Как цифровизация помогает адаптироваться к новой реальности
Происходящие в мире изменения заставляют бизнес адаптироваться к новым условиям и искать способы не только остаться на плаву, но и продолжить развитие. Участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровая трансформация 2022» уверены, что цифровизация — один из важнейших инструментов выживания в новых условиях.
Задачи новой реальности
Сегодня бизнес переходит от глобальной цифровизации к глобальной адаптации, начал свое выступление Олег Алексеев, руководитель направления интеллектуальных и цифровых продуктов, «МегаФон». В фокусе импортозамещение, адаптация к сокращению спроса и новой нагрузке на коммуникационную инфраструктуру, обеспечение безопасности.
Бизнесу придется решать технические вопросы (железо, комплектующие, ПО); разрабатывать новые и менять действующие ИТ-сервисы, усиливать физическую, экономическую, организационно-кадровую, информационную, юридическую безопасность. Одновременно надо сохранить уровень доходности и объем продаж на фоне изменения структуры потребления. Возможно, для этого придется искать рынки сбыта. И конечно, необходимо соблюдать требования постоянно обновляющегося законодательства.
Сегодня бизнесу, как никогда ранее, важно иметь надежных партнеров, чьи продукты проверены на практике и соответствуют требованиям времени, уверен Олег Алексеев. «Мы не можем вернуться в каменный век, поэтому все новейшие технологии будут актуальны», — говорит он.
«МегаФон» готов предложить заказчикам многофункциональную платформу для проведения презентаций, обучения и тренингов в онлайн-формате; платформу для унифицированных коммуникаций, которая закрывает все стандартные потребности компании; таргетированные SMS-рассылки и другие полезные сервисы.
Реагировать на события в режиме реального времени позволяют бессерверные вычисления, продолжает Наталья Воронова, лидер Presales SberCloud Advanced. Функция как сервис (FaaS) — ключевой компонент бессерверных вычислений, предполагающий разделение кода на «строительные блоки». FaaS позволяет платить только за реально используемые ресурсы, не беспокоиться о политиках масштабирования кода — об этом позаботится провайдер. FaaS — это простые функции, независимо выполняющие одну задачу. Благодаря FaaS значительно сокращается время вывода продукта на рынок: разработчики меняют отдельные части кода, нет необходимости исправления ошибок и и разворачивания новой версии приложения.
FaaS можно использовать в качестве бэкенда, например, для интерактивных веб-сайтов. Сервис поможет при обработке и проверке данных, например, для сценариев интернета вещей. С его помощью можно совершенствовать чат-ботов и виртуальных помощников, например, формировать ответ на запрос пользователя. FaaS прекрасно подойдет для обработки медиа-контента, например, для оптимизации изображений под разрешение.
Разворачивание статичного веб-сайта на OBS с бэкендом на FunctionGraph и хранением данных в RDS (MySQL)
На платформе SberCloud Advanced представлен сервис FunctionGraph, который позволяет размещать и запускать код в бессерверной среде по заданному триггеру и предоставляет мониторинг и журнал логов. Наталья Воронова привела примеры сценариев использования FunctionGraph.
«Еще недавно все ставили перед собой далеко идущие цели и стремились к их достижению. Сегодня эти цели оказались скрыты в тумане», — говорит Александр Ракша, партнер, руководитель практики стратегического консультирования НЭО «Центр». В условиях неопределенности надо решать задачи по мере их поступления. Например, не оптимизировать логистические цепочки, а собирать их заново. И делать это максимально быстро. А значит, цифровизация имеет огромное значение.
Александр Ракша рассказал о трендах, которые будут определять развитие металлургической отрасли в ближайшие годы. Во-первых, это рост спроса на специалистов, обладающих широкими компетенциями, необходимость постоянного обучения, распространение удаленной работы. Во-вторых, рост популярности «умных фабрик», интернета вещей и искусственного интеллекта. В-третьих, рост уровня цифровизации и распространение цифровых экосистем, усиление внимания к ESG.
Важнейшие тренды цифровизации металлургической отрасли
По словам Павла Шингарева, CEO Knowledge Space, цифровая трансформация предполагает отсутствие единых правил и ориентацию на постоянные изменения. Ключевой риск программ цифровой трансформации состоит в том, что они ориентированы на множество функциональных цифровых продуктов, а не на сквозные процессы. Но именно сквозные процессы создают стоимость бизнеса. Их игнорирование может привести к цифровизации ради цифровизации без существенного эффекта для бизнеса.
