CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2022
В 2021 г. оправившийся от пандемии рынок розничной торговли возобновил рост. Одновременно возросла нагрузка на операторов фискальных данных. Они занимались совершенствованием ИТ-инфраструктуры, дорабатывали сервисы в соответствии с новыми требованиями и развивали дополнительные услуги для клиентов. В текущем году рынок ОФД, как и российский ИТ-рынок в целом, ждет стресс-тест на устойчивость и стабильность работы. Однако развитие клиентских сервисов не остановится — они станут еще более удобными. Одним из главных критериев выбора ОФД становятся надежность и работоспособность их систем.
Главные события 2021 года
В 2021 г. оборот розничной торговли в России, по данным Росстата, увеличился на 7,3% и составил ₽39,2 трлн. Вырос рынок электронной коммерции: по данным АКИТ, в 2021 г. его объем достиг ₽3,6 трлн, что на 12% больше, чем в 2020 г.
Активно развивался и тесно связанный с ними рынок ОФД. В 2021 г. использование контрольно-кассовой техники (ККТ) стало обязательным для индивидуальных предпринимателей без наемных работников, продающих товары собственного производства и оказывающих услуги. За 2021 г., по данным ФНС, парк зарегистрированных касс вырос на 180 тыс. единиц. Согласно законопроекту № 33099-8, совсем скоро без онлайн-ККТ смогут работать только сельхозпроизводители, которые торгуют на местах, общая площадь которых не превышает 15 кв. м, включая место для хранения товаров.
Важные изменения произошли в номенклатуре кассового чека: теперь в них обязательно указывать все проданные товары, а не просто общую сумму покупки.
Драйвером развития рынка по-прежнему являются маркировка, ЭДО и смежные госпрограммы. В 2021 г. требования обязательной маркировки распространились на новые категории: молочную продукцию, сыры, мороженое, кресла-коляски и упакованную воду. Начался эксперимент по маркировке пива и отдельных видов никотиносодержащей продукции. Бизнес, торгующий маркированными товарами, активно переходил на новый формат фискальных данных — ФФД 1.2. Для этого ритейлерам понадобилось обновить кассовое ПО, а тем, у кого касса не вошла в реестр ККТ с поддержкой ФФД 1.2, пришлось заменить ее на новую.
По словам Ирины Есипенко, генерального директора «Первого ОФД», маркировка способствует активному переходу на электронный документооборот, так как наличие ЭДО является для ряда товарных категорий единственным способом передачи информации о перемещении маркированного товара, если это перемещение не сопровождается выдачей чека. Дополнительно к маркировке, драйвером перехода на ЭДО в 2021 г. стала поэтапная реализация концепции электронного документооборота, которая была утверждена ФНС в конце 2020 г. В рамках этой концепции ведомство планирует к концу 2024 г. перевести в электронную форму 95% счетов-фактур и 70% транспортных и товарных накладных. На этом фоне стали особенно актуальными сервисы по сверке цифровых кодов маркировки, по взаимодействию торговой точки с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) и другими участниками оборота, уточняет Алексей Баров, генеральный директор «Платформы ОФД».
Также в минувшем году ОФД начали работать в рамках нового регламента обезличивания фискальных данных.
Чем занимались ОФД
Все это привело к дополнительной нагрузке на операторов фискальных данных. В 2021 г. они активно занимались совершенствованием взаимодействия владельцев ККТ с государственными сервисами: регистрацией и перерегистрацией касс через интерфейс ОФД, работой с отчетностью и т.д. Продолжилась интеграция ОФД с электронным документооборотом, бухгалтерскими и товароучетными системами, различными ИТ-сервисами для поддержки малого и среднего бизнеса. «Сейчас услуга ОФД становится более дружелюбной для клиента, начиная с момента регистрации касс и заканчивая предоставлением готовых сервисов на основе базовой услуги, таких как сдача отчетности, сверка документов и других», — говорит Алексей Баров.
ОФД вынуждены были разработать решения для передачи фискальных документов нового формата 1.2. и развивать сервисы уведомлений об ошибках в кассовых чеках, рассказали CNews в компании «Тензор». Появились новые возможности, упрощающие работу с маркированными товарами. «Система маркировки диктует новые правила, и для операторов ОФД это возможность создать свой собственный сервис электронного документооборота или стать партнером «Честного Знака» для предоставления услуги по работе с маркировкой», — считают в OFD.ru. «Использование ЭДО становится необходимым для ведения бизнеса. Предоставление всех услуг, которые образуют единую экосистему сервисов для бизнеса — электронная подпись+ОФД с ККТ+ЭДО — становится необходимым условием для оператора», — говорят в «Калуга Астрал».
