Составлен ранкинг поставщиков услуг поддержки решений SAP
TAdviser составил рейтинг крупнейших сервисных партнеров SAP в России за 2013 г. Объективно оценить сегодняшнее состояние этого рынка с учетом экономико-политических факторов удастся лишь через год-полтора.Аналитический центр TAdviser завершил работу над ранкинг «Аутсорсинг поддержки решений SAP: крупнейшие игроки в России», в котором представил данные о доходах сервисных партнеров SAP СНГ за 2012-2013 гг. от соответствующих услуг.
По оценкам TAdviser, в 2013 г. рынок услуг поддержки SAP (за исключением инсорсинговых компаний) превысил отметку в $200 млн. Его объем по отношению к 2012 г. вырос на 17% в долларовом эквиваленте. При этом в 2012 г. рост составлял около 15%.
Лидерами по итогам 2013 г. названы компании ИТСК, IBS и «Энергодата» (см. таблицу). В 2012 г. тремя крупнейшими игроками были IBS, «ЕАЕ-Консалт» и «Энергодата».
Наибольшую динамику среди лидеров ранкинга за 2013 г. показала ИТСК — рост на 68%, несмотря на сокращение числа заказчиков — до 25 (в 2012 г. их было 65). Годом ранее эта же компания демонстрировала рост более 95%.
Учредителями ИТСК выступают компании «Газпром нефть», которая входит в пятерку российских нефтяных компаний по объемам добычи, и «Сибур» — крупнейшая нефтехимическая компания России и Восточной Европы, объединяющая предприятия в 20 регионах нашей страны с общей численностью свыше 30 тыс. сотрудников.
Максимальное количество заказчиков в 2013 г. привлекла IBS (44). Эта же компания ведет проекты по данному направлению в наибольшем количестве отраслей.
Выручка компаний от услуг по аутсорсингу поддержки SAP за 2012-2013 гг.
№ | № 2012 | Компания | Выручка, 2013, тыс. руб. (с НДС) | Выручка, 2012, тыс.руб. (с НДС) | Рост 2013/2012, % | Заказчики по отраслям |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 4 | ИТСК (1) | 1 694 000 | 1 009 000 | 68% | н/д |
2 | 1 | IBS | 875 470 | 781 670 | 12% | Ритейл, дистрибуция, телеком, финансы, машиностроение, промышленное производство, сервис, строительство, энергетика, медиа, автомобилестроение, FMCG, фармацевтика, металлургия, нефтегаз, госсектор |
3 | 3 | Энергодата* | 763 000 | 714 602 | 7% | н/д |
4 | 2 | ЕАЕ-Консалт | 746 595 | 745 035 | 0% | Нефтегаз и энергетика |
5 | - | Астерос * | 465 000 | 477 209 | -3% | н/д |
6 | 9 | Парма-Телеком | 423 790 | 162 030 | 162% | ТЭК, госсектор, химия и металлургия |
7 | - | Техно-ИТ | 417 000 | 264 000 | 58% | Нефтегаз, электроэнергетика |
8 | 7 | BDO Unicon Outsourcing | 374 448 | 276 574 | 35% | Деревообработка, машиностроение, ритейл, финсектор |
9 | 12 | Сапран | 146 682 | 61 000 | 140% | Финсектор, телеком, энергетика, ритейл, металлургия, строительство |
10 | 11 | Миго-групп | 112 009 | 96 769 | 16% | Финсектор, госсектор, нефтегаз, консалтинг, производство, ритейл и дистибуция |
11 | - | Skyrise | 71 137 | 45 458 | 56% | Автомобильная промышленность, производство товаров народного потребления, розничная торговля, транспорт и логистика, фармацевтика, химическая промышленность, энергетика. |
12 | 13 | Гоу-Лайф | 66 950 | 56 000 | 20% | Энергетика, нефтегаз, телеком, металлургия, химия, госсектор, финансы |
13 | - | Информ-консалт | 65 134 | н/д | н/д | н/д |
14 | 16 | Норбит | 54 899 | 39 370 | 39% | н/д |
15 | 15 | Molga Consulting | 52 433 | 42 008 | 25% | Финсектор, телеком, нефтегаз, автомобилестроение, фармацевтика, ритейл, дистрибуция, FMCG |
16 | 14 | Эвола | 50 700 | 45 430 | 12% | Ритейл, нефтегаз, производство |
17 | 17 | АЛЬПЕ Консалтинг | 48 633 | 32 000 | 52% | Химия, ритейл, транспорт, стройматериалы, промышленое оборудование, автомобилестроение, фармацевтика |
18 | 18 | КОРУС Консалтинг | 47 800 | 25 000 | 91% | Нефтегаз и энергетика |
*По данным TAdviser
(1) — данные за 2012 г. скорректированы
Источник: TAdviser
Максимальные темпы роста аутсорсингового бизнеса SAP по итогам 2013 г. продемонстрировали «Парма Телеком» (162%) и «Сапран» (140%). Пять игроков из рассматриваемых показали рост свыше 50%. Однако в TAsdviser осторожны в оптимистичных выводах — ряд компаний, прежде предоставлявших свои данные, в этом году категорически отказались их раскрывать. Обычно это подразумевает спад выручки по рассматриваемому направлению, отмечают исследователи.
