Спецпроекты

OFT Group: успешный путь от продавца техники к интеграции

Бизнес Интеграция Аутсорсинг Инфраструктура Внедрения Кадры
OFT Group начиналась как компания по продаже офисной техники в корпоративном сегменте. В результате того, что с первого дня существования она всегда внимательно прислушивалась к потребностям и пожеланиям клиентов, владельцы стали развивать смежные направления. О превращении продавца в системного интегратора и положительном влиянии кризиса рассказывает президент компании OFT Group Дмитрий Мешков.

CNews: В какой момент вы почувствовали, что стали интегратором?

Дмитрий Мешков: Я думаю, рубеж можно обозначить где-то на уровне 2008-2009 года, в момент кризиса. Тогда мы поняли, что зарабатывать на продажах оргтехники практически невозможно, и надо идти дальше, активно развивая направления, связанные с услугами. Наверное, в это время мы сделали четкий осознанный шаг в этом направлении и стали не просто хаотично развивать те или иные компетенции, а выстроили определенную стратегию, связанную с интеграцией.

CNews: Как вы вообще жили в кризис? Многие компании сильно сократились, а как обстояли дела у вас?

Дмитрий Мешков: В 2008 году нас спасло то, что у нас нет якорных заказчиков. Конечно, продажи снизились, но не было столь сильной просадки, когда определенные компании, работающие, например, на банковскую отрасль были вынуждены сворачивать целые направления. Поскольку у нас достаточно распределенный пул клиентов, мы не были столь привязаны к определенным сегментам. Дело в том, что нам приходится заходить во многих заказчиков с ноля, и, не имея у них должного понимания позиционирования нас как компании на рынке на тот момент, они не готовы начинать какие-то серьезные проекты, которые они готовы были бы нам отдать.


Дмитрий Мешков: Наша принципиальная позиция состоит в том, что присоединение или покупка бизнеса – это рискованные инвестиции

Поэтому наша задача – вначале завоевать доверие и, возможно, начать поставки, начать работу с каких-то минимальных объемов, с закрытия проблемных мест, а затем уже расширение спектра нашего сотрудничества за счет присоединения по максимуму всех тех компетенций, которые у нас на данный момент есть.

CNews: Помимо прочего, вы занимаетесь аутсорсингом офисной техники. Когда и почему вы начали его развивать?

Дмитрий Мешков: Это направление, появилось у нас плавно, наверное, еще лет шесть назад. Как я сказал, мы стараемся сделать клиентоориентированную компанию. Поскольку мы сделали основной упор именно на выполнение потребностей клиентов, мы постарались сделать нашу работу более удобной для них. Одни из первых мы стали заниматься как срочными доставками, решением гарантийных вопросов нашими силами, которые возникают у них с техникой, даже не произведенной нами. Мы сами работаем с сервисными структурами вендоров, предоставляем клиентам подменную технику на время ремонта, если у них возникает такая необходимость. Сами забираем ее, доставляем в сервисные центры и тому подобное. Так вот, поскольку у нас есть собственное производство, у нас возникла необходимость по всей России открыть порядка 50 сервисных центров. И на базе этих сервисных центров мы уже стали предлагать клиентам дополнительные услуги. Среди наших заказчиков, есть те, у кого распределенная филиальная сеть. Причем, скажем, если это магазины, и в них установлены 1-2 компьютера, то им невыгодно держать у себя в штате большое количество ИТ-персонала. Именно такие клиенты стали приобретать услуги аутсорсинга на начальном этапе. На их базе мы стали более серьезно развивать это направление.

CNews: Получается, что основные ваши клиенты – это небольшие компании.

Дмитрий Мешков: Я бы так не сказал. Мы умеем работать как с небольшими клиентами, так и с командами федерального уровня и масштаба. Среди наших заказчиков есть и крупные организации и федеральные министерства и ведомства.

CNews: Аутсорсингом офисной техники занимается достаточно много более крупных и специализированных компаний. Как вы себя чувствуете среди них?

Дмитрий Мешков: Поскольку это не единственное и не основное направление, то мы стараемся работать с заказчиками, максимально закрывая все потребности. Если мы готовы предоставить подобную услугу с качеством не хуже, чем это делают сейчас конкуренты, то заказчики остаются с нами и не пытаются искать кого-то еще.


