Спецпроекты

Уникальный эксперимент: китайских программистов везут в Россию

Бизнес Техника Мобильная связь Кадры
Российское представительство Fly не смогло найти в России специалистов для адаптации своих мобильников к российским сотовым сетям, и планирует привезти для этого в Москву разработчиков из Китая. Эксперты считают такое решение уникальным, но спорным. Московское представительство Fly, отчаявшись нанять в России специалистов для локализации ПО своих телефонов, решило привезти их из Китая. Об этом рассказал CNews старший менеджер проектов компании Евгений Козлов.

«Мы решили провести небольшой эксперимент и найти несколько инженеров ПО в Китае, привезти их в Россию и использовать при тестировании и отладке ПО», — говорит Евгений Козлов. Это экстравагантное решение он объясняет спецификой продуктового ряда компании: «Мы используем тайванькое ПО — операционную систему Nucleos на чипсетах МТК».

ОС Nucleos создана китайскими разработчиками и используется, в основном, в китайских решениях, поэтому, привлекая носителей языка, в представительстве Fly рассчитывают на рост скорости коммуникации и отсутствие языкового барьера при общении тестировщиков с коллегами в Поднебесной.

Среди задач будущих китайских специалистов Евгений Козлов назвал адаптацию к российским сотовым сетям. Китайские соискатели должны иметь опыт работы с ПО Mediatek, разработчиком МТК, не менее 3 лет, «понимать специфику» Nucleos OS, знать английский и быть готовыми работать в России. По словам Козлова, китайским специалистам будет предложена зарплата на уровне $1,5 тыс. и жилье в специально снятой квартире в Москве.

На первых порах в столицу будут привезены двое китайских специалистов, впоследствии их число может возрасти до 5 человек и более.


Китайским специалистам будет предложена зарплата на уровне $1,5 тыс. и жилье в специально снятой квартире в Москве

Случай привлечения разработчиков из Китая с переездом в Россию на рынке сочли уникальным. Представительство HTC Россия при запуске продуктов привлекает китайских тестировщиков, однако, их приезды в Москву занимают 3-4 дня, рассказал CNews продуктовый менеджер HTC Россия Евгений Павлов.

Бывший руководитель представительства E-Ten в России Михаил Фадеев тоже полагает, что при тестировании продуктов китайского производства «вахтовый метод» работы тестеров экономически предпочтительнее. По его мнению, привлечение разработчиков и тестеров с постоянной зарплатой и съемным жильем может потребовать таких же затрат, как и наем отечественного программиста. Впрочем, специалистов по китайскому ПО в России найти непросто, считает он.

«Удивительной» называет идею привезти китайских разработчиков в Москву коммерческий директор оффшорного разработчика EPAM Юрий Овчаренко. Впрочем, он согласен, что это может иметь смысл в том случае, когда компании необходимо локализовать в России решение, которое родилось в Китае. Обычно же компании нанимают программистов в Китае на удаленной основе.

В большинстве прочих случаев содержание московского программиста оказывается слишком дорогим даже при наличии заказчика в Америке, говорит он. По его словам, при работе над некоторыми проектами нанимать американских программистов для EPAM оказывается на 15-20% выгоднее, чем отечественных.

«Лаборатория Касперского» сама использует группу тестировщиков в Китае. Руководитель лаборатории антивирусных исследований компании Никита Швецов полагает, что «китайцев, ровно как и разработчиков из других стран, имеет смысл привозить, либо когда стоимость переезда плюс стоимость оплаты труда ниже стоимости местного сотрудника аналогичной квалификации, либо, когда иностранный сотрудник обладает уникальными знаниями, которые невозможно передать местному разработчику, или на это требуется много времени, что может затянуть время вывода продукта на местный рынок». Швецов опасается, что стоимость китайского или индийского программиста в Москве вряд ли будет ниже, чем российского, а «скорее даже дороже».

Телефоны, продаваемые под брендом Fly, отличаются невысокой ценой и интересным маркетингом, рассказывает аналитик Сергей Савин из J'son&Partners. При невысоких рекламных бюджетах компания сосредоточена на усиленном продвижении непосредственно продавцами торговых точек. По словам Савина, ключевые партнеры Fly в России — это «Связной» и «Евросеть».

Если несколько лет назад продуктовый ряд Fly представлял собой «зоопарк из разных OEM- и ODM-моделей», то недавно, говорит Савин, у компании появилось понимание, что его нужно упорядочивать, и партнерами Fly стали известнейшие в Азии производители электроники.

По подсчетам J'son Partners, в I полугодии 2010 г. продажи Fly составляли в натуральном выражении 2,5% рынка мобильных телефонов России, что сделало его лучшим среди недорогих брендов, к которым, в частности, относятся Alcatel и Philips. Евгений Козлов подтверждает, что важнейшими рынками для Fly являются Россия и Индия.