Разделы

Бизнес Техника

Россия: Daewoo Electronics планирует вернуться по-крупному

По заявлениям представителей Daewoo Electronics, этот производитель бытовой техники планирует отобрать часть российского рынка у нынешних лидеров - LG и Samsung. С этой целью компания намерена провести реформирование своей деятельности и выработать более агрессивную рекламную стратегию. Однако пока у Daewoo есть ряд нерешенных проблем, которые не лучшим образом отражаются на продажах в нашей стране.

Снова с нуля

Астрономические долги Daewoo Group, накопленные в конце девяностых, вынудили компанию провести масштабную реструктуризацию в 2002-2003 годах. Изменения в бизнесе, в ходе которых Daewoo Electronics отделилась от материнской компании, не могли не ослабить ее позиции на многих рынках, в том числе и российском. Если в 90-х годах компания достаточно активно развивала свой бизнес в СНГ, планировала открытие заводов и исследовательских центров, то к концу десятилетия об этом пришлось забыть.

Даже представители самого Daewoo признают, что в 21 веке компании пришлось начинать бизнес практически заново. Тем не менее, руководство надеется, что проводимые реформы повысят гибкость корпорации и конкурентоспособность продукции. При этом наиболее важным изменением в структуре европейских офисов стало объединение некоторых дочерних компаний (в том числе и российской) под управлением Daewoo Electronics Europe, расположенного в Бутсбахе (Германия).

Объем российского рынка электроники

Продукт 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
  Количество, млн. штук
Плазменные панели 0,032 0,045 0,089 0,112 0,141
Жидкокристаллические ТВ и мониторы 0,057 0,1 0,12 0,155 0,18
DVD -проигрыватели и рекодеры 1 1,2 1,7 2,35 3,05
Обычные телевизоры 6,5 7,15 8,6 9,6 10,68
Всего 7,59 8,5 10,5 11,86 13,35

Источник: Daewoo Electronics

Между тем, руководители Daewoo Electronics уже не раз говорили о перспективности российского рынка. В марте 2005 года директор представительства в СНГ г-н Чой Сонг Чул заявил, что "корейские бизнесмены заинтересованы в инвестициях в российскую экономику и выражают надежду на содействие Московской торгово-промышленной палаты в установлении и развитии сотрудничества между партнерами двух стран". На этом фоне Daewoo заявил о планах значительно увеличить продажи своей техники в России.

Daewoo Electronics была создана в 1971 году как производитель аудио-, видео- и бытовой электроники. Сегодня корпорация имеет представительства более чем в 50 странах мира и 8 производственных предприятий.

На рынок СНГ Daewoo Electronics пришла в 1993 году, открыв представительства в Санкт-Петербурге и Москве, а также в Узбекистане. Через некоторое время были открыты офисы в Алма-Аты (Казахстан), Вильнюсе (Литва) и Владивостоке. В 1996 году было создано единое представительство, отвечающее за весь регион СНГ, открылись новые офисы в Азербайджане и на Украине. Тогда же началось формирование сети сервисных центров.

В 1998 году было закрыто представительство в Азербайджане. В 2002 году такая же участь постигла офис во Владивостоке. В это же время единое представительство по СНГ в 2002 году стало подчиняться европейскому офису.

По данным самой компании за 2004 год, Daewoo контролирует 3,5% российского рынка электроники и бытовой техники, но уже к 2006 году корпорация намеревается поднять этот показатель до уровня 10%. Причем по некоторым видам продукции доля Daewoo уже сейчас находится вблизи этой цифры, а продажи микроволновых печей даже превышают заданную планку.

В структуре продаж Daewoo Electronics лидируют– обычные телевизоры на их долю приходится 32% всей реализованной техники. На втором месте находятся микроволновые печи (21%), а на третьем – hi-tech электроника (17%), к которой относят плазменные и ЖК-телевизоры, DVD-проигрыватели и рекордеры.


Трудности «завоевателей»

Как показывает статистические данные, основными конкурентами в России выступают Samsung и LG, которые контролируют соответственно 27% и 13% рынка бытовой техники и электроники. При этом представители компании не скрывают, что помимо борьбы с другими производителями у Daewoo достаточно и внутренних проблем, затрудняющих выход на рынки СНГ.

