфраструктурных решений HPE в России — продажи подобных услуг по модели HPE GreenLake растут двухзначными темпами. Среди причин такого роста — высокая безопасность (так как используется выделенное оборудование), гибкость выбора конфигураций и экономичность. Кроме того, в текущих условиях, при всех сложностях в цепочках поставок данная услуга может буквально спасти проекты, для которых нужны аппаратные ресурсы».
Востребованность направления HaaS растет каждый год, отъедая «часть пирога» у традиционного сервиса IaaS. Данное направление можно рассматривать с нескольких сторон, и одними из главных являются финансовые преимущества. Теперь можно получить необходимые мощности, не обладая большими финансовыми возможностями, при этом все ресурсы оборудования находятся в распоряжении одного заказчика.
Использование нового, современного «железа» позволяет повысить отказоустойчивость решения в целом, а также при любых возникающих вопросах — от построения решения до его поддержки — доступны экспертиза от HPE и Merlion с единой "точкой входа". В числе других привлекательных сторон — прогнозируемые, прозрачные затраты, предсказуемость расходов на ИТ, упрощенное управление ИТ-инфраструктурой, возможность масштабирования, SLAна уровне 99,98%, широкий выбор услуг. Также появляется возможность арендовать большее количество оборудования без оглядки на бюджет.
Ожидается, что наиболее востребованными будут базовые универсальные инфраструктурные модули/компоненты — серверы, системы хранения и коммуникационное оборудование. Также, потенциально MerliOnCloud сможет предоставить любой из компонентов широкого портфеля продуктов и технологий HPE.
В мире при расчете TCO заказчики чаще всего оперируют горизонтом планирования в пять лет. В России проекты в основном рассчитываются на три года. Технологические циклы в отрасли дают новые количественные и качественные возможности: рост вычислительной мощности, емкости памяти, пропускной способности, развиваются технологии контейнеров, искусственного интеллекта и машинного обучения. Все это заставляет заказчиков обновлять парк оборудования раньше, чем оно физически устаревает. При этом вычислительные нагрузки и объемы обрабатываемых данных растут экспоненциально, поэтому достаточно сложно сделать точный прогноз на период более пяти лет.
В зависимости от проекта, MerliOnCloud может спрогнозировать потребности в ресурсах вместе с заказчиком. В конце срока контракта, т.е. каждые три, четыре года или пять лет, MerliOnCloud предоставляет услугу технологического обновления программно-аппаратной платформы. В случае заключения нового контракта команда MerliOnCloud помогает с миграцией приложений и данных заказчика на новое оборудование.
Предусмотрены и разные варианты оплаты: постоплата или оплата равными частями в течение всего срока контракта. При этом стоимость фиксируется на весь срок контракта. Если потребуется масштабирование ресурсов, то MerliOnCloud имеет определенный запас комплектующих на складе и в ЦОД.
Мониторинг работы оборудования и управление
Для мониторинга состояния аппаратных компонентов MerliOnCloud использует ПО производителя серверов или решение open source, которое также успешно справляется с текущими задачами. Оно отслеживает текущие параметры устройств, и уведомляет о сбоях. Аппаратный сбой определяется по уведомлениям от устройств. Если же возникают неполадки в программном обеспечении, то это уже зона ответственности заказчика, хотя в определенных случаях команда инженеров MerliOnCloud готова взять на себя и мониторинг ПО.
Интегрированное программное обеспечение для управления ИТ-инфраструктурой, автоматизирует ИТ-операции и упрощает управление жизненным циклом инфраструктуры вычислительных, сетевых решений и СХД. В связке с программными продуктами ERP, которым пользуется отдел сервисной поддержки, MerliOnCloud своевременно получает оповещение об инцидентах, что позволяет сократить сроки восстановления.
