Разделы

Бизнес Законодательство

Выход из кризиса: тотальная ИТ-система?

В информационном обществе кризис вызывается не столько экономическими причинами, сколько информационными. Один из вариантов обуздания этих процессов - создание централизованной глобальной информационной системы. Но готово ли мировое сообщество сломать собственный стереотип?

Разразившийся мировой финансовый кризис, вызванный каскадными сбоями в деятельности инвестиционных институтов, впервые за многие десятилетия затронул экономики всех государств. Глубина экономического катаклизма настолько потрясла политические элиты, что даже заставила их умерить пыл в реализации своих амбиций в борьбе за влияние в мире. Столь масштабный характер кризиса чаще всего объясняют тем, что он зародился в недрах самой мощной экономики – в США, и согласно эффекту "домино" добрался до всех уголков планеты. Однако было бы наивно искать его причину в неэффективном регулировании кредитной политики одной из стран, пусть и крупнейшей в мире.

Кризис поразил мировую экономику настолько сильно, что вновь поднял вопрос о выборе приоритетов между предоставлением свободы рынку и его регулированием. Вопрос, который вместе с развалом социалистической системы был решен не в пользу государственного регулирования, подобно птице феникс, воскрес уже в новом тысячелетии, и на сей раз перед всем мировым сообществом. Очевидно, что искать решение этого вопроса необходимо с учетом специфики сложившихся отношений в современном обществе.

Процесс глобализации, сделав зависимыми между собой не только смежные отрасли, но и всю экономику в целом, опирается на долгосрочные стратегии и требует предсказуемости в деятельности бизнеса и государств, доступности и полноты информации. Развитие же рыночных отношений наоборот, приводит к увеличению информационной неопределенности. Свободный рынок из инструмента оценки спроса и предложений превращается в инструмент формирования самого спроса: потребительская стоимость товаров и услуг все больше создается за счет информационной составляющей, которая эту же потребительскую стоимость и определяет. В условиях стихийного неуправляемого рынка информация в своем новом активном качестве перестает просто обслуживать процесс товарообмена, а сама становится объектом купли-продажи, лишая свободный рынок прозрачности и адекватности.

Эти два противоположных процесса образуют своего рода "информационный разрыв", являющийся как движущей силой современной экономики, так и источником ее кризисных явлений. Основным противоречием в развитии постиндустриального общества становится конфликт между глобализацией экономики и ростом неопределенности рынка информации. Непонимание и недооценка ключевой роли информации на современном этапе развития общества может свести на нет активность и единодушный порыв лидеров крупнейших мировых держав обуздать макроэкономическую стихию: локальный пожар будет потушен, потрепанные экономики откатятся слегка назад, но только для того, чтобы начать разбег для прыжка в новую катастрофу.

Информационная природа рыночных отношений

Невозможно нейтрализовать негативные явления свободного рынка в условиях глобализации без понимания его информационной природы. Рыночные отношения с самого начала своего возникновения играли роль инструмента для обмена информации – информации о потребительских свойствах товаров и услуг; информации, получаемой из сопоставления спроса и предложения. Однако из-за жесткой конкуренции и усиливающегося мирового разделения труда потребительская стоимость перестает быть конкурентным преимуществом – редко когда производителям удается долго в одиночку использовать свои технологические находки. В таких условиях на рынке начинает доминировать манипулирующая составляющая информации: поставщик товаров или услуг не просто следует за ожиданием потребителей, но и начинает активно формировать спрос к своей продукции. Более того, такая проактивность (посредством изощренной рекламы и организации межнациональных сбытовых сетей) составляет все большую долю в стоимости самого товара или услуги. Так, к апофеозу манипуляции информацией можно отнести имеющие многочисленные примеры продажи товаров или услуг, которые без информационного давления вообще никогда бы не были востребованы. Причем затраты на "одурачивание" поставщики "воздуха" включают в себестоимость, которую потребители же и оплачивают.


