5 вызовов, с которыми сталкивается открытый банкинг в 2025 году
Концепция открытого банкинга предполагает безопасный и стандартизированный обмен финансовой информацией клиентов между банками и авторизованными сторонними поставщиками финансовых услуг с явного согласия клиента через API-интерфейсы. Однако развитие открытого банкинга сдерживают опасения клиентов и банков по поводу утечек и несанкционированного доступа — ведь речь идет про обмен конфиденциальной финансовой информацией, которая представляет собой банковскую тайну. Рассказываем, как сегодня развивается открытый банкинг в разных странах, и с какими сталкивается вызовами.
Как появился открытый банкинг
Повсеместная цифровизация финансового сектора породила запрос на прозрачность финансовых операций, скорость обслуживания и персонализацию предложений. Ответом на это стала концепция открытого банкинга. В перспективе «открытый банкинг» может перерасти в «открытые финансы» — эта концепция расширяет принципы открытых данных за рамки традиционных банковских счетов и управления ими: в него могут войти инвестиции, финансовые сервисы по управлению личными финансами и автосбережению, агрегаторы счетов, персонализированные кредиты и страховые предложения. Рассказываем, как сегодня развивается открытый банкинг в разных странах, и с какими сталкивается вызовами.
Первопроходцем в части открытого банкинга стал Европейский Союз, утвердивший вторую директиву об оказании платежных услуг (Revised Payment Service Directive — PSD2). Ее целью было улучшить эффективность платежного ландшафта ЕС. Активно проявляла себя в этой области и Великобритания, чье Управление по конкуренции и рынку после выявления монопольного положения крупных банков в 2016 году обязало 9 банков имплементировать стандарты открытых данных.
После этого в мире началось активное развитие и внедрение принципов открытого банкинга: к концу 2024 года количество стран законодательно или регуляторно внедривших те или иные аспекты открытого банкинга достигло 60, а 16 стран уже проложили дорогу к имплементации открытых финансов.
При открытом банкинге клиент дает разрешение банку на предоставление данных о своих счетах третьей стороне (Third Party Processor, TPP) через API-интерфейсы. Важно понимать основные роли TPP.
- Account Information Service Provider (AISP) — получает финансовую информацию по клиенту только в «режиме чтения», например, для отображения наличия счетов и остатков на них в мобильном приложении, для проведения кредитного скоринга.
- Payment Initiation Service Provider (PISP) — может инициировать платежи и переводы со счета клиента по его поручению (например, для оплаты в онлайн-магазине без привязки карты).
Исторически развитие открытого было тесно связано с целью регуляторов и игроков на рынке по развитию конкуренции и улучшению качества услуг. Открытый банкинг предоставляет следующие преимущества:
- Клиенты (физические лица) смогут видеть все свои финансовые продукты (даже открытые в разных банках) в одном приложении, вести учет расходов и доходов, осуществлять финансовое планирование, получать персонализированные предложения и упрощенный доступ к кредитам.
- Бизнесу открытый банкинг обеспечивает быстрое кредитование, доступ к инновационным ИТ-продуктам, услугам и приложениям для лучшего управления финансами и счетами компании.
- Регулятор стимулирует конкуренцию и внедрение инноваций, а также получает прозрачную финансовую систему с контролем денежных потоков и возможностью борьбы с отмыванием денег.
- Банки начинают лучше понимать клиентов, получают возможность создавать для них улучшенные предложения; небольшие финансовые институты могут конкурировать наравне с крупными игроками, а сотрудничество с технологическими компаниями помогает им создавать новые виды сервисов.
На практике для розничных клиентов банков это может выглядеть следующим образом:
- мгновенное открытие счетов через мобильное приложение без необходимости посещать филиал банка;
- расширенная, более углубленная и быстрая оценка кредитоспособности клиента (за счет доступа AISP к различным источникам);
- объединение счетов в разных банках в одном удобном клиенту приложении (через AISP), общая сводка расходов по всем картам, улучшение качества услуг систем управления личными финансами, проведение платежей и переводов по счетам клиентов в удобном для него канале (через PISP), а не только в мобильном приложении основного банка.