С регламентацией работы с данными стал четче ландшафт для развития data-продуктовой линейки ОФД, обозначились перспективы повышения ее эффективности для предпринимателей, продолжает Алексей Баров.
К сожалению, не все ОФД оказались готовы к работе в новых условиях. В прошлом году с рынка ушел ряд игроков, которым не хватило ресурсов и компетенций на поддержку систем, их соответствия регуляторным требованиям — из реестра ФНС исчезли «Электронный экспресс», «Корус Консалтинг», «Дримкас» и «Мультикарта». «Кассовые волны закончились, а значит и приток новых «легких» клиентов тоже, — говорит Дмитрий Шувалов, руководитель «Контур ОФД». — Доработки под ФФД 1.2 потребовали от операторов сосредоточения всех ресурсов. Поэтому некоторые ОФД закрылись, остались самые надежные. Все это усилило конкуренцию на рынке». В итоге в реестре ФНС осталось 16 игроков (17 операторов, в том числе 2 лицензии у ПФ «СКБ Контур»).
Комплекс услуг ОФД для бизнеса
На сегодняшний день операторы фискальных данных — это не просто связующее звено между ритейлерами и ФНС, а полноценные ИТ-компании, постоянно расширяющие набор услуг для своих клиентов и стремящиеся выйти на новые рынки.
«Сегодня ОФД обеспечивает бизнесу в едином окне комплекс услуг по работе с государственными программами цифровизации, — говорит Алексей Баров. — Уже сейчас через оператора фискальных данных предприниматели и организации решают ряд вопросов, включающих работу с системой маркировки, электронный документооборот, отчетность в госорганы, контроль торговли и анализ продаж».
Например, в личном кабинете пользователя «Платформы ОФД» есть возможность зарегистрировать и перерегистрировать кассу. Там же можно получить отчетность в разных разрезах, сравнить себя с рынком для принятия управленческих решений. Есть возможность мониторинга качества чеков и ККТ. Для магазинов, работающих с маркировкой, разработан функционал по сверке маркированной продукции и цифровых кодов, интеграция с ЭДО и смежными продуктами.
На фоне ужесточения кассовой дисциплины стал актуальным сервис ОФД для арендаторов и арендодателей. Он обеспечивает при согласии торговой точки передачу агрегированной информации об оборотах с касс и формирование на этой основе гибкой арендной платы, развитие маркетинговых активностей.
Выросли требования к UX/UI продуктов. ОФД стали уделять больше внимания интуитивной «понятности» личных кабинетов.
Через единое окно ОФД можно решить все больше вопросов. Прежде всего это касается проектов ФНС. Как сообщили CNews в компании «Платформа ОФД», в 2021 г. наблюдался 3-кратный рост подключений клиентов к сервису по работе с маркировкой товаров, 2-кратный рост — к системе электронного документооборота и 2-кратный рост — к сдаче электронной отчетности.
«Первый ОФД» в ответ на запросы офлайн-ритейлеров на прием онлайн-платежей в конце 2021 г. завершил разработку собственной облачной кассы. В апреле текущего года компания планирует представить рынку сервис облачной фискализации, в рамках которого управлять облачной кассой и услугой ОФД можно будет через единый личный кабинет. Весной 2022 г. также станет доступен сервис ЭДО, включающий функционал для соблюдения требований обязательной маркировки.
OFD.ru предлагает клиентам возможность аренды онлайн-касс с поддержкой ФФД 1.2. и развивает собственный сервис «ЭДО.Поток», в том числе путем интеграции с «Честным знаком».
В «Контур ОФД» отмечают рост популярности API у банков и крупных холдингов: они строят продукты на данных, полученных с онлайн-касс. Компания также сама развивает сервисы на основе больших данных.
В «Калуга Астрал» говорят о спросе на интеграцию «Астрал.ОФД» с «1С» для передачи кассовых документов, развитии сервисов по предоставлению данных для таргетирования рекламных компаний.
В новых условиях, по мнению экспертов рынка, для бизнеса важным критерием выбора ОФД становятся надежность и безопасность. Это может потребовать от операторов большего внимания к вопросам поддержки работоспособности своих систем.
Методика рейтинга
При подготовке очередного рейтинга операторов фискальных данных CNews опросил крупнейших игроков этого рынка. В этом году не удалось получить данные только от ОФД «Ярус» — все попытки наладить контакт с кем-либо из его представителей оказались безрезультатными. Поэтому для оценки его показателей использовались открытые данные и мнения экспертов.