На долю первой пятерки приходится 72% выручки Топ-15 игроков (более i4,5 млрд). Годом ранее их доля составляла 70,6% (более i3 млрд), а в 2011 г. — 62,4%. Другими словами, в прошлом календарном году налицо была тенденция к консолидации — постепенному увеличению веса крупных игроков.
В ИТСК заявили, что связывают свой рост с расширением практики — за два года количество штатных специалистов по решениям SAP выросло почти до 500 человек. При этом услуги поддержки предоставляются для всей внедренной функциональности, а проекты компания готова реализовывать самостоятельно для большинства процессов.
Представитель ИТСК в разговоре с CNews обращает внимание на то, что рейтинг TAdviser составлен на проектах, основа которых закладывалась компаниями в 2012-2013 гг. Соответственно современная экономико-политическая ситуация в них никак не отражена. Более того, даже в текущем кризисном году заказчикам фактически сдавались проекты также инициированные ранее. Что же касается 2014 г., то его показатели объективно имеет смысл рассматривать лишь через год-полтора.
Дмитрий Ивицкий, руководитель сервисного центра по поддержке бизнес-приложений компании IBS, считает, что «тренд, который мы наблюдаем в последнее время в сегменте сопровождения и поддержки решений SAP — это постоянное снижение стоимости на данную услугу». По мнению эксперта, это говорит о степени зрелости данного продукта и делает аутсорсинг гораздо более привлекательным и выгодным для клиентов.
«Чтобы обеспечить себе стабильное развитие, важными факторами успеха для сервис-провайдеров на таком рынке, являются постоянный рост клиентской базы, отраслевая диверсификация и выстраивание долгосрочных партнерских отношений с клиентами», — считает Ивицкий.
В беседе с CNews Ивицкий отметил, что с оглядкой на 2008 г. можно сказать, что уже традиционно, в кризисные времена интерес к предлагаемой IBS сервисной модели сопровождения бизнес-приложений возрастает. «С другой стороны многие ИТ-компании и ИТ-команды, которые раньше не занимались сервисом, сталкиваясь с приостановкой проектной активности, пытаются, что называется "пересидеть” кризисное время на сопровождении, при этом зачастую сильно демпингуя», — добавляет он. По его мнению, это, безусловно, повышает общий конкурентный фон. «Однако эффективность наших внутренних сервисных процессов, распределенная региональная ресурсная и партнерская сеть, комплексный сервис “одного окна” по эксплуатации и развитию не только приложений SAP но и смежных систем (в том числе заказных, самописных и сильно кастомизированных), позволяет нам успешно конкурировать не только по качеству и стабильности сервиса с такими аутсорсерами-однодневками, что в общем очевидно, но также и по цене», — заключает Ивицкий.
Александр Семенов, президент «Корус Консалтинг», связывает рост показателей своей компании (+91%) с тремя факторами. «Во-первых, рынок законченных SAP-проектов в 2013 г. существенно вырос, и всем этим проектам требуется поддержка», — говорит он. Во-вторых, по его мнению, в российских компаниях растет понимание эффективности аутсорсинга. Третий фактор — активное развитие инсорсинговых компаний и создание новых концепций взаимодействия между ними, заказчиками и внешними ИТ-поставщиками.
В TAdviser отмечают, что на данный момент услуги поддержки приложений SAP оказывают более 100 партнеров компании, большинство из которых имеют статус SAP Service Partner или выше. Более 70% рынка ИТ-аутсорсинга решений SAP в России приходится на федеральных игроков и крупных сервис-провайдеров.