Таким образом, открытый банкинг призван усилить конкуренцию в банковском сегменте, защитить интересы потребителей в управлении деньгами через инновационные приложения и услуги, сделать прозрачной финансовую систему страны.
Как сегодня развивается открытый банкинг
Открытый банкинг уже вышел за рамки эксперимента. Согласно данным Juniper Research, в 2023 году объем операций, совершенных через технологии открытого банкинга, в мире достиг $57 млрд с предполагаемым ростом до $330 млрд к 2027 году.
Открытый банкинг получил достаточное быстрое развитие в Европе. С 2021 по 2024 год возросло количество европейских стран, имеющих более 100 сторонних поставщиков финансовых услуг, допущенных к обмену банковской информацией (TPP). Согласно данным Konsentus, по итогам 2024 года лидером в ЕС стала Германия со 199 сторонними поставщиками, в Италии — 185, в Швеции — 181, в Нидерландах — 184. Однако в Европе абсолютным лидером является Великобритания с 208 TPP.
Несмотря на достаточно стандартизированные принципы развития модели, в каждой стране она все-таки развивается по-разному. Зависит это от зрелости всего финансового сектора, готовности регулятора и пользователей, а также от выбранной регуляторной модели. Например, ЕС и Великобритания пошли по пути развития, где регуляторы обязывали банки (особенно крупнейшие) предоставлять доступ к своим данным через стандартизированные API. США, напротив, долгое время придерживалась рыночного подхода развития, опираясь на инициативы из индустрии.
Приведем примеры стран, которые успешно внедряют концепцию открытого банкинга:
- В развитии открытого банкинга лидирует Великобритания с почти 12 млн активных пользователей сервисов и более 22 млн платежей ежемесячно. Фактически они стали эталоном для других государств.
- 8 января 2025 г. регулятор Бюро по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau) признал финансовую биржу Financial Data Exchange (FDX) органом, устанавливающим стандарты открытого банкинга в США, тем самым дав зеленый свет развитию технологии и ее масштабированию на национальном уровне.
- В Бразилии внедрение открытого банкинга началось поэтапно с 2021 года, а в марте 2022 года инициировано развитие Open Finance (Открытые финансы). За 2 года бразильские пользователи предоставили 43 млн согласий на обмен данными с финансовыми учреждениями.
- В Индии открытый банкинг стал катализатором популяризации услуги BNPL (Buy Now, Pay Later), когда покупатель товара может разделить платеж на маленькие суммы без процентов. Количество клиентов BNPL в Индии в онлайн- и офлайн-ритейле в 2021 г. составляло 5 и 2 млн человек соответственно, а по прогнозу на 2026 г. их численность увеличится до 20 млн и 22 млн человек соответственно. Благодаря открытому доступу к финансовым данным клиентов, открытый банкинг сделал возможным мгновенное принятие решений о рассрочке, обеспечив ежегодный рост рынка BNPL с 2021 года по 2024 год на уровне 22,3%, достигнув $19 млрд. По прогнозам, до 2030 года рынок вырастет до $35 млрд.
Открытый банкинг укрепляет и финансовый суверенитет стран в периоды политических и социальных потрясений, действия финансовых санкций. Так, в России и Казахстане начали внедрять платежи и переводы с помощью систем Real-time Payments (Система быстрых платежей — СБП в России, или Система мгновенных платежей — СМП в Казахстане) для упрощения процесса платежей и переводов и создания альтернативы банковским картам при проведении транзакций.
Открытый банкинг в СНГ: локальные особенности
Развитие открытого банкинга в регионе происходит разными темпами, отражая локальные особенности финансового сектора и стратегические приоритеты страны. В этом регионе выделяются три страны:
- Узбекистан. Формально страна находится на ранней стадии внедрения открытого банкинга. Однако наличие единой инфраструктуры платежей, представленной в виде национальных платежных систем Uzcard и Humo, позволило создать поддержку для агрегация карт, открытых в различных банках, в одном приложении. Наличие центрального процесса обработки транзакций обеспечивает гибкость клиентского взаимодействия с различными банковскими интерфейсами, способствуя формированию единой и нейтральной среды для взаимодействия с услугами разных банков.