Непонимание и недооценка ключевой роли информации может свести на нет активность и единодушный порыв лидеров крупнейших мировых держав обуздать макроэкономическую стихию

Несмотря на упомянутые издержки рынка манипулятивной информации, его роль в развитии экономики, во внедрении новых решений и технологий нельзя недооценивать. Поиск информационного повода для продвижения товаров и услуг заставляет производителей находиться в состоянии непрерывного творчества, пусть и с перегибами, но, в конечном счете, с выгодой для потребителя и развития производительных сил вообще. Именно отсутствие стимулов к активному формированию спроса в условиях тотального государственного планирования не оставило шансов на успех социалистической системе. Манипуляция информацией активизирует спрос и расширяет рынок, но одновременно делает его и менее прозрачным, "надувая" потребительскую стоимость и увеличивая информационную неопределенность в адекватности купли-продажи.

Наиболее ярко манипулирующее свойство информации проявляется на инвестиционном рынке. Инвестиции, кредиты и деньги – как и товары, имеют свою потребительскую стоимость, и обмен инвестиционными обязательствами является также рынком информации. Только сведения, получаемые участниками таких рынков, уже касаются не конкретных физических свойств товаров, а надежности и перспективности эмитентов ценных бумаг – будь это государства, частные или государственные предприятия, или даже обанкроченные компании. Нетрудно понять, что измеримость и объективность такой информации крайне низка и чревата появлением "мыльных пузырей" как за счет примитивного мошенничества (например, создание финансовых пирамид), так и в силу элементарного желания купить дешево и продать дорого, провоцируя нестабильность рынка. Фактически на рынках акций продается информация о состоянии тех или иных компаний в настоящем и прогноз об их успехах в будущем. Как и в случае товаров, спрос на инвестиции активно формируется участниками рынка: при первичном размещении за счет road-шоу и рекламных компаний, на вторичном рынке – благодаря вбросу позитивной или негативной информации, путем массовых скупок или продаж акций. Даже требования регуляторов таких рынков к открытости информации оборачиваются в пользу его игроков за счет "правильной" подачи отчетности и планов эмитентов.


Партнерские отношения, не подкрепленные информационной чистотой, могут держаться лишь на человеческих добродетелях

Именно превращение информации в предмет купли-продажи сделало рынок средой, сильно реагирующей на любые информационные поводы. Резкие колебания в распределении инвестиционных потоков способны остановить развитие целых отраслей экономики, что в условиях глобализации отражается на всех сферах бизнеса – всех государств. Взятые под залог акций кредиты на развитие могут за короткое время стать необеспеченными, и наоборот: небольшой, но "показавшийся" всем крайне перспективным бизнес, может привлечь инвестиции в сотни раз превышающие его размеры. Интерес к покупке информации возможен лишь в том случае, когда она не доступна всем. Рынок информации паразитирует на ее непрозрачности, способен создавать фантомы и разрушать реальное производство. Однако в этом заключается и санирующая роль рынка – бизнес, который полностью прозрачен для своих клиентов и партнеров, менее подвержен панике с их стороны и более устойчив к мировым катаклизмам.

Кризисная модель рыночной экономики

Из-за непрозрачности информации общая информационная неопределенность при рыночной деятельности все время возрастает. Стоимости акций и валют, природных ресурсов в условиях отсутствия четкой информации оцениваются приблизительно по отношению к их стоимости "вчера", или по отношению друг к другу. Со временем неопределенность таких оценок накапливается подобно расширяющейся области возможного нахождения броуновской частицы в результате случайных и непредсказуемых столкновений с молекулами среды. Когда размер общей неопределенности становится сопоставимым с размером всей экономики (или хотя бы с размером экономики крупнейших мировых регионов) резко повышается вероятность возникновения кризиса. Кризис через банкротства и снижение темпов производства "обнуляет" неопределенность, заставляя все общество провести "инвентаризацию" и перезагрузку своей экономики.