Ольга Лауль: Как построить карьеру продуктового маркетолога
Эксперт в продуктовом маркетинге Ольга Лауль рассказала, чем продуктовый маркетолог отличается от обычного, какие нюансы стоит учесть при запуске новых ИТ продуктов и как стать экспертом в этой области.
CNews: Ольга, расскажите, как вы попали в профессию? С чего начинался ваш путь?
Ольга Лауль: Я всегда понимала, что разбираюсь в математике и экономике, но у меня есть ещё и креативная сторона, которую тоже хотелось развивать. А так как маркетинг — это среднее между бизнесом и творчеством, мне захотелось этому обучиться.
Я закончила бакалавриат и магистратуру в Высшей школе экономики на факультете менеджмента по специализации маркетинг. А после поступила в магистратуру бизнес-школы ESCP Europe в Париже.
При этом мне всегда была интересна ИТ сфера. Сразу после учебы устроилась на стажировку в Google и продолжила там работать.
CNews: Расскажите о продуктовом маркетинге и специфике этой профессии?
Ольга Лауль: Я бы назвала продуктовый маркетинг ответвлением классического маркетинга, обычно в ИТ индустрии, и сфокусированное на стратегии и действиях по росту использования продукта конечными пользователями или клиентами. Простыми словами, продуктовый маркетинг — это, в первую очередь, про запуск и рост ИТ продуктов.
Продуктовые маркетологи анализируют и оценивают размеры целевых рынков, их перспективность, доходность и другие необходимые параметры. А также в обязанности входит построение go-to-market плана или, иными словами, какие активности необходимы для вывода товара на рынок. Такой специалист нужен, чтобы компания могла продвигать, продавать и коммерчески поддерживать продукт.
CNews: А как давно вы в продуктовом маркетинге? Какими ключевыми моментами гордитесь?
Ольга Лауль: Я профессии 8 лет. В своей работе в основном фокусируюсь на B2C продуктах и приложениях, запускаю новый функционал и увеличиваю количество пользователей и их вовлеченность. Сейчас отвечаю за продуктовый маркетинг B2C приложений для всего региона Европы, Ближнего Востока и Африки.
У меня есть опыт запуска новых ИТ продуктов на глобальном уровне, на более чем 40 рынках. Это один из тех кейсов, которыми я горжусь как специалист. Он позволил мне стать экспертом в запуске пользовательских технологий и приложений на разных рынках.
CNews: Как эксперт, который имеет большой опыт в продвижении IT продуктов на международных рынках, какие основные подходы вы можете посоветовать?
Ольга Лауль: Очень важно, для начала, определить приоритетные рынки, на которые вы можете вывести свой продукт. И исходя уже из тех регионов, где вы захотите развиваться, создавайте план выхода на рынок.
Кроме того, очень важно вовремя анонсировать запуск в каждом регионе. Если вы, например, запускаетесь на несколько рынков, то, конечно, может показаться, что старт везде в одно и то же время — идеальный вариант. Но, как показывает практика, чем меньше рынков мы запускаем в один и тот же момент времени, тем больше внимания каждой стране уделяют внутренние команды и тем качественнее будет запуск.
Обязательно протестируйте продукт на месте. Локализация продукта — одна из главных проблем любого международного запуска. Даже качественные, профессиональные переводы могут в итоге выглядеть неуместно в пользовательском интерфейсе продукта или звучать слишком сложно для понимания пользователей. В этом случае заручитесь поддержкой местных маркетологов и путь он подтвердит переводы в самом продукте и во всех маркетинговых активах.
CNews: Кажется, что вы знаете о продуктовом маркетинге много. А как отличить хорошего продуктового маркетолога?
Ольга Лауль: Этот человек мыслит стратегически и критически, умеет анализировать рынок, действия конкурентов, свои действия. Также хороший продуктовый маркетолог знает свой продукт лучше всех от и до, умеет находить общий язык с потребителями, понимает, что им нужно и чем их можно заинтересовать.
Тут, на самом деле, огромный набор разных скиллов, которые нужны, но вот основные — это, наверное, знание продукта, умение его презентовать, креативность, аналитический склад ума и умение работать в команде.
CNews: С чего начать, чтобы стать продуктовым маркетологом?
Ольга Лауль: Например, я пришла в продуктовый маркетинг из классического. Несмотря на то, что я изначально обучалась на маркетолога, это совсем не обязательно, так как продуктовый маркетинг — это что-то между классическим маркетингом и продуктовым менеджментом.
То есть важнее, наоборот, понимать как работает твой продукт, как люди его используют. Уметь проводить пользовательские исследования и строить общую стратегию проекта. Скиллы продукт-менеджмента и базовое понимание классического маркетинга тоже пригождается.
В общем, хорошей базой для начала будет наличие диплома в области рекламы и СМИ, маркетинга, коммуникаций либо делового администрирования.
CNews: Какие тенденции развития направления вы видите?
Ольга Лауль: Мы все знаем, что глобальная экономика в нестабильной ситуации, но, даже несмотря на это, я вижу, что спрос на продуктовых маркетологов остаётся. И в России он тоже набирает популярность.
Появляются новые образовательные курсы, которые направлены не просто на маркетинг, а именно на ответвление — продуктовый маркетинг.
Ну и спрос, конечно, на рынке труда. Работодатели публикуют больше вакансий для продуктовых маркетологов. Это классно. Значит направление растет и растет в правильную сторону.
CNews: В каких направлениях планируете развиваться ещё?
Сейчас я активно изучаю возможности искусственного интеллекта, пытаюсь понять, как именно он может помочь мне в моей работе. Учусь внедрять его, чтобы сделать какие-то процессы проще.
Мне эта тема очень интересна, поэтому сейчас смотрю в направлении инновационных технологий.