Текущим ключевым направлением развития является обеспечение интероперабельности Humo и UzCard. В отличие от других стран, локальные платежные игроки занимают монополистическое положение, и интероперабельность между двумя локальными платежными системами является важной вехой в развитии концепции открытого банкинга. До недавнего времени, финтех-приложения, такие как Click и Payme, выполняли роль агрегаторов данных (AISP) и платежных инициаторов (PISP), в то время как банки пытались догнать финтех-компании как в количестве клиентов, так и в качестве услуг. Однако за рамками счетов и платежей отсутствует какая-либо четкая нормативная база по развитию открытого банкинга или финансов в стране.
- Россия. Внедрение открытого банкинга идет под руководством Центрального Банка и при участии «Ассоциации Финтех» (АФТ). ЦБ РФ проводит пилотные проекты по открытым API, начиная с информационных сервисов (доступ к счетам юрлиц и физлиц), в то время как АФТ разрабатывает стандарты API, адаптируя международные практики к российским условиям. Обязательное внедрение Open API для банков запланировано в 2026 году, внедрение идет поэтапно. Например, в этом году будет запущен пилотный проект, где через одно приложение пользователи могут иметь доступ ко всем своим счетам в разных банках (тестирование будет проводиться на более 100 тыс. человек). Технология будет распространяться и на юридических лиц. Для управления согласиями клиентов создана специальная платформа открытых данных. Также отдельно стоит упомянуть развитие СБП, которая позволила совершать платежи и переводы через открытые данные клиентов, в т. ч. номера телефонов.
- Казахстан. Страна демонстрирует активное развитие цифровых финансовых сервисов, в первую очередь частных банков. Однако, осознавая монопольные положения отдельных игроков на рынке, регулятор также активно создает благоприятную почву для развития открытого банкинга: успешно функционирует Система мгновенных платежей (СМП), участие в которой становится обязательным для банков, а также ведется работа по внедрению единого стандарта QR-платежей.
Какие вызовы есть
Несмотря на очевидные преимущества, модель открытого банкинга все же сталкивается с рядом барьеров.
- Технологическая сложность и инвестиции в инфраструктуру. Открытый банкинг требует развития цифровых платформ, обеспечивающих накопление, передачу и защиту данных через API. Внедрение таких платформ в совокупности с интеграцией с legacy-системами требует значительных временных, финансовых и человеческих ресурсов.
- Обеспечение безопасности данных. Поскольку открытый банкинг подразумевает передачу персональной и финансовой информации, обеспечение безопасности данных является первостепенной задачей. В этом направлении важно обеспечить строгую аутентификацию клиента, безопасность API-шлюзов, шифрование данных при передаче, а также возможность клиентом управлять своим согласием (например, ограничить срок согласия или вовсе отозвать его).
- Третий вызов связан с регуляторной политикой. Необходимо, чтобы регулятор четко обозначил «правила игры»: стандарты API, требования к защите данных и другие требования к участникам рынка. Отсутствие единых стандартов затрудняет текущее развитие открытого банкинга в мире, не только в самих странах, но и на международной арене.
- Доверие со стороны конечных потребителей финансовых услуг. Необходимо проводить проактивную работу с пользователями для информирования их о преимуществах и ограничениях открытого банкинга, а также об инструментах доступных пользователю для защиты своих персональных и финансовых данных (например, платформа управления согласием).
- Последнее, но немаловажное: финансовые институты, должны быть материально заинтересованы в открытии доступа к своим данным. Но, кроме новых возможностей, открытие каналов обмена информации способствует укреплению позиций конкурентов. Необходимо найти сбалансированные модели монетизации услуг предоставления данных, например, комиссии (взимаемые с TPP) за доступ к данным или за инициирование транзакций.
Развитие Open Banking открывает большие возможности для клиентов, банков, технологических компаний и регулятора. Каждая сторона получает свои выгоды, что способствует развитию экономики, безопасному хранению и использованию персональных данных, усилению конкуренции и потенциальному росту доходов финансовых учреждений.