Сквозные процессы затрагивают значительное число функциональных блоков, включают в себя разные уровни управления, задействуют данные из различных ИТ-систем, говорит Павел Шингарев. Они сконцентрированы в управленческом слое. Поэтому цифровизация управленческого слоя может обеспечить кардинальный рост эффективности бизнеса. ИТ-система, реализующая управленческий слой, должна описывать специфику любого процесса, объекта, алгоритма и их объединения в общей универсальной модели. В ней должен содержаться полный спектр инструментов планирования (работа с временными интервалами, сценарность, «скольжение» и т.д.) Решения должны разрабатываться специалистами в предметной области: бизнес-аналитиками. Надо предусмотреть возможность быстрой и непрерывной корректировки моделей в соответствии с актуальными вызовами и обеспечить их прозрачность при помощи визуальных инструментов моделирования.
Цифровизация логистики
Логистика отличается от других отраслей тем, что понимает, какое цифровое будущее ждет ее через 3-5 лет, говорит Олег Сковородников, директор департамента цифровой трансформации Первой экспедиционной компании. Речь идет о беспилотных автомобилях на электротяге или на водородном двигателе. Понятно, что совсем убрать водителя в ближайшие 5 лет не получится — автономное движение реальнее всего обеспечить только на магистралях. Основная задача – изменить профессию водителя, сделать ее более привлекательной.
Еще одно направление цифровизации логистики — появление международных экспедиторов, которые смогут быстро построить маршрут и просчитать его стоимость. Огромное значение имеет непрерывный трекинг транспорта и удобный документооборот. В качестве примера Олег Сковородников привел Райана Петерсона и его компанию Flexport. Он пригласил к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии беспилотных грузовых перевозок.
Работа с кадрами
Одна из важных задач цифровой трансформации — повышение эффективности работы персонала. Solar addVisor анализирует действия сотрудника за компьютером, его рабочий календарь и электронную почту и помогает руководству принимать организационные решения. Разработчики решения предлагают использовать его для диагностики выгорания, выявления барьеров эффективности, оптимизации ФОТ и балансировки нагрузки. По словам Алексея Соловьева, руководителя направления Solar addVisor, «Ростелеком-Солар», аналоги решения имеют существенный минус — данные в них приходится вводить вручную, а значит, нельзя исключить их искажения.
Solar addVisor в нескольких предложениях
Евгений Максименко, бизнес-архитектор, «Ростелеком-Солар», рассказал, что Solar addVisor собирает и хранит метрическую информацию о рабочей деятельности сотрудника. Благодаря тому, что обрабатываются реальные данные, а не подготовленные кем-то отчеты, собранная информация является объективной. После обработки данных с помощью статистических методов формируется цифровой слепок рабочей деятельности сотрудника.
В дальнейшем методы машинного обучения позволяют прогнозировать деятельность сотрудника, определять наиболее значимые факторы, влияющие на его эффективность, выстраивать коммуникационные модели в организации, анализировать ключевые активности с использованием компьютерной лингвистики.
По словам Кирилла Владимирова, основателя и генерального директора Only, сотрудники тратят около 20% рабочего времени на то, чтобы залогиниться в разных информационных системах и начать в них работать. Он поделился кейсом создания корпоративного портала TUI. До автоматизации в компании использовался «Битрикс24», но он перестал соответствовать потребностям бизнеса: действия или процессы отнимали слишком много времени как у ответственных, так и у вовлеченных сотрудников. Кроме того, в компании не существовало единого хранилища данных.
Сколько стоит бесшовная интеграция
Был создан корпоративный портал, который объединил все данные компании. Он стал единой точкой входа во все ИТ-системы и единым источником различных сервисов. Задача была решена путем автоматизации онбординга, реализации сквозного поиска актуальной информации и создания единой точки входа и доступа ко всем ресурсам компании без необходимости запоминать или хранить множество логинов и паролей.
Главной задачей цифровой трансформации спутниковой системы «Гонец» стало создание цифрового двойника компании. По словам Александра Грисенко, начальника отдела информационных технологий и цифрового развития, спутниковая система «Гонец», базовым направлением является управление на основе данных — оно напрямую влияет на эффективность операционной деятельности. Второе по значимости направление — развитие человеческого капитала и компетенций и создание собственных новых продуктов (R&D).
Переход от процессного управления к цифровой трансформации
Александр Грисенко рассказал, как вовлечь сотрудников в процесс цифровой трансформации. В жестко регламентированной структуре изменения происходят очень медленно. Люди работают строго в рамках должностных инструкций и не проявляют инициативы. Для успеха цифровой трансформации необходимо вовлечение в этот процесс всех сотрудников. «Надо показать роль сотрудника в организации и рассказать, как она изменится в ходе цифровизации, — говорит Александр Грисенко. — Такой подход и вовлечение сотрудников в процесс постановки целей приводит к тому, что сотрудники начинают выдвигать идеи, активно участвовать в проектах и с удовольствием пользоваться их результатами».
