Разделы

Бизнес Законодательство

Как лечить болезни "Электронного правительства?"

Работа по формированию "электронного правительства" в России стопорится. Проблем набралось предостаточно. Попытки создания порталов госуслуг хоть и не редки но малоэффективны. Тем не менее, существует ряд тривиальных решений, которые могут оздоровить процесс внедрения новых технологий в органах государственного управления.

Вместе с тем возможна менее грандиозная практика применения закона. Статьи нового документа в части способа обеспечения доступа в информационно-телекоммуникационной сети интернет не применяют императивных формулировок. Предусмотрен большой объем действительно полезной и важной информации, которую государственные органы, согласно букве закона, могут размещать, в том числе в интернете. Проблема только в том, что могут размещать, а могут и не размещать. Тот же упрек касается и права создания государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информации. Государственные органы и органы местного самоуправления могут обойтись и без них. Можно понять предусмотрительного разработчика. В России вводить инновации как обязательные - обрекать исполнителя на метания в неподготовленной для этого среде. Остается только надеяться на сознательность и инициативность государственных структур, которые воспользуются своим правом и своим может. К тому же, закон вступает в силу с 1 января 2010 года, а к этому времени ситуация может измениться, надеемся в лучшую сторону.

Что делать?

Для успешного преодоления болезней "электронного правительства" применимо тривиальное средство - издание общефедеральных нормативных требований к порядку создания электронных административных регламентов и порталов государственных и муниципальных услуг. Примером может послужить утвержденный порядок разработки административных регламентов.

Целесообразно вернуться к уже упоминавшемуся постановлению правительства №931 о создании единого портала ГУ на базе единого технического центра. Таким образом, пользователи всей страны смогли бы обращаться к одному источнику, который бы содержал региональное и муниципальное ветвление, по мере развития системы. Сейчас происходит обратный процесс. Регионы и муниципалитеты создают каждый свое.

Информационный сайт должен раскрывать процедуры таких административных процессов, как лицензирование, регистрация, признание права, получение паспорта, пособия и пр. Именно услуги этого вида впоследствии должны оказываться в электронном виде.

Описание сферы деятельности (к примеру, ЖКХ, страховая медицина) там, где государственные органы непосредственно услуг не оказывают, не должно подменять вышеупомянутые услуги.

Электронный административный регламент должен получить внешнюю среду взаимодействия, тот же портал государственных услуг или информационный сайт ведомства. В части межведомственного взаимодействия, когда с заявителем происходит очный контакт, возможно ограниченное применение ЭАР (электронных административных регламентов), а вот некоторые стадии обмена информацией и справками между ведомствами должны осуществляться в дистанционном режиме по инициативе органа, ответственного за оказание услуги. По такому принципу сейчас работают службы "одного окна", и определенную пользу это приносит. Сокращаются сроки и оптимизируется документопоток между ведомствами, как правило, одного уровня - региональными или федеральными, создаются консультационные пункты.

В заключение о вещах особой важности - технологиях применения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Здесь главной задачей является создание информационных систем общего пользования, а не закрытых корпоративных площадок, запрещающих неограниченному кругу субъектов применять электронные документы.


Из законодательства следует исключить монополию бумажных форм документов на аутентичность

Далее. В различных исследованиях неоднократно подчеркивалась важность обмена юридически значимыми электронными документами. Но для этого из законодательства следует исключить монополию бумажных форм документов на аутентичность и разрешить применение в государственных информационных ресурсах электронных юридически значимых документов.

Стабильные и благополучные годы позволили запустить пилотные проекты со средствами ЭЦП (Республика Татарстан, Федеральная налоговая служба). Однако для массового внедрения ЭЦП не хватает ни политической воли, ни ответственности.

С сожалением приходится констатировать, что без решения всех вышеперечисленных проблем концепция "электронного правительства" так и останется концепцией, красивой, но бесполезной.

Антон Кураш,
руководитель консультационного направления в сфере государственного управления