Дмитрий Мешков: У нас менеджер – это человек, который работает с заказчиком. Его задача – снимать потребности и понимать, что нужно бизнесу заказчика, и предлагать ему решения

Аутсорсинг не существует как отдельная услуга, так же как и остальные направления, он существует в рамках комплексного решения. На текущий момент у нас достаточное количество клиентов, где успешно ведутся масштабные проекты, компании, охватывающие до 54 регионов. Развитые направления аутсорсинга - ПК, серверы, орг техника, но этим не ограничиваемся – готовы предоставить гибкую услугу, которая покроет запрос заказчика. Мы не пытаемся стать монополистами, но заказчики, с которыми мы работаем, позволяет нам развивать это направление. Мы видим в нем перспективу.

CNews: Насколько быстро прирастает клиентская база? За счет каких усилий?

Дмитрий Мешков: Последние несколько лет мы росли, опережая рынок. Например, в 2011 году мы выросли на 50%, в 2012 - на 35%. Основную ставку мы делаем на хорошую работу персонала , на активное привлечение клиентов. Мы и в дальнейшем планируем увеличивать долю рынка за счет присоединения новых заказчиков.

CNews: Известно, что хороших продавцов мало. Как вы решаете кадровую проблему?

Дмитрий Мешков: Я считаю достаточно сильной стороной нашей компании свой учебный центр. Мы стараемся выращивать собственные кадры в этом направлении. Не пытаемся заниматься активным переманиванием готовых сотрудников у конкурентов, потому что это, как правило, достаточно капризные люди и с большими амбициями. И они плохо встраиваются в уже сформировавшуюся оргструктуру. Поэтому нам проще вырастить своих, обучить их и они становятся приверженцами компаниями, работают именно в том стиле, который проповедуется внутри нашей организации.

CNews: Велика ли текучка кадров в отделе продаж?

Дмитрий Мешков: Текучка, как правило, возникает в первые 3-4 месяца, когда они обучаются, начинают нарабатывать свою клиентскую базу и понимают, что это не их. Если же человек проработал у нас уже более полугода, то он, как правило, хорошо встраивается в компанию. Да, естественно, это достаточно большой отбор, большой отсев на начальном этапе, но он это оправдывает, потому что я не вижу иного способа быть успешным на этом рынке.

CNews: То есть, вы – и не "кузница кадров" для рынка, и не "пылесос"?

Дмитрий Мешков: Я думаю, что с тем обучением, которое сотрудники проходят у нас на начальном этапе, мы можем считаться кузницей для рынка, потому человек, отработавший у нас три или пять месяцев, вполне спокойно находит себе более простую работу, чем у нас в компании, которая не связана с достаточно жесткими нормативами по привлечению клиентов. Поэтому можно сказать, что, мы оказываемся кузницей для рынка. Но если люди у нас отсеиваются на начальном этапе, значит, это не наше.

CNews: А как коррелирует подготовка продавцов с обилием направлений. Получается, что сотрудник должен быть универсалом. Неужели вы так их и обучаете?

Дмитрий Мешков: В компании работает достаточно много специалистов, которые проводят обучение. Обучение проводится в двух направлениях. Первое связано с продажами, различные технологии продаж, работа с клиентами. А второе – это техническое направление. И менеджеры в первый год, проходят у нас каждую неделю по полдня, а то и по целому дню, обучение. То есть, это, наверное, порядка 150-180 часов обучения в год, как минимум.

CNews: То есть, разделения менеджеров по направлениям нет?

Дмитрий Мешков: Нет, у нас менеджер – это человек, который работает с заказчиком. Его задача – снимать потребности и понимать, что нужно бизнесу заказчика, и предлагать ему решения. И когда он понимает, что находит отклик у заказчика, в этот момент он уже обращается к техническим специалистам, которые дальше развивают эту тему вместе с заказчиком более углубленно. Естественно, невозможно быть специалистом во всех этих направлениях, в которых работает наша компания. Поэтому задача менеджера – просто понимать потребности клиента и вовремя отслеживать их, и разрабатывать уже здесь, внутри.

CNews: Как сейчас вы себя ощущаете, позиционируете на рынке?

Дмитрий Мешков: Знаете, предыдущие 10 лет была одна задача – идти вперед и не оглядываться. А постепенно, работая с более и более крупными заказчиками, мы стали понимать, что у компании должно быть позиционирование на рынке , у заказчиков появляется запрос на статусность, приняли решение участвовать в различных рейтингах, чтобы клиенты, понимали, какое место мы занимаем. Ну, по такому показателю, как оборот, я думаю, что мы входим в ТОП-50 ИТ-компаний по российскому рынку.

Василий Прозоровский / CNews


Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Стратегия месяца

Зачем государство ввязалось в гонку технологических вооружений

Михаил Замыцкий

директор по развитию «Ситилинк»