Цифровая трансформация — это изменение бизнес-модели компании с помощью цифровых инструментов, создающих дополнительную ценность или новый продукт. Обычно инициатором цифровой трансформации является топ-менеджмент, ее реализацией занимается middle-менеджмент. Солдат цифровой трансформации — это обычный сотрудник бизнес-подразделения компании. Однако как раз ему цифровая трансформация не нужна, уверен Илья Заянц, директор по ИТ, Щербинский лифтостроительный завод.
Именно поэтому управление изменениями становится важнейшей дисциплиной для компаний, которые находятся в состоянии трансформации. Управление изменениями — это человеческий аспект управления проектами. Для того, чтобы цифровая трансформация была успешной, нужен менеджер по внедрению изменений, обладающий продвинутыми softskills.
Хорошим вариантом может быть наличие HR бизнес-партнера, который бы решал задачи внутрикорпоративного продвижения и внедрения изменений. Он должен обладать навыками оценки и развития персонала, обучения и адаптации сотрудников, а также внутрикорпоративного продвижения изменений для снижения сопротивления.
Борьба за качество
«Роскачество» проводит множество различных исследований, однако по итогам 2020 г. у организации было всего 170 тыс. подписчиков в соцсетях, ее сайт посещало около 450 тыс. человек в месяц. По словам Антона Куканова, заместителя руководителя, «Роскачество», главная причина этого — цифровое продвижение компании представляло собой набор инструментов и модных фишек, не связанных между собой. Никто не занимался анализом маркетинговых активностей и целевой аудитории, не вел работу с сообществом. Отсутствие SEO-компетенций приводило к тому, что «Роскачество» занимало низкие позиции в поисковиках.
Год назад была разработана digital-стратегия. В рамках этой стратегии были созданы agile-команды по разработке, продвижению и аналитике, внедрен data-driven подход, построена система сквозной аналитики, выстроена системная работа с SEO, социальными сетями и комьюнити, внедрен продуктовый подход разработки диджитал-продуктов, переработана техническая сторона порталов, разведен трафик, ведется улучшение UX. Уже проведены пилотные интеграции с крупными онлайн- площадками.
По состоянию на январь 2022 г. число посетителей портала достигло 1 млн в месяц, а число подписчиков в соцсетях увеличилось более чем в 2 раза до 350 тыс. человек. «Роскачество» получило более 10 тыс. запросов на исследования от комьюнити.
Примеры от заказчиков
Компания занимается цифровой трансформацией, когда у нее есть на это средства или возникла острая необходимость. Именно так произошло в IEK Group, рассказал Дмитрий Лосев, CIO IEK Group. Сначала компания занялась созданием портала для клиентов с широким спектром возможностей. Но оказалось, что это не самое главное. После этого усилия были направлены на развитие аналитики — на портале появились дашборды.
Следующий этап — анализ бизнес-процессов на предмет эффективности их цифровизации. Было принято решение сосредоточиться на прогнозировании спроса. Полученные результаты убедили топ-менеджмент в том, что данные — это новая нефть. Руководитель компании прошел обучение по программе цифровой трансформации, затем на обучение отправили руководителей среднего звена. В итоге в компании была разработана стратегия цифровой трансформации, в которой были определены правила игры и взят курс на создание цифровой платформы.
В группе компаний «Росагро» цифровая трансформация началась в 2016 г. Татьяна Милек, руководитель проектного офиса цифровой трансформации, ГК «Росагро», поделилась опытом того, как управлять цифровой трансформацией в период турбулентности. В первую очередь надо сосредоточиться на управлении рисками: оценить все группы рисков, включая политические и биологические, в процентах к сроку, бюджету, целям.
Не менее важная задача — управление изменениями. «Люди должны быть готовы к изменениям еще до того, как появится цифровой продукт», — говорит Татьяна Милек.
Скорость цифровой трансформации зависит от зрелости проектного управления, квалификации персонала, проектной культуры и мотивации. Татьяна Милек рассказала, как лучше организовать целевой проектный офис, какие методы работы с персоналом необходимы и поделилась опытом внедрения RPA в компании.
