Илья Батай, ИТ-директор банка «Синара»: На рынке появляются отдельные независимые решения, но в промышленных масштабах использовать их пока страшно
Российская финотрасль продолжает находиться под внешним давлением: кибератаки, ограничение трансграничных платежей, удаление банковских приложений из маркетплейсов, санкционные ограничения. Ко всем этим негативным факторам добавляется высокая ключевая ставка внутри страны и общее охлаждение российской экономики. Как в таких условиях меняется ИТ-стратегия российских финансово-кредитных организаций, в интервью CNews рассказал ИТ-директор банка «Синара» Илья Батай.
«К нам «едут» требования по импортозамещению»
CNews: Как на банках сейчас сказывается происходящее в экономике нашей страны — завышенная ключевая ставка, снижение активности на рынке?
Илья Батай: Высокая ставка ЦБ и общее охлаждение на рынке приводят к снижению бизнес-активности по всем направлениям. И, с одной стороны, на фоне тяжелой экономической ситуации в стране получать прибыль банкам сложно — это заставляет их пристальнее смотреть на операционную эффективность: насколько оптимально выстроены процессы, во сколько они обходятся. Приоритетность проектов, направленных на повышение эффективности, резко возрастает.
С другой стороны, к нам «едут» требования по импортозамещению ИТ-инфраструктуры. Первыми реализовывались задачи, без решения которых возникали угрозы стабильности работы, мы занимались защитой от киберугроз, и, естественно, мы все необходимые изменения в оперативном порядке внедрили. Сейчас на крупнейшие банки наложены обязательства по масштабной миграции на российские решения. Финальных сроков реализации требований к менее крупным банкам пока нет, но мы понимаем, что полноценное импортозамещение не за горами, и все к этому готовятся.
CNews: Какими темпами у вас идет импортозамещение?
Илья Батай: ИТ-решения на рынке только-только появляются, и они достаточно сырые. Фактически они повторяют существующие ранее продукты — просто на «своих» технологиях. И когда выходят СУБД, аналогичные тем, что десятилетиями присутствовали на рынке… Понятно, что мы получаем новое российское решение, и это хорошо с точки зрения национальной экономики, национального безопасности и безопасности банка. Но с точки зрения ИТ мы получаем свежий технологический продукт с кучей «багов», которые нужно отлаживать, тестировать и приспосабливаться. А с точки зрения бизнеса это серьезные инвестиции — на тестирование, интеграции, проверку кода.
Взамен же мы фактически не получаем нового функционала, что было бы интересно бизнесу в условиях критической необходимости повышать экономическую эффективность.
CNews: В общем, переходить не очень хочется.
Илья Батай: ИТ-ландшафт банка у нас давно сложился. Мы понимаем, что инвестиции в импортозамещение делать придется, исходя из соображений безопасности и регуляторных требований. Но тогда имеет смысл не просто механически делать замену технологических решений, а менять концептуально архитектуру и весь ИТ-ландшафт. Это хороший повод остановиться и подумать об ИТ-стратегии.
CNews: А к каким российским решениям у вас больше всего вопросов?
Илья Батай: Это и инфраструктурное ПО, и серверные решения, и операционные системы, и системы виртуализации, и офисные приложения, и системы управления базами данных. Все мы работали на Oracle, Microsoft, затем дружно пошли в Postgres, причем «постгресов» сейчас развелось почти столько же, сколько производителей банковских систем.
Сейчас на рынке появляются отдельные независимые решения, но в промышленных масштабах использовать их пока страшно. Детские болезни есть у любой системы, всегда бывают недоработки в первых релизах. Западные решения уже откатаны на рынке десятилетиями, на их «грабли» наступали не по одному разу и всем миром. Сейчас мы идем по тому же пути, но гораздо быстрее и меньшим составом.
К слову, для бизнес-пользователя все это не имеет значения, ему нужно получить ровно тот же функционал, такой же надежный, как и прежде, а в идеале — еще и более дешевый.
CNews: По вашим ощущениям, российские разработчики слышат обратную связь от заказчиков?
