Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Финансовые результаты

Фредерик Ваносчуйзе : Будущее облачных вычислений будет зависеть от реакции рынка

Фредерик Ваносчуйзе занимает пост вице-президента МТС по информационным технологиям с 2010 г. Будучи европейцем, он прекрасно понимает, с чем связана специфика российского облачного рынка: огромные масштабы страны, традиционное недоверие в отношении сторонних поставщиков и отсутствие коммерческого спроса на некоторые решения, ставшие нормой для западной Европы. Это стимулирует МТС к поиску новых технологических подходов и бизнес-моделей, которые лучше соответствуют российским условиям и нуждам российских пользователей.

CNews: Какое значение облачные вычисления занимают в стратегии развития сети дата-центров МТС? Являются ли дата-центры средством создания приватного "облака" или инфраструктурной базой для предоставления публичных облачных услуг?

Фредерик Ваносчуйзе: МТС начинала свою историю как ведущий поставщик услуг мобильной связи в Москве порядка 20 лет назад. Мы стали ведущим поставщиком услуг мобильной связи, широкополосного интернет-доступа и телевидения в странах СНГ. В ходе агрессивного роста компании, в том числе, за счет сделок M&A, перед ИТ-подразделением встает задача консолидации многочисленных небольших серверных комнат, которые принадлежали ранее независимым компаниям и отдельным филиалам, в единую инфраструктуру на базе корпоративных дата-центров. Это позволяет нам добиться существенно большей эффективности в плане расходов, энергоэффективности и долгосрочных показателей совокупной стоимости владения (TCO). По сравнению с состоянием на 2006 год, когда мы утвердили стратегию в области дата-центров, нам удалось радикально сократить количество серверных комнат и консолидировать ресурсы на базе нескольких крупных дата-центров.


Фредерик Ваносчуйзе: Yе все, что хорошо работает на Западе, приживется в России, и наоборот

Наши текущие задачи в большей степени связаны с приватными "облаками". Это связано с изменением требований, которые сегодня выдвигаются к ИТ, по сравнению с состоянием, скажем, 10 лет назад. В те времена все бизнес-руководители знали, что запуск нового приложения и развертывание нового сервера занимает порядка 6-8 недель. Сегодня бизнес меняется, и от ИТ ожидают более быстрых и более дешевых решений. Чтобы добиться большей скорости развертывания, мы предпринимаем первый шаг в сторону облачных вычислений и переводим свои серверы на виртуализированную платформу. В результате сегодня мы можем предоставлять виртуальные серверы в течение нескольких дней или часов вместо нескольких месяцев, как это было раньше.

Наша стратегия в области дата-центров направлена на консолидацию вычислительных мощностей в точках, максимально примыкающих к бизнесу, поскольку нам нужно обеспечивать достаточную близость к обслуживаемому региону, чтобы обеспечить нормальную латентность, стабильность, да и в целом понимать особенности местного рынка.

CNews: С какими проблемами вам приходится сталкиваться при реализации этой стратегии?

Фредерик Ваносчуйзе: Основная проблема связана с масштабами страны: Россия – страна огромная. При этом для построения "облака" необходимым условием является качественная связь, и с этим действительно не наблюдается особых проблем, если мы говорим о центральных и западных регионах. Но если мы попробуем подключиться, скажем, к Владивостоку, то сразу ощутим недостаточность каналов передачи данных, в особенности, нехватку оптоволоконных каналов между Дальним Востоком и центром России. Это ограничивает нас, и это будет ограничивать любых поставщиков облачных предложений.

Довольно много сложностей связано с 3G-трафиком, который обеспечивает существенную часть нагрузки на наши дата-центры. Каждая связанная с этим трафиком транзакция требует определенных затрат электричества, а в Москве электричество не так дешево. Поэтому нам нужно с умом подходит к расходованию ресурсов, и это также одна из причин, по которой мы заинтересованы в виртуализации – это позволяет сократить количество оборудования, необходимого для обработки определенного объема транзакций.

CNews: Какие облачные предложения МТС планирует предложить рынку?

