Юридическая база налогового мониторинга
Налоговый мониторинг представляет собой современный вариант налогового контроля, который используется в качестве альтернативы взамен стандартным проверкам. Ее суть сводится к онлайн-взаимодействию налоговой службы с бухгалтерской и налоговой отчетностью компании за счет открытия доступа к ее базе данным. Передача отчетности в ФНС в таком формате позволяет рассматривать позицию налогообложения выполненных и предстоящих операций.
Благодаря мониторингу существенно снижается объем документов, которые нужно передавать налоговой службе. Налогоплательщик получает больше времени на анализ ситуаций, связанных с рисками. Это позволяет превентивно реагировать на налоговые риски, регулировать налоговые позиции и предотвращать появление споров с контролирующими органами.
Перейти к обзору Налоговый мониторинг 2023
Участники налогового мониторинга
Согласно новой процедуре взаимодействия с ФНС в 2023 г. будут работать 448 российских предприятий. Это на 32% больше, чем годом ранее. В основном добавились субъекты среднего бизнеса.
Таким образом, правила, регулирующие возможность подключения к данному процессу, часто меняются. В последние годы наблюдается тенденция смягчения требований для перехода на новый онлайн-формат взаимоотношений с ФНС.
Ниже перечислены условия, приемлемые для участников на начало 2021 г.:
- Активы и доход компании — более ₽1 млрд.
- Общая сумма всех налоговых отчислений за предыдущий год — более ₽100 млн.
Как видно, ранее система мониторинга предназначалась исключительно для корпораций-гигантов. Такой вариант налогового контроля — удобное решение и для компаний, и для налоговых инспекций. Он обеспечивает органам ФНС более простую аналитику деятельности предприятий с большими количествами документов и бухгалтерии.
Период мониторинга
Процедура учитывает полностью весь календарный год с 1 января до 31 декабря. Орган налогового контроля обязан завершить мониторинг до 1 октября следующего года. Это значит, что не позже, чем 1 октября, компания может получить мониторинговые результаты за предыдущий календарный год.
При нарушении компанией правил передачи документов или подачи некорректных данных не исключается возможность досрочного прекращения особого формата взаимодействия. Об этом руководство организации будет уведомлено в письменной форме в течение 10 дней с даты обнаружения нарушений, но не позже 1 сентября следующего за проверочным годом.
Как стать участником мониторинга
Компания, которая хочет взаимодействовать с ФНС по упрощенной схеме проверок отчетности и соответствует требованиям к участнику мониторинга, должна обратиться в орган налогового контроля с соответствующим заявлением.
При этом важно знать, что процесс будет распространяться на анализ по всем налогам. Заявление нужно подать до 1 июля года, предшествующему времени мониторинга. Кроме заявления в пакет подаваемых документов должны войти:
- Регламент информационного взаимодействия.
- Данные о физлицах и юрлицах, доля которых в уставе организации превышает 25%.
- Действующая политика компания в отношении вопросов налогообложения.
- Информация о том, как обустроен внутренний контроль в организации.
Полученный пакет документов налоговая инспекция обязана рассмотреть до 1 ноября, после чего может как назначить проведение мониторинга, так и отказать в нем с объяснением причин отказа.
Форма заявления
В заявлении нужно указать итоговые значения доходов, налогов и активов за предыдущий год. К примеру, в случае подачи предприятием заявления на 2023 г. должны быть указаны данные по бухгалтерской и налоговой отчетности за 2021 г.
Учетную политику налогообложения можно отправить файлами в форматах xml и pdf. Форма заявления в выполнении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС РФ от 11.05.2021 № EД-7-23/476@.
Регламент информационного взаимодействия
Это ключевой документ, на основании которого принимается решение о готовности компании к проведению мониторинга. В нем представлены следующие данные:
- ИТ-системы, используемые компанией для создания отчетности и их функции в системе внутреннего контроля.
- Порядок и сроки передачи документов.
- Учетные данные пользователей и порядок доступа.
- Порядок ознакомления с оригиналами.
- Структура и состав значений налоговой отчетности, бухгалтерские и налоговые регистры.
Самый проблемный момент — создание структуры отображения значений и взаимосвязей в документации. Поэтому для работы с данным разделом подключают разработчика витрины данных.
Кроме того, в составлении регламента информационного взаимодействия принимают участие ИТ-специалисты, юристы, финансисты и представители службы безопасности. Каждому участнику нужно ежегодно актуализировать регламент до 1 февраля.
Внутренний контроль в компании
Орган ФНС осуществляет полный анализ рисков и рассматривает, насколько эффективно работает система внутреннего контроля в фирме налогоплательщика. Благодаря этому налоговики могут перейти от общей проверки до оценки налоговых рисков.
Как и чем может помочь ПО для налогового мониторинга
Специальное ПО для проведения мониторинга позволяет:
- Управлять отчетностью, вносить в нее корректировки.
- Обеспечить возможность предоставления инспектору нужных документов посредством загрузки данных из Excel / XML.
- Ограничивать функционал для отдельных групп пользователей и проверять их действия.
- Пользоваться актуальными версиями налоговой и бухгалтерской отчетности.
Перейти к рейтингу провайдеров услуг по налоговому мониторингу 2023