Разделы

Бизнес Финансовые результаты

Блог Сергея Меднова. Сколько весит душа iPad

Продажи мобильных устройств от Apple все растут и растут, не собираясь останавливаться. Это положительно сказывается не только на бизнесе самой компании, но и на ее "сателлитах": производителях комплектующих для iPad и iPhone и дистрибуторах. Все они, не сомневаясь, будут играть по правилам, диктуемым Apple. Такова точка зрения Сергей Меднова, руководителя блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".

Недавно в одном из блогов, посвященных очередному "тест-драйву" iPad, я наткнулся на интересный факт: оказывается, плата, на которой смонтирована технологическая душа устройства, процессор A4, весит 21 грамм. Цифра знаменательная тем, что именно столько весит душа человека, если исходить из опытов некоего доктора Дункана МакДугалла из штата Массачусетс, который в начале 20 века старательно взвешивал пациентов в предсмертном состоянии (доктор укладывал находящихся при смерти больных на специальную кровать-весы, фиксировавшую изменение веса с точностью до грамма, и обнаружил, что якобы в момент смерти эти больные теряли в весе ровно 21 грамм). Конечно, это простое совпадение, которое, тем не менее, подтолкнуло ряд наиболее конспирологически настроенных блоггеров к очередным рассуждениям на тему того, что успех Apple не обходится без высших сил и вообще, в ближайшее время компания "подомнет" под себя чуть ли не весь рынок персональной развлекательной техники.

О том, что такое iPad, уже, наверное, знают даже люди, бесконечно далекие от технологических новинок: после саммита G8 появилось много изображений того, как президент России Дмитрий Медведев смотрит чемпионат мира по футболу на этом устройстве. В США с iPad был замечен и глава РОСНАНО Анатолий Чубайс. Словом, налицо масштабный PR с использованием "тяжелой артиллерии". Неудивительно, что прогнозам исследовательской компании iSuppli, в текущем году в мире будет продано 7,1 млн iPad, в 2011 году этот показатель достигнет 14,4 млн, а в 2012 - уже 20,1.

За масштабными завоеваниями Apple, выражающимся в количественных показателях, как например рост продаж и капитализации, скрывается тот факт, что своими инновациями Apple полностью меняет сложившийся бизнес электронных комплектующих, который, как и в случае с автомобилестроением, является ключевым звеном при производстве электронных устройств. Ведь известные бренды по сути лишь разрабатывают спецификацию устройства, которое потом собирается на внешних заводах из комплектующих различных поставщиков. Например, около 70% продуктов Apple выпускается на заводе гонконгской компании Foxconn в Шеньчжэне (Китай), печально прославившегося волной загадочных самоубийств в этом году (без особых причин работники завода, собирающие продукты Apple, вдруг начали прыгать с крыш).

Раньше большая часть персональных электронных устройств собиралось, начиная с материнской платы. Сначала разрабатывали ее, потом вокруг нее собирались другие микросхемы и лишь в конце занимались созданием пользовательского интерфейса – вроде дисплея и клавиатуры. Apple поступил иначе: сначала разработал экран, затем тачпэд и батарею, и уже впоследствии сделал остальные микросхемы. Сейчас поставщиком дисплеев для iPad, по мнению iSuppli, является LG, батареи поставляет Amperex, а над тачпэдом работают сразу несколько поставщиков, включая Technology Wintek, Texas Instruments и т.д. Производство батареи обходится в 23,75 долл. (9% стоимости себестоимости комплектующих) – для сравнения: процессор A4 стоит 19,5 долл.

Учитывая, что многие компании по примеру Apple собираются активно развивать варианты устройств с тачпэдами (в конце июня об этом, например, объявила Cisco), это может полностью изменить структуру рынка комплектующих. При этом Apple, судя по всему, сейчас начинает активно "выкручивать руки" своим поставщикам для того, чтобы добиться большей рентабельности при продаже своих девайсов. Так, по данным iSuppli, себестоимость компонентов iPhone 4 равна 187,51 долл. (эти данные не включают затраты на рекламу, доставку, сборку, регистрацию патентов и т.д.). Наиболее дорогая часть iPhone, как и в случае с iPad, - это 3,5-дюймовый экран, который, по мнению аналитиков iSuppli, также поставляет LG, и который обходится Apple в 28,5 долл. Для сравнения: в США "четвертые" iPhone сейчас продаются в двух версиях за 199 и 299 долл.

Нечто подобное происходило лет 10-20 назад, когда производители потребительских товаров с удивлением обнаружили, что между ними и потребителем обнаружилась "прослойка" в виде крупных торговых сетей, диктующих цены и ассортимент. Попытки спорить заканчивались тем, что компании вроде Wal-Mart просто отказывались брать на реализацию продукцию "спесивого" поставщика, который с быстрым падением продаж немедленно шел на попятную. Правда, нужно отдать должное Apple: благодаря своим инновациям компания дает еще и отличную возможность заработать. Появление iPhone 4, в который устанавливается гироскоп (производится швейцарской компанией STMicroelectronics и ориентировочно стоит 2,6 долл.), привело к созданию целой индустрии по производству этих устройств. По прогнозу экспертов, рынок гироскопов для электронных гаджетов к 2014 году фактически с нуля вырастет до 220 млн долл. Не думаю, что поставщики комплектующих ради таких денег будут долго раздумывать о том, стоит ли продать Apple 21 грамм души и играть по его правилам.

Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова. Кто проглотит Apple?