Разделы

Бизнес Работа Кадры

Конец иерархии, или Когда наступит эра сетевого управления?

Повышение конкуренции на рынках, увеличение числа поставщиков, очередные волны кризиса, сокращение рынков и последующее уменьшение объемов бизнеса в скором времени приведут к серьёзным изменениям в системе управления многих компаний. Логика этих изменений заключается в постепенном отказе от иерархических вертикальных структур и переходе к горизонтальным системам управления или даже к сетевым моделям.

Для повышения качества исполнения работ одним из критериев принятия решения может являться система рейтингов качества предыдущих работ исполнителя. Такие рейтинги показывают опыт его работы, и для исполнителя важно качественно исполнить любую работу, чтобы не только чтобы получить оплату, но и повысить свой рейтинг. При этом информация по всем параметрам исполнителя открыта, что позволяет ее легко проверить, поскольку все данные находятся в сети.

После того, как задача выполнена исполнителем, происходит получение ранее оговоренной оплаты через систему биллинга и повышение рейтинга в соответствии с заранее определенными правилами.

Важно понимать, что сложные работы, состоящие из множества взаимосвязанных задач, потребуют координаторов, которые будут разбивать задачи на боле мелкие, пока за них не возьмется тот или иной исполнитель. Также для многих сложно организованных работ нужны инструменты контроля над взаимосвязанными задачами, что потребует от информационных систем достаточно продвинутых возможностей. Но, так или иначе, объем управленцев при такой организации работ станет в разы меньше.


Для того чтобы сетевая модель в управлении заработала, сотрудники должны быть готовы работать с минимальными окладами, получая оплату сдельно, что станет возможно лишь при очень высоком уровне конкуренции на рынке труда.

Если в системе заказы повторяемые, то и алгоритмы маршрутизации будут повторяться, при этом рейтинг исполнителей в такой постоянной цепочке будет нарастать, что серьёзно повысит квалификацию исполнителей. И, если в системе появится возможность запоминать примеры взаимосвязи работ между собой, то фактически появятся темплейты процессов и проектов, которые могут использоваться другими в дальнейшем, снижая роль координаторов.

Что изменится?

Какие изменения произойдут? В большинстве процессов посредники постепенно исчезнут. Хотя вначале они обладают связями, в сетевой организации все связи станут видны и будут также доступны для остальных, что делает наиболее ценной в данной системе управления экспертизу. Из цепочки добавленной стоимости должны будут исчезнуть все элементы, которые не добавляют этой стоимости. Такая оптимизация цепочек процессов в сети будет направлена на исключение лишних элементов, что вызовет высвобождение управленческого персонала из компаний.

Фактически будут организованы сообщества профессионалов, которые установят свои правила, в рамках которых, будут распределяться работы. При этом данные сообщества могут быть как открытые, так и закрытые – внутри компаний.

Все что останется от иерархии – это иерархия по уровням сети. Крупные поставщики будут взаимодействовать с крупными заказчиками, далее задачи будут разбираться до уровня исполнителей. При этом основное внимание будет уделяться взаимодействию на уровне исполнитель-исполнитель – поскольку согласование их действий между собой должно быть выполнено ими самостоятельно в соответствии с правилами, установленными в сети.

Нужно отметить, что сетевой подход к управлению имеет свои плюсы и минусы. Плюсом является сильнейшая адаптивность модели. В иерархической модели выбывание одного элемента из иерархии тем страшнее, чем выше этот элемент находится. В процессной системе управления эта проблема решается, но тоже непросто. Если же пропадает один элемент сети, то на его место тут же встает другой. Ситуация, когда все элементы сети одного типа будут недоступны, очень маловероятна.

Однако у сетевой модели есть и вопросы, которые предстоит решить: например распространение неподтвержденной информации, которая может вызвать неадекватную реакцию участников сети. Тут особую роль приобретут владельцы сети, которые будут устанавливать правила общения в ней.

Минусом сетевого подхода является его работоспособность именно в высоко конкурентных областях, связанных с инновациями и информационными технологиями. При этом нужно учитывать, что для того чтобы сетевая модель в управлении заработала, сотрудники должны быть готовы работать с минимальными окладами, получая оплату сдельно, что станет возможно лишь при очень высоком уровне конкуренции на рынке труда. Такие условия могут возникнуть, если очередной финансовый кризис повторится, и именно тогда принципы сетевого управления найдут массовое применение в компаниях.

Андрей Коптелов