Спецпроекты

Мониторинг ИКТ-законодательства: декабрь 2013

Бизнес Законодательство
В декабре произошли изменения федерального законодательства, касающиеся закона о связи. Они обусловлены принятием закона об исчислении времени, закрепившего понятие часовой зоны, а также необходимостью обеспечить возможность круглосуточного и бесплатного вызова экстренных служб. В регионах были приняты законы, касающиеся местных информационных систем.

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 395-ФЗ "О государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС"".

Закон посвящен государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС". Это федеральная государственная территориально распределенная АИС экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о ДТП и иных происшествиях на автодорогах в стране, ее обработку, хранение и передачу экстренным оперативным службам, а также доступ к ней заинтересованных лиц. Одно из ее предназначений – оперативно получить информацию о происшествиях на автодорогах, разместить в системе сведения о транспортном средстве, передать данные экстренным оперативным службам.

Правительство РФ, в частности, установит порядок создания и функционирования системы, а также эксплуатации устройств вызова экстренных оперативных служб. Уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти будет являться оператором системы. Устройствами вызова экстренных оперативных служб транспорт оснащается постепенно. Производители будут снабжать данными устройствами транспортные средства категорий М и N, выпускаемые в обращение в нашей стране, в соответствии с требованиями технического регламента ТС о безопасности колесных транспортных средств.

Транспорт, ранее выпущенный в обращение без названных устройств, может оснащаться таковыми по инициативе собственника. Собственники транспорта, оснащенного устройствами вызова экстренных оперативных служб, могут получать достоверную информацию, содержащуюся в системе, о координатно-временных параметрах нахождения их авто на момент ДТП на автодороге; данные о принятии сигнала ГЛОНАСС экстренными оперативными службами и начале реагирования.

Закон вступает в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"".

Прописан порядок ограничения доступа к противоправной информации в информационно-телекоммуникационных сетях. Речь идет о призывах к массовым беспорядкам, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, к участию в незаконных публичных массовых мероприятиях, в экстремистской и террористической деятельности.

В случае обнаружения такой информации Генеральный прокурор РФ (его заместитель) направляет в уполномоченный федеральный орган требование о принятии мер по ограничению доступа к ресурсам, распространяющим указанные призывы.

Уполномоченный орган, в свою очередь, незамедлительно предъявляет операторам связи требование об ограничении доступа к ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Также он определяет провайдера хостинга и уведомляет его о необходимости удалить эту информацию.

Далее провайдер извещает об этом владельца информационного ресурса, который обязан без промедления удалить противоправную информацию и (или) ограничить доступ к ней. Об исполнении данной обязанности владелец должен сообщить уполномоченному органу. Последний принимает меры для возобновления доступа к информационному ресурсу.

Федеральный закон вступает в силу 1 февраля 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 338-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Федерального закона "О связи" и статью 21 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений".

Внесены поправки в законы о связи и об обеспечении единства измерений. Они обусловлены принятием закона об исчислении времени.

Уточнено, что оператор связи информирует пользователя о времени оказания услуги, требующей непосредственного участия, с указанием времени, действующего в часовой зоне (ранее – часовом поясе) по месту нахождения пользователя.

В законе об исчислении времени закреплено понятие часовой зоны. Это часть территории страны, на которой действует единое время, установленное Правительством РФ. Термин "часовой пояс" здесь не используется. Этим же законом государственная служба времени наделена дополнительными полномочиями. Она распространяет информацию о точном значении московского времени и календарной дате.

В законе об обеспечении единства измерений прописано, что служба осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по обеспечению потребности государства помимо прочего в указанной информации.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 346-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О связи".

Цель поправок – обеспечить возможность круглосуточного и бесплатного вызова экстренных оперативных служб по единому номеру.

Определен срок, в течение которого операторам связи следует передавать вызовы в систему вызова экстренных оперативных служб по единому номеру. Он устанавливается по каждому региону уполномоченным федеральным органом. Оператора связи обязали предоставлять операторам указанной системы сведения о местонахождении пользовательского (оконечного) оборудования, с которого производился вызов или передавалось сообщение о происшествии. Также он должен направлять им иную информацию, необходимую для реагирования на вызов (сообщение) по единому номеру.

