Статья

Евгений Милица: Новая эра развития электронных книг началась

Бизнес Финансовые результаты
мобильная версия

Планшеты быстро завоевали популярность. Чем доступнее становились эти устройства, тем больше говорили, что скоро электронные книги канут в Лету. Однако этого не случилось: сегодня рынок цифровых ридеров растет. Так, в 2012 году было продано около 2 млн читалок. Почему любители чтения никогда не променяют ридер на планшетный компьютер и что нового им принесет этот год? О секрете популярности электронных книг, инновационных технологиях и уже нашумевшей соцсети ReadRate в интервью CNews рассказал генеральный директор PocketBook Rus Евгений Милица.

CNews: Какова сегодня расстановка сил на рынке электронных устройств? Какое место занимают электронные книги?

Евгений Милица: На рынке электронных устройств наиболее активно сегодня развиваются три направления: планшеты, смартфоны и как раз электронные книги. Их продажи сегодня растут фактически теми же темпами, что и продажи планшетных компьютеров, несмотря на то, что еще совсем недавно ридерам пророчили гибель. В минувшем году было продано более 2 млн устройств, в то время, как в 2011 – где-то в районе 1, 2 млн.

CNews: Почему планшетам, несмотря на все прогнозы, все же не удается вытеснить цифровые ридеры с рынка?

Евгений Милица: Это не совсем верное высказывание, дело в том что у планшетов и электронных книг разные потребительские свойства. Все-таки планшеты люди приобретают не для чтения, а для того, чтобы серфить в интернете, чтобы играть, отправлять и принимать почту и так далее. Чтение для пользователей планшетов - дополнительная опция, а электронные книги – это специализированные устройства для тех, кто много читает и для кого удобство чтения в рейтинге возможностей гаджета стоит на перовом месте. Максимальный комфорт чтения достигается за счет следующих особенностей электронного ридера: он не бликует на солнце, долго держит заряд батареи (до месяца), работает в отраженном свете, что безопасно для глаз. Кроме того, цена ридера постоянно снижается: каждый год на 30 % от средней цены устройств, и 2012 не стал исключением. Все это позволило рынку электронных книг расти и сохранять динамику даже в сравнении с планшетами.

CNews: Как развивался рынок электронных книг? Что нового пользователю принес минувший год?

Евгений Милица: Предыдущий год ознаменовался эволюционным ходом развития – не произошло, ничего такого, что могло бы сильно изменить представление пользователя об электронном ридере. При этом, как я уже сказал, цена на устройства упала, следовательно, выросла популяризация. Люди приобретают "читалки" и советуют их свои друзьям и знакомым. Все-таки Россия до сих пор остается одной из наиболее читающих стран мира, невзирая на то, что процент читающего населения уже не так велик, как в советское время. Кроме того, я замечаю, что те люди, которые приобретают Pocketbook, становятся более активным потребителями контента, то есть, по сути, начинают больше читать.


Евгений Милица: Мы делаем ставку на преимущества технологии надсветки и популяризацию электронных книг в целом

Из технологических новшеств следует отметить появление "надсветки" - лидера европейского и американского рынков. Каждая компания придумывает свое название этой технологии: у Amazon - "Paperwhite", у Barnes & Noble - "GlowLight". В 2013 году такая технология появится и у нас.

CNews: В чем уникальность этой технологии? Что она дает пользователю?

Евгений Милица: Технология "надсветки" позволяет в условиях недостаточной освещенности создавать мягкий рассеянный свет (эффект фонарика), который поступает сверху. Такой способ освещения совершенно безопасен для глаз и подходит для чтения в метро или в любом темном помещении.

CNews: Какие новые устройства будут выпущены в 2013 году?

Евгений Милица: Евгений Милица: Мы анонсировали выпуск двух новых устройств "Touch 2" с технологией "надсветки". Что особенно интересно для пользователя, "надсветка" будет очень качественной. Кроме того, пользователя ждет ряд других приятных сюрпризов. Также мы планируем выпуск линейки полноцветных устройств. Идея "читалки" на цветных чернилах обсуждается давно, в мае 2013 их уже реально будет увидеть на полках.

CNews: Что представляет собой нынешняя конкурентная среда? Благодаря чему PоcketBook удается удерживать лидерство на российском рынке?

Евгений Милица: Вы знаете, конкурентная среда очень сильно поменялась с момента появления на рынке такой категории, как электронные ридеры. Когда создавалась наша компания, контингент партнеров, с которыми мы работали, был очень своеобразным: 80% составляли малоизвестные интернет-магазины, и некоторые нишевые игроки. Сегодня все совсем по-другому: рынок вырос, стал ориентироваться на массовый сегмент, и традиционные каналы – сотовый ритейл, бытовой ритейл и федеральные сети - начали проявлять к нему интерес. В конце 2010 года на рынок электронных ридеров вошли 80 брендов. А что видим мы в конце 2012? Расстановка сил стабилизировалась, и есть явно очерченный круг претендентов на лидерство – 5-7 компаний из оставшихся 20 игроков. Это и есть признак зрелости рынка. Поэтому в плане преодоления конкуренции в силу вступают другие инструменты, нежели только работа над качеством устройств и брендменеджмент. Мы делаем ставку как раз на преимущества технологии "надсветки" и популяризацию электронных книг в целом.