Доля различных производителей
на рынке электроники и бытовой техники, 2004 г.

 Доля различных производителей на рынке электроники и бытовой техники, 2004 г.

Источник: Daewoo Electronics

Наболевшим вопросом Daewoo в России эксперты называют отсутствие полноценной рекламной стратегии. На сегодняшний день корпорация, в отличие от прямых конкурентов, не проводит широкомасштабных кампаний по продвижению своей продукции. Daewoo ограничивается лишь редкими сообщениями в некоторых изданиях и тренингами с продавцами. Разумеется, пассивное маркетинговое поведение не могло не отразиться на продажах. Топ-менеджмент компании признает наличие этой проблемы и уже в текущем году планируется наружная реклама в крупных российских городах.

Другая проблема Daewoo – настороженное отношение покупателей к бренду компании – также тесно связана с отсутствием грамотной маркетинговой политики. Как признают сами сотрудники корпорации, продукцию под маркой Daewoo принято считать недорогой и, следовательно, уступающей по качеству аналогичным решениям от LG и Samsung. Зачастую такое убеждение не соответствует действительности: при более низких ценах техника Daewoo подчас не хуже аналогов от прямых конкурентов. Однако повысить качество в глазах потребителей поможет разве что реклама и расширение модельного ряда.

Ассортимент также являлся и до сих пор остается слабым местом компании в некоторых сегментах. Так, например, если линейка микроволновых печей Daewoo включает в себя приблизительно сотню моделей, то в секторе высокотехнологичных решений (плазменные телевизоры, DVD-проигрыватели, рекодеры и т.д.) корпорация представлена недостаточно полно.

Линейку плазменных телевизоров Daewoo расширит новая 50-дюймовая модель
Линейку плазменных телевизоров Daewoo расширит новая 50-дюймовая модель

Проблему ограниченности модельного ряда, считают менеджеры, частично удастся решить уже в этом году. На ежегодной дилерской конференции Daewoo представила несколько новинок, которые скоро поступят в продажу. В частности, был анонсирован 50-дюймовый плазменный телевизор DPP-50A1/MP, имеющий два встроенных тюнера и работающий с разрешением 1366 x 768. Семейство DVD пополнится в ближайшее время новым рекодером DHR-7100 с 80 и 160Гб жестким диском.

Что касается предлагаемого сейчас модельного ряда, то, по словам представителя одной из дилерских компаний, Daewoo не хватает действительно актуальных продуктов. "Компания во многом отстает, - подчеркнул он. – К примеру, у нее не хватает плазменных телевизоров с ножками, а ведь именно они пользуются сегодня наибольшим спросом". Также дилер, пожелавший остаться неизвестным, пожаловался на дизайн техники Daewoo: "Угловатость телевизоров и DVD-проигрывателей компании отпугивает покупателей. Нужно серьезно задуматься над дизайном".

Как говорят представители Daewoo, компания внимает пожеланиям покупателей и постепенно улучшает внешний вид своих продуктов. Некоторые модели бытовой техники, которые скоро выйдут на рынок, отличаются достаточно оригинальными дизайнерскими находками.

Кроме всего перечисленного, для успешной деятельности на российском рынке Daewoo не хватает возможности обеспечить достаточно качественное обслуживание своей техники, несмотря на большое количество сервисных центров (по России около 200). Как рассказал CNews сервис-менеджер Daewoo Михаил Дроздов, раньше сервисное обслуживание в компании не было достаточно оперативным: "Мы пользовались услугами сервис-провайдеров, которые и поставляли комплектующие в Россию. Теперь же мы сами будем заниматься этими вопросами, поэтому качество обслуживания вырастет".

По статистическим данным, сегодня продажи Daewoo в России набирают обороты, что связано как с деятельностью менеджмента, так и с общей тенденцией роста потребительского спроса. Для того, чтобы потеснить конкурентов, компании придется серьезно пересмотреть свою политику и действовать гораздо более агрессивно. Именно такое мнение высказал один из региональных дилеров Daewoo: "У Samsung и LG бюджеты гораздо больше. Если сейчас Daewoo не приложит все усилия для завоевания рынка, то она так и останется второстепенным игроком в России".

Александр Малахов / CNews