Разделы

Бизнес

Как обойти "подводные камни" ИТ-консалтинга?

Ожидаемого экспертами нового "бума" на российском рынке ИТ-услуг так и не произошло: предварительные итоги 2006 года говорят о продолжающемся падении темпов роста сектора. Похожие, хотя и не столь явные тенденции аналитики наблюдают и на рынке ИТ-консалтинга, расходы на который составляют более половины всех затрат на ИТ-услуги. Причины происходящего выясняли участники круглого стола "Подводные камни ИТ-консалтинга: успехи и ошибки", организованного CNews Conferences.

Вотум доверия или формализация?

Как поступить в ситуации, когда не все компании видят целесообразность в заключении договора с консалтинговой компанией и не всегда понимают зачем это надо, но при этом заказчики хотят платить за конкретный результат? Мнения разделились: с одной стороны, сторонники строго формализованных отношений считают совершенно необходимым условием успешной реализации проекта детально проработанное в тесной связке с консультантом техзадание. "Для консалтингового проекта особенно важно расписать все детали того, что войдет в проект. Этот документ необходимо реализовывать строго в рамках утвержденного техзадания", – подчеркивает Григорий Климась, директор по ИТ-консалтингу Computer Mechanics. Все риски должны быть разделены между заказчиком и исполнителем, должна быть введена матрица ответственности – заказчик не должен бояться брать на себя определенную нагрузку по проекту.

С другой стороны, Никита Кузьмин, менеджер по развитию бизнеса ISG возражает: "сдать заказчику такой документ очень сложно, потому что уровень зрелости специалистов компании-заказчика настолько не дотягивает до уровня профессионального консультанта, что приходится сначала читать индивидуальный теоретический курс, чтобы объяснить ему содержание документа. Выход, на мой взгляд, в том, чтобы сформировать сообщество доверительных отношений с заказчиком. На первом этапе необходимо договориться об общем понимании формы и содержания проекта, а на этапе сдачи проекта разработать критерии результата внедрения и итерационно двигаться к его пониманию".

Качество проектов изменяется, подчеркивают участники дискуссии. Информационные технологии усложняются, компании объединяются в холдинги, а инициируемые проекты становятся все более комплексными. Это означает, что в проектах появляется высокая степень неопределенности, когда заказчик не знает, чего он хочет и не может сформулировать требования к конечному результату. В этом случае управление проектом сводятся к постоянному анализу и контролю рисков. "Самое главное, построить эффективную совместную работу с заказчиком так, чтобы по окончании каждой фазы проекта определять требования к результату на следующем этапе", – считает Кузьмин. При такой схеме взаимодействия, безусловно, повышается риск не успешности проекта, так как на выходе может получиться совсем не тот результат, на который рассчитывал заказчик.

Камень в огород заказчика

Слабая поддержка со стороны заказчика на этапе внедрения системы и неэффективная проектная команда могут привести к провалу проекта. Напротив, одним из факторов успешности проекта является максимальная вовлеченность заказчика в проект, согласованные действия команды внедрения – ИТ-консультанта и уполномоченных заказчиком менеджеров проекта. "Все наши проекты были успешными при условии, когда со стороны заказчика проект контролировали два человека – топ-менеджер, который понимает и хочет достичь цели и человек – "локомотив", который тянет проект", – поделился опытом внедрения Роман Шерн, исполнительный директор компании "Компас".

Более того, со стороны заказчика необходимы программы мотивации, организация обучения рядовых пользователей системы, кто впоследствии будет выполнять рутинные операции системы. "Мы даже не будем приступать к внедрению системы, если компания не обеспечит правильное восприятие конфигурации системы пользователями и нормальную работу в ней, – заявляет Наталья Яскевич. - Однозначно, при отсутствии мотивированного на внедрение новой системы персонала, говорить об успешности проекта не приходится".

Заказчику не стоит переоценивать свои силы – он должен быть готов к выделению дополнительных ресурсов для реализации проекта. Впрочем, консультанту тоже зачастую приходится гибко адаптироваться к особенностям проекта. По словам г-жи Яскевич, оценка ресурсов консультанта, которые потребуются на реализацию требований к системе является чрезвычайно сложной задачей. "К сожалению, бывают ситуации, когда мы инвестируем собственные ресурсы в проект и считаем это своими рисками. Кроме того, мы проводим доработки системы за свой счет, если будут выявлены ошибки в работе системы по нашей вине. Мы готовы брать на себя эти расходы и выделять ресурсы для устранения неполадок", –прокомментировала Наталья Яскевич.

Что в перспективе?

"Клиент приходит к интегратору за результатом, – говорит Кирилл Тереньтев. – При этом, с учетом незрелости рынка, результат может быть сформулирован как в виде общего пожелания "сделайте красиво" до тщательно выверенного и продуманного техзадания. Подводный камень для заказчика состоит в том, что в настоящий момент получить качественное решение "из одних рук" клиент чаще всего не может. Комплексные проекты могут выполнять компании, по сути не являющиеся интеграторами, их задача просто найти исполнителей того или иного участка проекта". "Действительно, около половины наших заказчиков хотят получить законченную корпоративную инфраструктуру, а не просто канал связи или call-центр, – подтверждает Алексей Рубаков, начальник отдела маркетинга компании "Центральный телеграф". – Наша компетенция – умело состыковать все вопросы инфокоммуникаций в единое комплексное решение. Мы, конечно, не будем браться за внедрение CRM, ERP - систем или построение центров обработки данных, но мы готовы задуматься о том, чтобы привлекать для этого партнеров-интеграторов".

По мнению некоторых участников круглого стола, в перспективе рынок будет управляться проектными компаниями – Total Solution Provider, – которые смогут поставлять заказчику полностью законченные решения его проблем. В общем случае, она может даже не иметь собственной экспертизы, просто будет привлекать разработчиков ПО, сетевых интеграторов и пр. и ее бизнес-модель будет, по сути, сводится к управлению отношениями.

Ирина Хрулькова / CNews