Илья Батай: Да, конечно, они все прекрасно понимают и пытаются сделать так, чтобы было не хуже, и даже лучше. Но выходит в условиях ограниченного времени не всегда так, как хочется.
CNews: Расскажите, как вы корректировали ИТ-стратегию банка с учетом всех сдерживающих факторов?
Илья Батай: Предыдущая ИТ-стратегия у нас завершается в этом году, она предусматривала ключевые места, где замещаться нужно было срочно. Это системы обеспечения безопасности и те решения, что перестали работать на российском рынке. Сейчас порядка 15–20% всех работ внутри ИТ-блока ориентированы на импортозамещение, но это больше фоновые аналитические работы, проверки, тестирования и подготовка к миграции решений. Особой спешки и цейтнота у нас нет, выполнение проектов идет по планам. Внимательно следим за рынком, новинками и успехами коллег. Смотрим на удачные и провальные проекты, набираем опыт и знания в копилку.
Что касается новой стратегии, пока мы обсуждаем ее с бизнесом. Есть понимание технологической составляющей проектов импортозамещения, которые будут стоить банку денег. Но важно посмотреть на это более пристально, найти возможные альтернативы развития. Где и что можно заменить, где лучше перейти на принципиально новые решения, процессы или технологии, какие шаги необходимы со стороны бизнеса, какие вложения? Как можно снизить стоимость владения информационными системами, как они могут повысить операционную эффективность?
Сейчас мы прорабатываем общую стратегию банка, которая во многом опирается на ИТ-стратегию. В обычных условиях мы еще 3–5 лет не делали бы серьезных изменений в ИТ-инфраструктуре, но сейчас мы будем вынуждены делать инвестиции. Бизнес это понимает. Необходимость кардинального обновления ИТ-ландшафта становится отправной точкой для пересмотра не только ИТ-стратегии, но и вектора развития бизнеса, это заставляет уже сейчас задуматься о направлениях цифровизации и повышении технологичности приоритетных бизнес-процессов и направлений.
CNews: А на повестке дня что у вас сейчас стоит, какие решения ищите на рынке, что пытаетесь сами доработать?
Илья Батай: Чем ближе решения к клиенту, тем больше нашей специфики и «ноу-хау» они несут. Это и является определяющим принципом — фронтальные и решения среднего звена у нас почти все собственной разработки.
А типизированные учетные системы — это решения от ведущих российских поставщиков банковского ПО. И здесь прячется один из возможных способов повышения эффективности. Исторически мы используем три решения трех различных производителей, и переход на единую платформу может позволить снизить стоимость владения и сделать процессы в банке более прозрачными и эффективными. И задачи инфраструктурного импортозамещения, выступают отличным стимулом задуматься о таких кардинальных изменениях
Сейчас важно определиться, когда и на чем стоит сфокусироваться в первую очередь, чтобы не получить одновременный скачок развития бизнес-направления в момент напряженной переделки технологической платформы.
«Самая важная вещь — стоимость решения ИИ»
CNews: Расскажите о ключевых ИТ-проектах банка за последний год, в том числе тех, что включают в себя использование искусственного интеллекта. Какой эффект удалось получить от внедрения новых решений?
Илья Батай: В последние 7–8 лет у нас было очень много проектов в области создания электронных каналов взаимодействия с клиентами, появились мобильные и веб-приложения по всем направлениям бизнеса. Затем фокус сместился, мы стали по-настоящему цифровым банком с хорошими решениями.
Далее мы обратили внимание на внутренние процессы и стали делать акцент на повышение экономической эффективности, потому что банк рос быстро и интенсивно, выходил на новые рынки. Сейчас фокус — внутрь, на повышение эффективности процессов, автоматизацию и упрощение обработки бизнес-операций — еще многие процессы функционируют в «полуручном» режиме.
И здесь на помощь нам пришли технологии роботизации процессов. Особенно они пригодились в тех местах, которые невозможно было оптимизировать красивой автоматизацией — не хватало ресурсов, времени. «Полукостыльная» автоматизация на работах оказалась достаточно эффективна, и реализовать ее можно было простыми решениями.