Если бизнес не готов к изменениям, то никакие технологии не способны совершить цифровую трансформацию, уверен Борис Фролов, CIO НКО «Инкахран». Идеальная ситуация, когда бизнес заинтересован в изменениях, а ИТ-служба в состоянии претворить их в жизнь. Как правило, она возникает после двух-трех успешных проектов, когда бизнес увидел реальный экономический эффект, а сотрудники поняли, что цифровизация для них не опасна.
Условия цифровой трансформации
В случае, когда ИТ не в силах реализовать потребности бизнеса, можно привлечь внешних подрядчиков. Но при этом важнейшие компетенции должны оставаться у внутренних ИТ-команд. Если же бизнес не реагирует на предложения ИТ о цифровой трансформации, необходимо всерьез заняться вовлечением топ-менеджмента в этот процесс для того, чтобы заручиться его поддержкой.
Владимир Шикин, заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), обозначил три направления цифровизации кредитной инфраструктуры: развитие собственных компетенций, технологическое отраслевое развитие и вовлечение граждан в контроль своей финансовой репутации. НБКИ собирает информацию от банков, микрофинансовых структур, взыскателей, лизинговых компаний, инвестиционных платформ и поставщиков коммунальных услуг и на ее основе формирует кредитный рейтинг человека. Этой информацией могут пользоваться кредиторы, страховые компании, работодатели, арендодатели.
При формировании кредитного рейтинга используются предиктивная аналитика, большие данные, искусственный интеллект, системы мониторинга и системы получения информации и принятия решений в режиме реального времени. Персональный кредитный рейтинг (ПКР) предоставляется гражданам бесплатно и без ограничений. По мнению Владимира Шикина, наличие ПКР вовлекает граждан в защиту их прав, стимулирует ответственное и безопасное использование заимствований.
По ту сторону добра
В России существует 210 НКО, которые в 2021 г. собрали пожертвования на сумму около 26,4 млрд руб. О том, какую роль играет цифровизация в их работе, рассказала Татьяна Апатова, исполнительный директор благотворительного фонда «Правмир». По ее словам, еще в 2019 г. основным рабочим инструментом сотрудников были блокноты — в них записывалась информация о пожертвованиях, о людях, которые нуждаются в помощи или уже получают ее. Работники не понимали, что происходит во всем фонде, а видели только небольшой кусок деятельности, с которой были непосредственно связаны.
Единственными цифровыми инструментами в НКО были «1С: Бухгалтерия» и база данных людей, нуждающихся в поддержке. Инициативная группа сотрудников занялась описанием бизнес-процессов. Потом удалось найти программиста, который согласился на базе «1С» создать модуль для работы с жертвователями и получателями. За 1,5 года «Правмир» автоматизировал эти важнейшие направления.
Автоматизация основных бизнес-процессов в НКО
Татьяна Апатова поделилась результатами проекта. Раньше координатор имел возможность рассматривать в среднем 80 обращений в месяц, а теперь 172. То есть эффективность его работы увеличилась в два раза. В результате у фонда появилась возможность нанять еще одного координатора. «В благотворительных фондах работают профессионалы, которые стремятся сделать мир лучше. Для них очень важно иметь возможность влиять на события», — говорит Татьяна Апатова.
Идеи для стартапов
Сервис доставки еды «Кухня на районе» существует около 5 лет, и за это время смог превратиться из FoodTech-стартапа в успешную компанию, которая обслуживает 1,3 млн клиентов, доставляет 25 тыс. заказов в день в течение 30 мин. Своим успехом компания в немалой степени обязана цифровым технологиям: агрегаторам информации о рынке (кафе, рестораны, бары, скидки, рейтинги, закупка сырья и т.д.); большим данным о кафе, ресторанах и продуктовых магазинах, позволяющим прогнозировать спрос; специально разработанным алгоритмам ценообразования; специализированным ERP-системам управления процессами (техкарты, логистические алгоритмы, отработка заказа, учет запасов и т.д.). Кроме того, компания использует роботов и «умные» СВЧ-печи, применяет алгоритмы шоковой и акустических заморозок («умный» лед) и газомодификации.
Никита Захаров, финансовый директор «Кухни на районе», рекомендовал несколько направлений для инвестиций FoodTech-стартапов. Во-первых, это оптимизация логистических цепочек как для поставок сырья, так и для доставки конечному потребителю. Во-вторых, стандартизация и алгоритмизация выбора технологии приготовления. В-третьих, автоматизация и контроль за учетом запасов. Очень перспективна роботизация процесса приготовления. И, конечно, нельзя забывать про большие данные и машинное обучение — на их основе строится алгоритмизация ценообразования, прогнозирования спроса, загрузки и потребностей.