Фредерик Ваносчуйзе: Наше белорусское подразделение уже предлагает конечным пользователям услуги на базе "облака", в частности, доступ к системе "1С", весьма популярной в России. Другой сервис – это видеоконференции для малых и средних компаний, которые заинтересованы в получении профессионального решения для видеоконференций при низких затратах.

CNews: Как вы считаете, насколько российский рынок готов сейчас к таким решениям?

Фредерик Ваносчуйзе: Пока что мы реализуем пилотные проекты. Испытания начались в начале мая, и мы хотим посмотреть, какой будет реакция рынка на облачные вычисления и облачные приложения.

CNews: На технологии каких поставщиков вы опираетесь при построении облачной инфраструктуры?

Фредерик Ваносчуйзе: В области виртуализации мы преимущественно пользуемся VMware. Но это не означает, что при создании других компонентов облачной инфраструктуры мы не будем рассматривать решения от других поставщиков. Мы ведем переговоры с такими компаниями, как HP, NEC, SAP, Oracle. Недавно мы заключили с Oracle соглашение, которое, по сути, знаменует начало долгосрочного партнерства. Нам было бы интересно рассмотреть возможность предоставления некоторых приложений Oracle через "облако".

CNews: А когда вы планируете предложить облачные сервисы российскому рынку?

Фредерик Ваносчуйзе: Все будет в значительной мере зависеть от бизнес-кейса в основе этого решения и от успеха внедрения в Белоруссии.

CNews: Получается, что Белоруссия сейчас выступает в роли пилотного региона, где обкатываются решения, которые в дальнейшем могут быть предложены для России?

Фредерик Ваносчуйзе: На самом деле, Белоруссия проявила в этом плане очень активную позицию. Генеральный директор "МТС Белоруссия" Владимир Карпович выступил с инициативой по пилотному облачному внедрению совместно с компанией NEC. Если вы посмотрите сейчас на их сайт, то увидите там облачные предложения. Сейчас они ожидают получения обратной связи и реакции от заказчиков, чтобы узнать, насколько они готовы к "облакам" в целом. Но в любом случае, это очень крупный шаг.

Пока что трудно сказать, насколько к облачным вычислениям готовы малые и средние компании, в штате которых работают специалисты с базовыми познаниями в области ИТ, в обязанности которых входит настройка компьютеров и интернета. Из модели, которую мы разработали совместно с NEC, видно, что в TCO ИТ-инфраструктура на 60-70% связана с операционными затратами. Но в малых компаниях эти затраты носят "виртуальный" характер: навряд ли они будут увольнять людей, которые настраивают им компьютеры. Поэтому нам еще нужно посмотреть, как это предложение будет реально работать на рынке. Мы также следим за западным опытом, например, компании Telefonica, которая достаточно успешно предлагает облачные сервисы, особенно среди малого бизнеса. Они отталкиваются от тех решений, которые уже пользуются популярностью среди их пользователей, наглядно объясняя им, почему облачные предложения, требующие небольшой ежемесячной оплаты, могут обойтись дешевле, чем поддержка, например, собственного решения Exchange с штатным системным администратором. Но не все, что хорошо работает на Западе, приживется в России, и наоборот. Например, если взять концепцию Platform as a Service, то в России она не пользуется большой популярностью, поскольку люди хотят иметь возможность физического доступа к своему оборудованию. Поэтому предоставление виртуальных серверов – это, видимо, не то решение, которое принесет наибольшую отдачу на российском рынке.

CNews: А какие сложности с воспроизведением опыта Telefonica в России?

Фредерик Ваносчуйзе: Я не могу сказать, что Россия отстает в этой области, потому что люди уже не первый год проявляют интерес к облачным вычислениям, по крайней мере, к приватным "облакам". Проблема для оператора связи заключается в выборе точек для фокусирования внимания. Например, сначала мы испытывали колоссальный рост трафика, затем была битва за данные, следующим этапом, возможно, будет битва за "облака". То есть, каждый мобильный оператор имеет перед собой целый ряд возможностей, и нужно лишь определить, какая из них наиболее важна в настоящий момент.