Разделы

Бизнес Финансовые результаты

Embarcadero: американская компания с русским характером

Автору, пожалуй, самого быстрого и изящного IPO времен интернет-бума "нулевых", компании Embarcadero, в 2013 году исполняется 20 лет. Разработанные ею программное обеспечение и базы данных используют более 3 млн компаний, в числе которых практически весь список Forbes Global 2000 и Fortune 100. Однако Embarcadero по-прежнему называет себя "компактной компанией с годовым доходом в 100 млн долларов". О бизнесе Embarcadero в России и мире, а также планах компании на будущее рассказал Кирилл Раннев, глава представительства Embarcadero в России и странах СНГ.

CNews: Насколько вы ощущаете конкуренцию со стороны других разработчиков, в том числе российских? Например, JetBrains.

Кирилл Раннев: JetBrains – очень крутые ребята. Вне сомнения, они просто молодцы. У меня они в первую очередь ассоциируются с Java и с InteliJ IDEA. Конкуренция с ними была сильна в “борландовские” времена, когда InteliJ конкурировал с нашим JBuilder. Но сейчас JBulder развивается медленно - продукты на основе Java не находятся в фокусе компании. Основной акцент у нас делается на поддержку native-разработки.


Кирилл Раннев: И вообще "крупная поставка" на нашем рынке не всегда имеет отношение к поставщику, его продуктам и технологиям

Ощутимое противостояние идет и с Microsoft. Конечно, мы с ними партнеры, у нас с ними симбиоз. Мы поддерживаем их платформы, они производители серверного "хозяйства". Мы много чего делаем для поддержки SQL Server. Но вот Visual Studio и RAD Studio – это непримиримые соперники. Хотя с другой стороны, стратегические приоритеты у нас настолько далеко разошлись, что соперничество есть, а вот конкуренции нет. Сверх задача Visual Studio – привлечь и "приковать" к платформе Microsoft как можно больше пользователей. Стратегическая задача RAD Studio – это поддержка разработчиков в многоплатформенном мире, multi-device разработка.

CNews: Вы говорили, что продуктовая стратегия компании нацелена не только на создание продуктов своими силами, но также Embarcadero приобретает технологические компании, в том числе в России, и интегрирует их решения в свой портфель. Какие компании в России вы уже приобретали?

Кирилл Раннев: В России, по крайней мере, у нас уже три центра, связанных с разработкой. Основной, исторический, который существует еще со времен Borland – это центр в Санкт-Петербурге. В нем работают около 40 человек. Там разрабатываются очень серьезные части Delphi и RAD Studio Поэтому Delphi можно называть вполне отечественным продуктом.

В 2010 году мы купили компанию KS-soft в Улан-Удэ, которая позволила нам интегрировать в семейство продуктов RAD Studio кросс-платформенную бибилиотеку компонентов. Это была абсолютно оправданная и стратегическая покупка. Приложения на базе этой библиотеки должны работать на Windows и на Macintosh, на iOS, на Android и так далее. Вот корни этой многокомпонентной библиотеки произрастают из компании KS-soft. Сейчас она имеет любопытное название FireMonkey - огненная обезьяна. Особенность FireMonkey состоит также и в том, что она задействует все последние графические стандарты, графические процессоры, акселераторы и так далее. На ней пишут Full HD-интерфейс или 3D-интерфейс - что угодно. Все стало возможным.

И третья - компания DASOFT из Нижнего Новгорода, у которой мы купили технологию доступа к базам данных. Продукт называется AnyDAC. DAC – это Data Access Components. Подчеркну, это покупка технологии и продукта, но не компании. Это очень производительный, очень гибкий инструмент взаимодействия между приложениями, которые разрабатывают программисты, и базами данных. Базы данных могут быть любые: Oracle, Microsoft, MySQL и так далее. После нашего ре-брендинга он вышел на рынок под названием FireDAC. Также как и FireMonkey, это – абсолютно кроссплатформенная технология. Не важно, под какие устройства, и под какие ОС разработчик пишет свое приложение. Один и тот же код позволит работать с серверами БД с любой из платформ, в том числе и мобильных.

CNews: Сколько всего человек работает в Embarcadero?

Кирилл Раннев: Во всем мире - чуть больше 600 человек. Но это не только разработчики, но это и продавцы вроде меня. Бизнесом по России и СНГ занимается команда из 7 человек.

CNews: Сколько у Embarcadero в России партнеров, которые продают ваши продукты?