Единственное, всегда был спор, кто должен отвечать за роботов: операционисты, аналитики или все-таки ИТ. Я сторонник того, что это должно происходить с участием аналитиков, но все-таки ответственность за эти технологии должна лежать на ИТ. Принципы разработки, тестирования должны применяться и к роботам, в не меньшей мере, как и к обычным информационным системам. От стабильной работы как систем, так и роботов, зависит функционирование всех процессов банка, и оставлять часть разработки «кустарной» — опасная тенденция.
Понятно, что это не классическая автоматизация, она сделана «на коленке», но роботы действительно стали нашим спасением. Такие быстрые решения в будущем можно использовать и как постоянные, и как некие «пилоты», прототипы для полноценной автоматизации. Здесь выигрыш прям очень существенный и быстродостижимый.
CNews: А искусственный интеллект в этих решениях присутствует?
Илья Батай: Да, чем еще мне нравится эта технология, так это тем, что на стыке с ИИ возникают интеллектуальные роботы, которые не просто помогают нажимать кнопки. Подключив искусственный интеллект в модули принятия решений, мы получаем умного робота, который может принимать какие-то простые решения, а в отдельных сложных случаях — позвать оператора, который возьмет на себя ответственность за решение. Здесь я вижу широкие перспективы для развития и повышения эффективности.
CNews: А в скоринге используете ИИ?
Илья Батай: Наверняка, там используются технологии искусственного интеллекта, но это закрытая область, куда ИТ не пускают. Наша задача обеспечить ресурсы и технологии — модели, сервера, платформы ИИ, базы знаний, базы данных.
На волне хайпа почти каждая организация поднимает ИИ-флаг — но я никогда не любил первую фазу появления технологии, когда все бросаются ее внедрять, просто потому что это модно. Совсем другое дело, когда хайп начинает спадать — и это именно то, что сейчас происходит с искусственным интеллектом. Все уже поигрались, поняли, что это эффективная и мощная технология, но помогает далеко не всегда и не везде. На рынке появляются специалисты, которые знают технологию, с ними можно поговорить, пощупать почву, кто что и где уже делал предметно. Самый интересный момент — найти область применения, где это реально полезно.
Мне близок подход, когда мы, как ИТ, выступаем носителями знаний про новые технологии и организуем семинары между бизнесом и ИТ, на которых простым и понятным языков, как для школьников, рассказываем, как работает технология. А дальше начинается дискуссия, в которой бизнес генерирует идеи, где технологию можно применить в наших бизнес-процессах. Тогда и рождаются интересные кейсы.
CNews: Еще говорят, что ИИ пока не окупает затрат на внедрение…
Илья Батай: С одной стороны, ИИ может быть дешевым, и найти отличные применения. Те же ИИ-асистенты для юристов, для сотрудников по HR-вопросам или для программистов и тестировщиков. С другой стороны, излишнее увлечение может быть не эффективным. Как пример, мы оказались в ситуации нехватки ресурсов на развитие чат-ботов для работы с клиентами. По итогу быстрого анализа пришли к выводу, что на наших объемах проще и дешевле увеличить число операторов колл-центра, чем команду разработки ИИ для чат-бота. И как добавочный итог получили рост удовлетворенности клиентов, которые по-прежнему любят «человеческое» общение.
Всегда есть экономика, на которую надо смотреть внимательно, вместо того чтобы поддаваться волне моды. Самая важная вещь — стоимость решения ИИ. С одной стороны, она не очень большая, входные пороги низкие, если это простые модели, и они легко разворачиваются внутри банка. Но если это что-то большое и серьезное, не каждый банк себе это может позволить.
CNews: Для развития ИИ требуются колоссальные объемы данных — представители финтеха много говорят о том, что необходимо наладить кросс-отраслевой обмен данными, чтобы обеспечить к ним равный доступ для всех. Обсуждается также вопрос равного доступа к новейшим технологиям работы с данными с целью не допустить монопольного использования ИИ отдельными игроками на национальном, пан-региональном и глобальном уровнях. Какого мнения здесь придерживаетесь вы?