Основным показателем развития бизнеса ОФД по-прежнему является число подключенных онлайн-касс. Вес этого показателя в суммарной оценке ОФД, как и в прошлом году, составляет 0,6.
Все большее значение приобретает количество и качество дополнительных услуг для клиентов ОФД. Так же, как и в прошлом году, предоставляемые ОФД сервисы были разбиты на 4 группы, каждая из которых имеет весовой коэффициент 0,1. Показатели качества услуг оценивались по 10-балльной шкале. Баллы, набранные участниками рейтинга в каждой группе, учитывались в общем показателе с коэффициентом 0,1.
CNews Analytics: рейтинг операторов фискальных данных 2022
В состав первой группы «Сервисы обмена документами» были включены услуги оператора электронного документооборота (ЭДО), оператора сдачи электронной отчетности в госорганы и сервисы для бухгалтерии заказчика, например, работа с «1С», выгрузка данных, сверка отчетности и др.
Во вторую группу «Аналитические и рекомендательные сервисы» вошли аналитические сервисы в личном кабинете ОФД (аналитика по проданным товарам, топ-покупок и пр.); рекомендательные сервисы (сравнение показателей компании с общерыночными по отраслевому и территориальному признаку (выручка, средний чек, ассортимент, число покупок); уникальные сервисы на базе больших данных; встроенные партнерские сервисы (предоставление отчетности банкам, арендодателям и т.д.).
Третья группа сервисов «Работа с системой маркировки» включает в себя мониторинг статуса чеков и кодов маркировки в личном кабинете ОФД; аналитику по маркированным товарам; комплексное решение по работе с маркировкой (приемка товаров, ввод и вывод их из оборота, проверка валидности и др.)
Четвертая группа получила название «Функционал ОФД, удобство и простота». В ее составе такие показатели, как наличие мобильного приложения; гибкий поиск чеков в личном кабинете ОФД (по типам чеков, тегам в чеках, периодам и др.); отправка чеков не только по SMS, но и на мессенджеры; возможность делать выписки и отчеты разных форматов; мониторинг статуса касс, чеков, ФН согласно протоколам ФНС (ФФД 1.2, незарегистрированные кассы, ошибки и др.); возможность регистрации и перерегистрации ККТ в личном кабинете ОФД без перехода на сайт ФНС; автоматизированный учет доходов и расходов ИП/ЮЛ в онлайн-режиме, доступный в личном кабинете клиента; интеграция с разными кассовыми решениями; клиентский аудит — оценка и рекомендации для бизнеса по соответствию закону (для крупных клиентов); личный менеджер для крупных клиентов (100 и более касс).
Результаты исследования
По состоянию на начало февраля 2022 года, в России насчитывалось около 3,7 – 3,8 млн онлайн-касс. В период летней «волны» перехода на кассы, за июнь и июль 2021 г. количество зарегистрированных онлайн-касс увеличилось более чем на 70 тыс., рассказали в «Калуга Астрал».
В реестре ФНС России 199 моделей ККТ, которые можно использовать для работы в соответствии с новыми требованиями. На рынке представлено 16 операторов фискальных данных (действует 17 лицензий, из которых 2 принадлежат ПФ «СКБ Контур») — в 2021 г. его покинули «Электронный экспресс», «Корус Консалтинг», «Дримкас» и «Мультикарта». Лицензии ФНС имеют 12 экспертных организаций, оказывающих различные услуги владельцам онлайн-касс.
Крупнейшим оператором фискальных данных на российском рынке по-прежнему является «Платформа ОФД» — на 1 февраля 2022 г. компания обслуживала 29,7% всех онлайн-касс (на 0,7% больше, чем в 2021 г.).
На втором месте, как и в прошлом году, «Такском» — ОФД обслуживает 14,3% онлайн-касс, что на 0,3% меньше, чем в 2021 г.
На третьем месте «Первый ОФД» с долей 11,9% — на 0,6% больше, чем в прошлом году. Компании удалось вернуться в тройку лидеров рынка ОФД, вытеснив из нее «Петер-Сервис Спецтехнологии» (OFD.RU).
Четвертое место занимает уже упомянутый ранее «Петер-Сервис Спецтехнологии» (OFD.RU) — компания обслуживает 10,9% онлайн-касс. По сравнению с прошлым годом ее доля сократилась на 1,3%.
На пятом месте, как и годом ранее, ОФД «Тензор» (СБИС ОФД), который стабильно занимает 9,5% рынка.
Шестое место по числу подключенных онлайн-касс у ПФ «СКБ Контур» (6,3%), седьмое — у «Ярус» (5,1%) — доля компании сокращается третий год подряд, а восьмое — у «Калуга Астрал» (3,5%).