«Для мониторинга состояния аппаратных компонентов НРЕ в ИТ-инфраструктуре применяются стандартные средства и инструменты HPE для ЦОД, среди которых, помимо HPE iLO для удаленного управления физическими серверами можно отметить программное обеспечение HPE OneView. С его помощью заказчики могут автоматизировать развертывание своей инфраструктуры и организовать работу в парадигме «инфраструктура как код» (IaC) — управление инфраструктурой (сетями, виртуальными машинами, подсистемами балансирования нагрузки и топологией подключения) в описательной модели. И конечно, нельзя не отметить платформу предиктивной аналитики HPE InfoSight, которая за счет использования элементов искусственного интеллекта и больших данных позволяет упростить обслуживание оборудования ИТ» — отмечает Дмитрий Пенязь.
Поддержка и SLA
Что касается поддержки HPE, то условно можно выделить два ее базовых уровня. HPE Tech Care – это основной уровень технической поддержки отдельных устройств и программного обеспечения. Он позволяет получить от продукта максимум, обеспечить необходимое время реакции и/или ремонта в соответствие с SLA. Tech Care включает цифровые функции поддержки — цифровое рабочее место (DCE), объединяющее в одном окне все необходимые для заказчика функции, доступные с любого устройства. Это общение с виртуальным агентом, интуитивный поиск, размещение заявок любым удобным способом (автоматически через InfoSight, через чат, почту или телефон).
«Поддержка HPE Complete Care предлагается для требовательных ИТ-систем и окружений, которые могут размещаться на границе сети, в ЦОД, в частном облаке или даже в публичных облаках. Этот уровень поддержки необходим там, где нужно глубокое взаимодействие НРЕ с заказчиком. Кроме всего того, что входит Tech Care, поддержка такого уровня включает персонального менеджера и выделенную команду экспертов НРЕ, которые лично знают представителей заказчика, знакомы с его задачами и приоритетами, их влиянием на бизнес, разбираются в назначении и взаимосвязи ИТ-систем» — поясняет Дмитрий Пенязь.
При этом важна компетенция и опыт партнера, который на базе типовых предложений всегда может кастомизировать уровень финального предложения за счет своей собственной экспертизы, возможностей и дополнительных ресурсов.
Как сообщили в MerliOnCloud, время восстановления после отказов напрямую зависит от контракта, наличия ЗИП, места размещения оборудования. Минимальное время — 4 часа. Данная услуга предполагает наличие круглосуточной (24х7) дежурной смены в ЦОД и достаточного ЗИП. Более распространенный вариант — 8х5, NBD (следующий рабочий день). Время получения исправной запчасти от вендора при этом не учитывается. Наличие собственных складов и отлаженной логистики позволяет оперативно восстановить работу и свести простои к минимуму. Сейчас, согласно SLA, доступность услуги составляет 99,98%. Для клиентов из других регионов SLA обговаривается индивидуально.
В тренде «as-a-Service»
«На российском рынке представлено достаточное количество облачных провайдеров, предлагающих «железо как сервис», но немногие готовы развертывать его на площадке заказчика и обладают опытом решения нетиповых задач, отличающихся от продажи ресурсов vCPU и vRAM», подчеркивает Дмитрий Спиридонов. К тому же MerliOnCloud работает в связке с производителем, что позволяет получить больше компетенций и снизить риск удорожания решения за счет посредников.
Компания Merlion уже 29 лет представлена на российском рынке, что говорит о ее надежности, и добавляет уверенности в добросовестности при предоставлении услуг. В MerliOnCloud действует индивидуальный подход к запуску каждого комплексного решения. Специалисты выявляют потребности заказчиков, прописывают спецификации, осуществляют закупку необходимого оборудования и его инсталляцию. Заказчик может выбрать индивидуально спроектированную архитектуру, сэкономить на последующем апгрейде и ремонте в случае неполадок, изменять конфигурации сервера под любые нужды, у его нет необходимости обслуживать собственный ЦОД.
«Компания Merlion уже 16 лет является партнером HPE в России, и наша совместная работа помогает успешно реализовывать комплексные ИТ-проекты любой сложности. В качестве первого дистрибьютора контракта HPE GreenLake мы рады предложить нашим партнерам возможность приобретения оборудования этого вендора по схеме гибкого потребления «as-a-Service» — говорит Дмитрий Спиридонов. — «Сегодня рынок потребления в таком формате растет в разы быстрее любых других направлений и является одним из основных трендов в ИТ-отрасли».