Состав указанной информации и порядок ее предоставления устанавливает уполномоченный орган. Он, в том числе, утверждает правила определения местонахождения пользовательского оборудования. Согласие пользователя услугами связи на обработку и предоставление его персональных данных в вышеуказанных целях не требуется.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2013 г. № 2492-р.

В новой редакции изложена госпрограмма Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

Как сообщается на сайте Правительства РФ, в рамках проекта по созданию в Республике Татарстан территориально обособленного инновационного центра "Иннополис" предусмотрено строительство университетского комплекса. На его базе будут готовить высококвалифицированные кадры для сферы информационных технологий, проводить перспективные исследования, реализовывать инновационные проекты.

Также в состав госпрограммы включена ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014–2019 гг.)". Она, в частности, предусматривает создание единого государственного информационного ресурса (объединяющего ЕГРП и госкадастр недвижимости) и предоставление услуг по принципу "одного окна". В связи с этим скорректирован раздел госпрограммы, касающийся создания благоприятных условий для развития рынка недвижимости.

С полным текстом госпрограммы можно будет ознакомиться на сайте Минэкономразвития России и портале госпрограмм.

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2013 г. № 1151 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг." .

Скорректирована ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.". Уточняются важнейшие целевые индикаторы и показатели программы. Так, площадь территории регионов, охваченных наземным цифровым вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 50% населения), должна составить 17 098 246 кв. км, что на 46 кв. км больше изначально установленной. Доля населения, имеющего возможность свободно принимать 20 каналов, постепенно приближается к 100%. В силу изменений она равна 98,3% (а не 97,6%). Однако уменьшаются объемы финансирования. Всего предусматриваются 121 737,36 млн руб. (а не 121 824,6 млн руб.). В перечень организаций, занимающихся вещанием обязательных телерадиоканалов, включено "ТВ Центр".

Пересмотрен порядок реализации мероприятия по развитию сети вещания 1-го мультиплекса (расширение, строительство). Предусмотрена детализация на инвестиционные проекты по каждому региону с выделением этапов строительства. Также запланированы создание и техническое перевооружение центров формирования мультиплексов, которые включают в себя 83 проекта по субъектам Российской Федерации. Детализация проводится на основании определенных критериев. Это очередность регионов в создании сетей цифрового телевещания, максимальный охват населения, количество вводимых в эксплуатацию объектов.

Пересмотрены конкретные мероприятия программы.

Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2013 г. № 1135 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с уточнением процедуры создания простой электронной подписи с использованием единой системы идентификации и аутентификации".

Скорректирована процедура создания (замены) ключа простой электронной подписи. Уточнены правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, а также требования к Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информсистем, используемых для предоставления услуг в электронной форме.

Так, ключ простой электронной подписи создается (заменяется) с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации. Установлено, что сервис генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации создает пароль ключа с использованием шифровального (криптографического) средства, прошедшего процедуру оценки соответствия в ФСБ России по классу не ниже чем КС2. Раньше – на основе исходной ключевой информации, предоставляемой службой.

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 9 декабря 2013 г. № 390 "Об утверждении требований к информационным системам организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Установлены требования к информсистемам организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие систем, используемых для оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Так, системы должны быть подключены к сетям передачи данных со скоростью не менее 1 Мбит/с. При подключении к закрытому контуру инфраструктуры взаимодействия, представляющему собой совокупность информационных систем, технических устройств и каналов связи, используемых для взаимодействия органов и организаций и доступ к которому предоставляется лицам, прошедшим идентификацию и аутентификацию, защита каналов связи должна быть осуществлена средствами, сертифицированными по классу не ниже КСЗ.

Перечислены требования к информационной безопасности. Приведены формы заявки на публикацию документов на сервере Минкомсвязи России, разнарядки на рассылку приказа, протокола, письма.

Региональное законодательство

Постановление администрации Саратова от 5 декабря 2013 г. № 3236 "Об экспертной рабочей группе по рассмотрению общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

Инициативы, направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", будет рассматривать экспертная группа, состоящая из представителей Саратовской городской Думы, местной администрации, муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений, с целью принятия решения о целесообразности разработки проекта муниципального правового акта и (или) об иных мерах по их реализации.