В категорию «Другие», на долю которой приходится 8,8% рынка, входят «Яндекс ОФД», «Тандер», «ИнитПро», «Группа Элемент», «Энвижн Груп», «Вымпел-Коммуникации», ОФД «Онлайн» и «Информационный центр».
Как уже было сказано, важным показателем положения ОФД на рынке является количество и качество дополнительных сервисов для клиентов. Лидером по этому показателю стала «Платформа ОФД» — компания набрала 2,3 из 3 возможных баллов в категории «Сервисы обмена документами», 3,6 из 4 возможных баллов в категории «Аналитические и рекомендательные сервисы», 2,2 из 3 возможных баллов в категории «Работа с системой маркировки» и 10 из 10 возможных баллов в категории «Функционал ОФД, удобство и простота».
Дополнительные сервисы ОФД
Ей уступила компания «Такском» — она занимает второе место. ОФД пока не предоставляет услуги по автоматизированному учету доходов и расходов ИП/ЮЛ в онлайн-режиме через личный кабинет и не предлагает рекомендательные сервисы.
На третьем месте по дополнительным услугам «Тензор» — ОФД активно развивает сервисы обмена документами, однако пока не наладил гибкий поиск чеков (по типам чеков, тегам в чеках, периодам и др.).
Таким образом, по совокупности показателей лидером рынка ОФД в текущем году является «Платформа ОФД» — компания занимает первое место как по числу подключенных онлайн-касс, так и по количеству и качеству дополнительных сервисов для клиентов.
На втором месте компания «Такском» — ОФД надежно удерживает свою долю рынка онлайн-касс и уделяет серьезное внимание развитию дополнительных сервисов.
На третьем — компания «Первый ОФД», занимающая третье место по числу подключенных онлайн-касс, но при этом четвертое по количеству и качеству дополнительных сервисов. В этом году оператор ОФД вновь вернулся в тройку лучших игроков рынка.
В ожидании стресс-теста. Что будет с ОФД в 2022 году
За более чем пять лет работы операторы фискальных данных превратились в ключевых участников государственных программ. Они также предлагают все больше полезных сервисов для бизнеса. «Система ОФД и касс расширяется на розничные рынки по всей стране, где становится важным фактором популяризации программ цифровизации бизнеса, — говорит Алексей Баров. — Оператор фискальных данных сейчас — не просто проводник госпроектов в рамках кассового рынка, он становится платформой для цифровизации бизнеса в целом, по широкому пулу цифровых инициатив государства».
Однако в 2022 г. рынок ОФД, вместе с российским ИТ-рынком в целом, ждет стресс-тест на устойчивость и стабильность работы. Именно это будет определять его развитие в ближайшем будущем.
Тем не менее, опрошенные CNews эксперты уверены, что развитие клиентских сервисов будет продолжено. В личном кабинете появится больше аналитической информации. Будет улучшаться пользовательский интерфейс сервисов до более качественного b2c-уровня.
Станет больше интеграций с другими ИТ-сервисами, системами маркировки товаров, ЭДО. Появятся новые решения в связке с автоматизированной упрощенной системой налогообложения, отчетность в рамках которой будет формироваться, в том числе, на базе данных ОФД. Вырастет спрос на услуги по поддержке ФФД.1.2, ЭДО и работу с маркировкой.
В OFD.ru уверены, что наступит время, когда стационарные кассовые аппараты уйдут в прошлое, и все новые игроки рынка будут переводить часть бизнес-процессов в режим онлайн. И конечно, весь путь обработки фискальных данных — от формирования чека до его отправки в ФНС и клиенту — станет еще более мобильным.
Будущее рынка — в развитии экосистем для бизнеса. «Предоставление всех необходимых для бизнеса услуг от одного оператора является сильным аргументом, в пользу которого будут делать выбор пользователи», — уверены в «Калуга Астрал».
Ирина Есипенко видит окно возможностей в интеграциях с платежными решениями, развитии новых сервисов и инструментов аналитики. Изменения в процедуре получения ЭЦП также окажут влияние на рынок ОФД.
«Картина рынка ОФД может измениться в сторону крупных игроков, вкладывающихся в развитие своих систем, сервисов и поддержку», — говорит Алексей Баров. Дополнительным фактором, способствующим сокращению числа операторов, может стать ужесточение требований к ОФД со стороны ФНС и контроль за соблюдением требований 54-ФЗ, считают в «Тензор».
Больше всего опасений у игроков рынка вызывает проблема устойчивости розничной торговли и сферы услуг в складывающихся экономических условиях.