Российские вендоры слишком много конкурируют и недостаточно кооперируются
Виктор Урусов
генеральный директор «Скала^р»
После ухода западных вендоров на российском рынке высвободились продуктовые ниши, которые стремятся занять отечественные ИТ-компании. Только в области инфраструктурных решений сегодня существуют около 70 производителей и более 250 программных и аппаратных продуктов. В условиях жесткой конкуренции за инвестиции и кадры вендоры вынуждены экономить на инновационном развитии. Однако чтобы российский ИТ-рынок сделал качественный скачок, компаниям необходимо сформировать культуру сотрудничества и взаимовыручки как на уровне технологий, так и в области интеллектуального капитала.
Культивируют конкуренцию
Российские вендоры слишком много конкурируют и недостаточно кооперируются. С учетом емкости ИТ-рынка для каждого класса решений достаточно двух-трех лидеров, которые смогут предоставить продукты необходимого качества.
Однако сегодня в каждой нише появились десятки игроков, которые по отдельности не в состоянии инвестировать достаточные средства в перспективные технологии и увеличивать добавленную стоимость выпускаемой продукции. В результате рынок «растаскивается» по частям, а предлагаемые решения не обладают достаточным уровнем зрелости.
В итоге вместо того, чтобы направлять финансовые средства в инновационное развитие, ИТ-компании вынуждены переплачивать за специалистов в 1,5–2 раза. Кроме того, процветает такой вид промышленного шпионажа, когда конкурент целенаправленно переплачивает за ключевого сотрудника, чтобы получить внутренние компетенции предыдущего работодателя.
Что может помочь?
Прежде всего, культура сотрудничества, инициируемая на верхнем уровне. Уже прозвучали публичные заявления руководителей разных организаций, которые говорят о том, что рынку необходима коллаборация.
Мы в «Скала^р», создавая программно-аппаратные комплексы, формируем экосистему технологических партнеров — производителей и разработчиков программных и аппаратных компонентов. В рамках технологических альянсов мы выработали договоренности как в отношении технологий, так и в отношении кадров. Такой подход в условиях дефицита времени и необходимости продемонстрировать быстрый и устойчивый результат, позволяет добиваться синергетического эффекта.
Мы объединяем экспертизы и опыт, проводим совместные тестирования программных и аппаратных решений, дорабатываем свои продукты, основываясь на обратной связи и потребностях ведущих российских enterprise-заказчиков разных отраслей и направленности. Итогом становятся зрелые решения, в которых объединены практики и компетенции всего рынка.
Информирование о найме
Что касается кадров, то здесь негласным правилом становится информирование друг друга о планируемом найме. Я ставлю в известность руководителя организации, что один из ключевых сотрудников планирует совершить переход. Интересуюсь, как к специалисту относятся в компании, насколько он ценен. Открытый диалог повышает доверие и культуру хантинга. Если специалист критичен для компании, и она выставляет ему контроффер, то мы не повышаем ставки и выходим из гонки. С другой стороны, если специалист не удовлетворен условиями работы, а контроффер не может решить проблему, то, очевидно, будет лучше, если он перейдет к нам, а не к прямому конкуренту. Потому что у нас с партнером технологическое сотрудничество, и мы делаем общее дело.
В целом, уровень ИТ-специалистов и инженеров уже стал такой, что зарплата не всегда является основной мотивирующей силой.
Нам, работодателям, стоит больше обращать внимание на формирование ценностей и идей вокруг HR-бренда. Если человек будет держаться за корпоративную культуру, технологию, общее дело — его будет очень сложно переманить. Здесь на первый план выходят программы обучения и развития сотрудников.
Культура выстраивания взаимоотношений на рынке позволяет добиться кумулятивного эффекта. Объединение усилий и экспертиз сильных игроков станет успехом для всего рынка.