Разделы

Бизнес Законодательство

Выход из кризиса: тотальная ИТ-система?

В информационном обществе кризис вызывается не столько экономическими причинами, сколько информационными. Один из вариантов обуздания этих процессов - создание централизованной глобальной информационной системы. Но готово ли мировое сообщество сломать собственный стереотип?

На американском корпоративном рынке, где, в отличие от европейского, законодательная поддержка социальных гарантий работников не слишком велика, некоторые управленцы пользуются "кризисной моделью" в своей кадровой политике. В условиях ускоренного развития и внедрения новых технологий такие топ-менеджеры спокойно смотрят на расширение штатов своих компаний (главное – ускорить динамику преобразований), а затем проводят резкие и массовые сокращения, чтобы избавиться от балласта, который не нашел себя в изменившихся условиях. Такой подход исповедуется, когда руководители не хотят или не могут управлять своим кадровым ресурсом, когда отсутствует адекватная информационная система в области управления персоналом. Для мировой экономики, увы, такая кризисная модель стала естественной.

Каждое предприятие, особенно, если оно специализируется на инвестициях, пытается управлять своими рисками. В некотором смысле это является ответом на информационную неопределенность рыночных отношений. Однако оценка рисков происходит одномоментно – на текущую дату (пусть даже и с учетом исторических данных). Ни один из экспертов по управлению рисками не имеет методики учета глобальной неопределенности информации, хотя оценка такого макроэкономического параметра вполне может быть произведена. Например, для инвестиций можно выбрать показатель, равный суммарной по всему рынку абсолютной разности между стоимостью компаний, рассчитанной из дивидендной доходности, и рыночной стоимостью их акций. Но не так важна конкретная формула расчета неопределенности, сколько ее учет в оценке состояния устойчивости экономики. Рост этого параметра нельзя ограничить законодательно или путем изменения кредитной политики центральных банков, единственная возможность им управлять – создавать прозрачную для всех участников рынка и максимально полную информационную систему.

Возрастание информационной неопределенности рынка невозможно остановить регулирующими воздействиями. Рыночные отношения в силу своей информационной природы подвижны и делают мировую экономику эластичной и кризисогенной. Прямое же регулирование рынка со стороны государства ведет либо к торможению протекающих в нем процессов, в том числе и связанных с развитием, либо к уходу рынка в теневую и неконтролируемую экономику. Безусловно, в моменты кризисов альтернативы прямому регулированию нет – оно сродни хирургическому вмешательству, когда больного накачивают антибиотиками, а органы, в которых начались необратимые процессы, ампутируют. Однако чрезмерное увлечение регулированием может привести к тому, что антибиотики полностью парализуют, а ампутации навсегда обезобразят организм больного, и уже даже продолжительного времени не хватит, чтобы вывести экономику из послекризисного состояния.


Именно превращение информации в предмет купли-продажи сделало рынок средой, сильно реагирующей на любые информационные поводы

Рынок невозможно эффективно регулировать даже монетарными методами. Деньги, являясь всего лишь инвестиционным инструментом, сами по себе ничего не создают, хотя и могут перераспределить направления инвестиций. Если у государства есть резервы инвестиционного ресурса (являющиеся фактически накопленными обязательствами других стран), оно может смягчить колебания рынка за счет остального мира. Однако в масштабе всей мировой экономики корректировать рынок возможно лишь в согласованном режиме, поступаясь национальными интересами. Но какой же должен быть суперцентр мирового регулирования, и какие у него должны быть полномочия, чтобы регулировать, да еще адекватно, всю экономическую деятельность планеты?.. Информационная сущность рынка подсказывает, что поиск систем борьбы с кризисами надо вести в области информационного инструментария.

Информационная система экономики

Свободный нерегулируемый рынок в условиях, когда товаропроизводители и потребители независимы друг от друга, является единственно возможным способом получения адекватной информации о востребованности товара, соответствия его стоимости ожиданиям потребителей. В случае же полноты и доступности информации – как о стоимости товара, так и о его потребительских качествах – необходимости в рыночном регулировании не существует. Такое взаимоисключение рынка и информационной прозрачности можно проследить на примере корпоративного управления. В отсутствие ясности об эффективности работы подразделений, обслуживающих основной бизнес, их обычно переводят на хозрасчет или аутсорсинг, ставя в рыночные условия наравне с компаниями, предоставляющими аналогичные услуги. Напротив, при установлении партнерских отношений с компаниями, функционирование которых полностью прозрачно и эффективно, рыночные механизмы не используются – договорная цена формируется исходя из принимаемых сторонами показателей их деятельности. В качестве примера можно привести политику взаимодействия крупных автопроизводителей со своими дилерскими сетями: оптовые и розничные цены внутри таких партнерств регулируются, а информационные системы интегрируются. Партнерство на базе полной информационной ясности является альтернативой свободному рынку. Верно и обратное: партнерские отношения, не подкрепленные информационной чистотой, могут держаться лишь на человеческих добродетелях, и каждый раз будут жестоко проверяться на прочность.