Кирилл Раннев: У нас в России четыре дистрибьютора. Все они находятся в Москве. Это компании , MONT , CPS и Axoft. Если посмотреть статистику продаж за прошлый год, примерно 400 компаний можно "уличить" в факте продаж наших продуктов. Крупнейшие бизнес-партнеры: Softline, Softkey, "Интерфейс", iBase.ru.

CNews: Не слишком приятный вопрос. Некоторые источники пишут о том, что после приобретения Borland Delphi начал скатываться по наклонной. Отмечают, что раньше у компании было много бесплатных средств разработки для начинающих.

Кирилл Раннев: В разных источниках можно много разных мыслей найти. На самом деле история была такая: после выдающейся версии Delphi 7.0, вышедшей в 2002 году, Borland сделала, я позволю высказать собственное мнение, несколько неудачных релизов. Delphi 8 был "сырым", Delphi 2005 тоже. "Провал", скатывание по наклонной был в начале и середине 2000-х. Был некоторый "всплеск" с версиями 2006 и 2007, но в это время сама компания себя чувствовала не очень хорошо.

2006 году Borland выставила на продажу свое подразделение CodeGear, которое занималось Delphi и C++Builder. Вся эта история длилась до 2008 года. Как продавец, Borland тогда думала о том, как продать подразделение подороже, и делал все возможное для повышения его капитализации. Поэтому часть продуктов в эпоху продажи CodeGear была сделана бесплатной. Просто чтобы увеличить размеры клиентской базы, и, соответственно, стоимость Codegear как актива. Это был тактический коммерческий шаг, связанный с предпродажной подготовкой. Машину ведь тоже надо отогнать на сервис и помыть, прежде чем ее продавать. А люди порадовались тому, что в 2007 году у Borland появился бесплатный продукт Turbo Delphi Explorer. При этом в нем было огромное количество технических ограничений. Например, нельзя было увеличивать количество компонентов, вложенных в продукт.

Рядом на рынке был также платный продукт, Turbo Delphi Professional, недорогой, но существенно более функциональный, чем Explorer. Люди использовали "взломанную" версию этого продукта и считали, что она бесплатная. Соответственно, все эти легенды о массовой бесплатности Delphi просто связаны с тем, что в те годы никто ни за что не платил.

Сейчас же с Delphi и С++Builder – все хорошо. Продукты находятся в фокусе нашей стратегии, в их развитие компания серьезно инвестирует, наращивает число инженеров. Так что все разговоры про скатывание по наклонной означают, что их "источники застряли" в реалиях середины прошлого десятилетия.

CNews: Сейчас у компании вообще нет бесплатных или бюджетных инструментов?

Кирилл Раннев: У нас есть Delphi Starter, стоит 149 долларов. Она раз в 7 дешевле, чем Professional, и предназначена для "дома", для тех, у кого программирование – хобби. И еще для компаний-стартапов. Ее существенное условие – ограниченная коммерческая лицензия. Заработаете первую 1000 долларов - и вам необходимо будет переходить на коммерческий вариант. Компаниям и организациям Starter мы не продаем.

Ну и конечно же, цены для образовательный учреждений. Лицензии, которые используются для обучения программированию – продаются со скидкой более 90%.

CNews: Каковы ближайшие планы Embarcadero?

Кирилл Раннев: У нас есть две мегаидеи. Одна связана с мобильностью, идей multi-device разработки с тем, чтобы наделить наши средства разработки (RAD Studio) поддержкой различных устройств и платформ. На этот год – в списке платформ Windows, MacOS, iOS и Android. Однако, этот список – неограничен, но давайте на заглядывать за пределы 2013-го. Это и так очень большая задача – на нее мы потратим, наверное, большую часть своего времени, денег, ресурсов и знаний.

Вторая тема связана с продуктами для баз данных, управлением корпоративными данными. Мы хотим, чтобы наши продукты для баз данных не воспринимались как точечные - вот этот продукт для оптимизации, этот продукт для администрирования, этот продукт для моделирования. Это глобальная и важная для любого бизнеса тема – как управлять данными, как сделать так, чтобы их роль в капитализации компании росла, и эти данные чувствовали себя комфортно. В общем, это забота о данных заказчика. Это - сложная тема, и сегодня мы ее мало затрагивали. В наших ближайших планах находятся определенные "образовательные" усилия - начинать мы будем с семинаров и вебинаров для наших заказчиков о том, какие выгоды можно получить от такого комплексного использования продуктов для данных.

Наталья Лаврентьева