Илья Батай: В вопросе обмена данными мы натыкаемся на закон о банковской тайне. Банки не имеют права выносить свои данные в базы общего пользования, если они не обезличенные. Но как только мы говорим о том, что обезличиваем данные, спектр задач и областей применения резко сужается до 2–3 простейших кейсов, где ИИ особенно становится и не нужен.
Самые интересные кейсы с использованием искусственного интеллекта всегда завязаны на информацию, которая содержит знания о клиенте, историю его банковских операций и финансового поведения.
В отсутствие закона мы даже просто в «облаке» разместить данные не можем. Очень ждем внесения в законодательство правок, которые позволят обрабатывать банковские данные с использованием облачных ресурсов.
CNews: В каких еще процессах у вас применяется ИИ?
Илья Батай: Умные ассистенты для работы с внутренними базами, с анализом корпоративных документов, портал для сотрудников, HR-процессы. ИИ помогает разработчикам с кодом, с тестированием. В общем, это именно те места, куда сейчас все бросились прикручивать ИИ-ассистентов.
К слову, нагрузка на информационную безопасность в связи с этим выросла на порядок. Мы создали платформу, на которой развернута наша модель искусственного интеллекта, в ней каждый бизнес-блок или ИТ-подразделение банка могут создавать свои ограниченные модели. Можно использовать подключение к внешним базам знаний, но через фильтр безопасности — зафиксировано, что именно мы выкидываем наружу, а что оставляем внутри.
И, конечно, тут возникают серьезные ограничения по использованию внутри себя этих данных и их дальнейшей передачи. Какие модели, какие платформы сейчас можно использовать? Решений на рынке сейчас много.
CNews: Минцифры обещает в ближайшее время запустить Реестр решений доверенного ИИ, возможно, станет проще брать готовые модели и не бояться.
Илья Батай: Банки далеко не все оттуда смогут брать из-за той же банковской тайны.
CNews: Видите ли вы необходимость в законодательном регулировании ИИ-инструментов, которые используют финансовые компании? Это затормозит внедрение инноваций? Некоторые считают, что полная свобода в разработке таких решений может обернуться хаосом.
Илья Батай: Регулирование тут рано или поздно возникнет, и оно точно ничего не затормозит, ИИ уже давно массово пошел в банки. И все-таки сейчас искусственный интеллект решений не принимает, это ассистент, консультант. Финальное решение все равно за человеком.
«Хорошо бы выбрать единую платформу для цифровых валют, чтобы страны легко интегрировали свои решения»
CNews: Насколько негативно на деятельность банков повлияло ограничение трансграничных платежей?
Илья Батай: Естественно, это сказалось на бизнесе. С другой стороны, ограничение использования каких-то международных технологий заставляет искать локальные решения.
И здесь у нас ровно та же ситуация, что в свое время сложилась с Wi-Fi и мобильной связью, когда мы шли второй волной внедрения этих технологий. В итоге у нас они долгое время опережали по развитию и проникновению и страны Европы, и США, хотя они первыми стали в эти технологии инвестировать. Но «апгрейдить» уже работающие решения не спешили. Такое же волнообразное движение идет и сейчас.
CNews: Каких результатов удалось достичь в ходе пилота с цифровым рублем, в котором участвует Банк «Синара»? Как вы считаете, можно ли его будет использовать для трансграничных расчетов?
Илья Батай: Цифровой рубль и ЦФА (Цифровые финансовые активы — финансовый инструмент, который удостоверяет цифровые права, к которым могут относиться денежные требования, владение эмиссионными ценными бумагами, участие в капитале непубличного акционерного общества, требования передачи эмиссионных ценных бумаг — ред.) — это две технологии, которые меняют наш рынок.
Цифровой рубль — это инициатива ЦБ, которая поначалу не очень находила отклик и понимание со стороны рынка, так как было непонятно, как его применять, монетизировать. Но чем дальше мы движемся по пилотному проекту, тем ближе к промышленной эксплуатации, и тем больше прорисовывается бизнес-кейсов. И идея с использованием цифрового рубля для трансграничного взаимодействия мне нравится.