Только развитие информационной системы экономики, дающей доступ участникам рынка ко всей информации хозяйствующих субъектов, позволит снизить растущую от одного кризиса к другому информационную неопределенность рынка и увеличить долю партнерских отношений. Информация не просто должна быть доступна всем, но и обязана отвечать требованиям актуальности и аналитичности, быть рассчитанной на использование как профессионалами, так и обычными потребителями. Глобальная информационная система должна включать в себя не только данные о коммерческих компаниях, но и о государственном секторе, и более того – о деятельности правительственных и общественных организаций, поскольку и они могут вносить существенный вклад в оценку инвестиционной привлекательности и прогнозов деятельности рыночных игроков. Партнерство бизнеса, государственных институтов и общества в единой и совершенствующейся информационной системе экономики позволит компенсировать взрывоопасность рыночной среды. Причем такое партнерство должно существовать не только в момент экономического катаклизма, как это происходит сейчас, а на долговременной основе.

Даже небольшой компанией трудно управлять в отсутствие адекватной информации о показателях ее деятельности. В крупной корпорации прозрачность бизнеса, доступность и актуальность информации являются обязательным условием не просто эффективности управления, а элементарного выживания. Управлять же всей мировой экономикой без информационных систем – невозможно. И именно такую неуправляемую экономику мы сейчас и наблюдаем. Современные государственные структуры (даже развитых стран) и международные финансовые институты лишь наблюдают за происходящим, играя роль скорой помощи в кризисные моменты или гуманитарных миссий в спокойные времена. Национальные и международные чиновники больше похожи на таких директоров предприятий, которые в обычное время заняты проектами оформлениями своих офисов, подготовкой к корпоративным праздникам, награждением ударников труда и порицанием провинившихся, и только в момент финансового краха они открывают глаза и вступают в битву со свалившимися им неожиданно на голову неприятностями.

Создание полномасштабной информационной системы мировой экономики – это единственно возможный путь к выживанию в эпоху глобализации. Можно, конечно, ждать, когда такая система возникнет сама. Кризисы периодично будут подталкивать к созданию отдельных ее элементов – через образование координирующих органов, через кооперацию самого бизнеса. Но все же лучше и безболезненнее двигаться к этому осознанно. Стоит отметить, что глобальная информационная система мира, прозрачная и доступная каждому, по мере своего развития будет ограничивать свободу рынка (по крайней мере, в части купли-продажи самой информации и мошенничества). Она будет разрушать всесилие государственных бюрократий и снижать роль политических партий (власть сильна эксклюзивным правом на информацию). Но все это будет в будущем – в информационном обществе, а сейчас основное внимание необходимо уделить созданию условий для формирования прозрачной информационной среды.

Было бы наивно думать, что планетарную информационную систему можно внедрить централизованно. Даже в корпорациях, воля и желание в которых находится в одних руках, централизованное внедрение единой и комплексной информационной системы превращается в адские мучения для всех ее сотрудников. А в масштабе всего мира такой путь – просто авантюра, которая может быть интересна разве что ее разработчикам. Мировая информационная система – это не программное обеспечение и не технологии, а правила предоставления и обмена информации, стандарты хранения и обработки электронных данных, обязательные законы раскрытия информации. Причем и правила, и стандарты, и законы должны представлять собой развивающуюся и совершенствующуюся систему.


Создание полномасштабной информационной системы мировой экономики – это единственно возможный путь к выживанию в эпоху глобализации

Целевая установка развития глобальной информационной системы – полная информированность всех участников рынка обо всех качествах товаров и услуг и всех затратах на их производство, о планах и прогнозах развития поставщиков и рынков сбыта и т.д. и т.п. Так же, как в корпоративном управлении не может идти речи ни о каком сокрытии информации для управленца, принимающего решение, так и в глобальной экономике управлять рынком можно будет только, забыв о коммерческой или иной другой тайне. Безусловно, эта целевая установка сейчас кажется утопией, но двигаться к ней через создание единой глобальной информационной системы не только можно, но и необходимо. Именно такая система позволит сгладить информационный разрыв между увеличением информационной неопределенности в рыночных отношениях и ростом глобализации.

Борис Славин