Разделы

Бизнес Кадры

Как ИТ-компании мотивируют сотрудников?

Для привлечения соискателей и удержания сотрудников, кроме достойной оплаты труда, предприятия должны предоставлять конкурентоспособный социальный пакет, использовать методы нематериальной мотивации (в том числе обеспечение комфортных условий работы) и способы адаптации новых сотрудников. Это особенно актуально для ИТ-компаний, продолжающих испытывать острую нехватку кадров. Какова их политика в этом направлении? Какие методы используют? На что делают ставку?

По данным исследования компаний-номинантов премии "HR-бренд", проведенном HeadHunter, сектор ИТ принадлежит к группе наиболее активных в плане формирования HR-бренда отраслей. Помимо этого, туда входят такие группы, как финансы и страхование и FMCG и розничные сети.

ИТ-компании чаще, чем предприятия других отраслей, с целью привлечения соискателей участвуют в ярмарках вакансий, публикуют информацию о компании в деловых и профессиональных изданиях. Такой способ поиска сотрудников назвали 100% ИТ-фирм, в то время как для остальных сегментов данный показатель находится в диапазоне 80-88% и 63-80% соответственно. Помимо этого, ИТ – единственный сектор, который использует для привлечения сотрудников социальные сети. О таком методе заявило 18% респондентов.

В отличие от опрошенных компаний других отраслей, которые все без исключения используют для подбора сотрудников интернет-ресурсы по поиску работы, для ИТ-сектора данный показатель – 91%.

Методы привлечения сотрудников в различных отраслях (%)

Источник: HeadHunter, 2008

Если анализировать картину по всем отраслям в целом, получается, что почти все компании для привлечения соискателей оставляют объявления о вакансиях на интернет-ресурсах для поиска работы (96%), на собственных сайтах (96%), а также сотрудничают с этой целью с учебными заведениями (94%).

Иностранные предприятия более охотно публикуют статьи о компании в деловых и профессиональных изданиях, более "открыты" - чаще организуют конкурсы на замещение должности, проводят дни открытых дверей, участвуют в ярмарках вакансий.

Для проверки новых сотрудников чаще всего используются психологические тесты. О таком методе заявили 92% опрошенных компаний. Следует отметить, что среди российских организаций этот показатель составляет 83%, а среди иностранных - 100%. Вторым по популярности способом является многоступенчатое собеседования – его придерживаются 60% респондентов.

Более половины (52%) отечественных фирм прибегают к рекомендациям сотрудников и руководителей, 44% - к проверке службой безопасности и 35% - к оценке профессиональных качеств кандидата. В свою очередь, для иностранных компаний этот показатель – 17%, 29% и 25% соответственно.

Методы проверки соискателей, используемые в различных отраслях (%)

Источник: HeadHunter, 2008

Что касается отраслевого распределения, то ситуация в ИТ и телеком-секторах подтверждает глобальную тенденцию: в отличие от финансов и страхования, где основной акцент делается на проверку службами СБ, здесь, помимо "традиционного" психологического тестирования, популярностью пользуются многоступенчатое собеседование и всяческие рекомендации.

Все для сотрудников

Наиболее распространенные способы организации комфортных условий для работников той или иной компании удовлетворяют первичные и насущные потребности: организация питания (75%), удобный график работы (64%), организация доставки сотрудников до места работы (26%), обеспечение всей необходимой для работы техникой (29%). Реже работодатели заботятся о здоровье своих сотрудников. Так, кабинет врача или спортивный зал в офисе устраивают 13% компаний, а, например, сеансы массажа для сотрудников – всего 6%.

Способы организации комфортных условий работы в различных отраслях (%)

Источник: HeadHunter, 2008

Иностранные предприятия больше заботятся о создании комфортных условий для работы. Например, они чаще организуют для сотрудников питание (83% против 71% в российских компаниях), в том числе, чайно-кофейный стол (46% против 23%), удобный график работы (79% против 56%), спортивный зал в офисе (17% против 10%), массаж для сотрудников (13% против 2%), душевые кабинки, чаще устраивают парковку для машин сотрудников (30% против 8%).