Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A

Как заработать на инвестициях в e-commerce

Герман Каплун, директор по стратегическому развитию компании TMT Investements, рассказал в интервью CNews о наиболее перспективных проектах, в которые вложилась его компания, а также об общих принципах инвестирования. Отдельно он выделил стартап Wanelo – e-commerce сервис от сибирячки Дины Варшавской.

CNews: Wanelo – яркий проект сибирячки Дины Варшавской, запущенный в США всего несколько лет назад. Как получилось, что TMT Investments решила инвестировать в этот сервис на самой ранней стадии? Кто-то из вас был знаком с Диной?

Герман Каплун: Напрямую не был знаком никто, но это и не может являться причиной для инвестирования. Мы просматриваем в год около 1000 проектов из разных стран, включая и Россию. Одним из них 2,5 года назад оказался Wanelo. Нам он сразу понравился, поэтому мы решили инвестировать. В результате на сегодняшний момент они не просто обладают обширной аудиторией. По итогам 2013 года проект выиграл премию TechCrunch, получил звание e-commerce приложения года в мире, сейчас за ним выстроилась очередь из инвесторов.

CNews: TMT приобрела миноритарный пакет в сервисе Wanelo в 2012 году при оценке всего бизнеса в $4,4 млн? Какова сегодня стоимость проекта?

Герман Каплун: Последнее финансирование было произведено, исходя из оценки стоимости бизнеса в $100 млн. С тех пор он сильно выросла. Главный конкурент – сервис Fancy – получил финансирование в $53 млн, исходя из оценки стоимости бизнеса в $600 млн.

Оба сервиса похожи, но на мобильных устройствах Wanelo имеет большую аудиторию. И компания смогла добиться такого результата при инвестициях, в семь раз меньших.

CNews: Вы можете раскрыть размер вашей доли в Wanelo?

Герман Каплун: TMT Investments сейчас владеет около 5,5 % компании.

CNews: Какова общая аудитория проекта? Насколько она выросла за 2013 год, какой динамики вы ожидаете в 2014 году?

Герман Каплун: У Wanelo 40 млн зарегистрированных пользователей. Чуть больше года назад было всего 8 млн.

CNews: Какова доля пользователей из России?

Герман Каплун: Очень маленькая. Большинство аудитории находится в США.

CNews: Планируется ли локализация сервиса для России и других стран?

Герман Каплун: Пока нет.

CNews: При запуске проекта Wanelo было ли у его основателей четкое представление о его бизнес-модели? И есть ли оно сейчас, когда компания получает процент от транзакций пользователей?

Герман Каплун: Да, сейчас модель именно такая – процент от транзакций. Но Дина Варшавская – редкий стартапщик, она изначально понимала, как будет зарабатывать. И еще полтора года назад, до первой нормальной выручки, смогла подробно нам об этом рассказать.

CNews: Что можно сказать о бизнес-показателях: число транзакций, динамика выручки и т.п.? Когда в Wanelo планируется выход на окупаемость?

Герман Каплун: Обычно такие проекты при успешном росте все силы кидают на завоевание доли рынка. Там небольшой коллектив, низкие затраты и потенциальная маржа очень высокая. Но сконцентрироваться на локальной прибыли сейчас – значит потерять возможность стать глобально больше.

CNews: Ранее в числе конкурентов Wanelo называли прежде всего Pinterest. С кем проект конкурирует за клиентов и за аудиторию сегодня?

Герман Каплун: Pinterest – это все-таки немного другой проект. А вообще есть много подобных: Etsy, Fancу и тысячи других. Но я думаю, что у Wanelo есть неплохие шансы стать лидером на рынке.

CNews: В чем добавочная стоимость TMT с точки зрения стартапа помимо инвестиций? В том, что вы платили напрямую основателю, чего стараются не делать американские фонды?

Герман Каплун: Для Wanelo она в том, что мы первыми поняли ее потенциал и поверили в команду и проект. Для многих других проектов мы приносим не только деньги, но и связи, идеи. Но тут Дина все сделала сама.

Мы редко платим напрямую основателю. Обычно это деньги в компанию. Но в более крупных компаниях часть денег идет конкретным людям.

CNews: Ранее вы говорили, что не терроризируете основателей бизнесов, но даете им советы. Прислушиваются ли менеджеры Wanelo к вашим рекомендациям или в данном случае вы ограничиваетесь только финансированием?

Герман Каплун: На начальном этапе мы довольно много обсуждали, давали советы, но сейчас выступаем только в качестве финансового инвестора.

CNews: На какой стадии TMT планирует продажу собственного пакета в Wanelo?

Герман Каплун: Мы пока не планируем его продавать. К нам поступали выгодные предложения покупки пакета, но мы верим, что компания еще успеет сильно вырасти.

CNews: Каков общий объем вложенных вами средств во все портфельные проекты?

Герман Каплун: Примерно $25 миллионов.

CNews: Выделите, пожалуйста, тройку наиболее перспективных проектов из портфеля TMT. Можете ли вы также выделить наиболее проблемные проекты?

Герман Каплун: Наиболее перспективные проекты выбрать сложно. У нас примерно половина проектов показывает огромный рост. Помимо Wanelo самые растущие: Virool – рекламное агентство, мировой лидер на рынке видеорекламы; Pipedrive – один из лучших облачных CRM; Depositphotos – четвертый в мире фотосток.

Наиболее проблемным был стартап Hotlist, но он уже закрылся. Ребята так и не смогли сделать проект прибыльным, не смотря на то, что у них было около 200 тысяч фанатично преданных пользователей. Проблема была не в проекте, а, скорее, в людях.

Есть еще несколько проектов, которые все еще ищут себя, какие-то из них наверняка закроются. Но это серьезно не повлияет на наш общий результат. Как правило, проблемные проекты – это небольшие компании, у которых, как мы изначально понимали, высокие риски, поэтому минимизировали инвестиции.

CNews: Когда стоит ждать первых выходов из капитала портфельных проектов TMT?

Герман Каплун: На самом деле выходы происходят постоянно. У нас уже 4 выхода. Мы перепродали наши доли в Peekyou и Berryman. Две наши компании были поглощены другими. Это socialaize и astrid. И их купили очень крупные компании: Yahoo и Sharethis.

Это были хорошие сделки, но в этом бизнесе настоящий рост возможен только на протяжении длительного периода времени. А выход связан не только с ростом инвестированной компании, но и массой других факторов, включая умение инвесторов продавать бизнес, интересы крупных компаний, тренды на рынке и банальное везение. С момента первой инвестиции прошло всего 2,5 года, и мы ждем, что гораздо более значимые сделки и выходы начнутся скоро.