К сожалению, я вижу, что происходит на рынках наших дружественных стран, например, Белоруссии. Мы все идем в одну сторону, но каждый — своим путем, у всех свои технологические решения. Уровень переиспользования технологий между странами не такой высокий, как мог бы быть.
Красиво было бы выбрать единую платформу для цифровых валют, чтобы всем было легко интегрироваться. Теперь же нужно будет все эти системы «стыковать» друг с другом.
Не забываем и о том, что многие страны пока идут с отставанием, и нужно дождаться, когда они достигнут нашего уровня зрелости. За счет большего числа специалистов, компаний мы, конечно, движемся по этому пути гораздо быстрее и находим более красивые решения. И если бы оказывали другим странам поддержку в области продвижения цифровых валют, это сильно облегчило бы развитие. И мне кажется, за этим будущее.
CNews: Для каких еще целей цифровой рубль действительно станет актуален?
Илья Батай: Государственные платежи. Цифровой рубль помогает повысить прозрачность, контролируемость финансовых потоков со стороны правительства. Это тот же самый рубль, просто в другой форме — более технологичный. Мы уже умеем проводить операции в цифровом рубле, у нас готовы все приложения для клиентов, и мы готовы продавать этот ИТ-продукт как коробочное решение другим банкам, помогать его настраивать.
Еще один новый инструмент — цифровые финансовые активы. И это уже не просто альтернативный платежный инструмент, это электронный актив, который регулируется чуть проще, чем классические активы. Это инструмент, который живет по правилам цифровых продуктов и работает в режиме 24х7. Неудивительно, что все банки бросились реализовывать ЦФА, и все — по-разному. Сейчас мы находимся в ситуации, когда нет стандартизации. Регулятор пока думает, насколько сильно нужно входить в регулирование этого инструмента с точки зрения форматов, протоколов и правил, как сближать классические инструменты с цифровыми.
Пожалуй, через пару лет мы найдем какой-то симбиоз, который двинет наш фондовый рынок, и вообще рынок классических активов к сближению с цифровым. И эта тенденция мне очень нравится, это новый виток цифровизации инвестиционных продуктов и рынков.
Это здорово, потому что инвестиционный рынок всегда находился на пике цифровизации. Технологии всегда играли на нем серьезную роль и давали выигрыш. Чем более технологичные решения предлагались инвестиционными, брокерскими компаниями на рынке, тем более востребованы они были, потому что инвестор — это человек, который ценит время и деньги, а технологии дают скорость.
CNews: Одной из главных тем в последнее время стала биометрия — Центробанк разрешил российским финансовым организациям собирать биометрические данные в своих мобильных приложениях. На ваш взгляд, станут ли после такого решения граждане больше доверять Единой биометрической системе, будут ли охотнее делиться данными?
Илья Батай: Мы пока видим, что клиенты не спешат ее сдавать. Они спрашивают — а зачем, если у нас столько удобных средств обработки платежей? Кроме того, организовать оплату при помощи биометрии дороже, чем просто установить терминал с тем же универсальным QR-кодом.
CNews: Можно ли говорить о том, что переход на использование открытых API кардинально изменит российский финансовый рынок, в том числе в плане интеграции возможностей ИИ в различные процессы? Как именно?
Илья Батай: С учетом того, что финансовый рынок у нас становится более закрытым с учетом импортозамещения, хорошо хотя бы внутри рынка сделать его более доступным. В свое время на международном инвестиционном рынке появился FIX-протокол, который де-факто стал стандартом, и его поддерживали все биржи и брокеры.
Если возникнут такие же универсальные протоколы на уровне обмена данными банков, которые взаимодействуют с ЦБ, Бюро кредитных историй и еще тысячей организаций, такие формализованные, описанные, понятные и удобные стандарты взаимодействия очень бы помогли. Немного обидно, что плотно занялись мы этим только сейчас, хотя разговоры велись давно. Но мы все же движемся туда, и это очень здорово.