Лечить по приложению: Владимир Евтушенков и компания «Медси» развивают телемедицину
В период пандемии спрос на медицинские онлайн-консультации увеличился в разы. Только в прошлом году врачи приняли около пяти миллионов «телепациентов». По прогнозам экспертов, к 2025 году рынок здравоохранения «на удаленке» может вырасти в 60 раз по сравнению с доковидным 2019-м.
Врач в смартфоне: инновации в медицинской сфере при участии Владимира Евтушенкова
Взрывной рост цифровой медицины на фоне пандемии уже не остановить, считают эксперты. Данные VEB Ventures говорят о том, что такой вид оказания медпомощи стал за последние три года популярнее в 29 раз.
Только за восемь месяцев 2020 года (с апреля по декабрь) объем отечественного рынка телемедицины увеличился в денежном выражении на $35 млн, что почти вдвое превышает его совокупный рост в период 2017—2019 гг. В дальнейшем он будет прибавлять более чем 100% в год, уверены специалисты. К 2030-му половину всех пациентов врачи будут принимать не в кабинете, а перед монитором компьютера или экраном смартфона.
Наибольшим спросом сейчас пользуются дистанционная помощь специалистов частных клиник. Это обусловлено рядом причин. Ключевая — это экономия времени и средств. На прием не нужно ехать через весь город, время ожидания не превышает 10 минут, а сама онлайн-консультация обходится на 20—50% дешевле, чем первичный прием в коммерческом медучреждении.
Занять свою нишу на таком перспективном рынке сегодня хотели бы многие компании. По данным RB.RU, за время пандемии COVID-19 количество клиник-партнеров телемедицинской компании iBolit, которая предоставляет учреждениям возможность проводить онлайн-консультации, выросло в четыре раза.
Предприниматель Владимир Евтушенков — основатель АФК «Система» — убежден, что львиная доля доходов в любой отрасли приходится на одну-две компании, лидирующие в своем сегменте. Другие игроки делят между собой остатки рынка. Поэтому основной целью любого бизнеса, как считает Евтушенков Владимир, должно быть стремление занять ведущие позиции.
Это касается и сети частных клиник «Медси». Этот крупнейший игрок федерального уровня запустил платформу SmartMed для развития цифрового здравоохранения и одноименное приложение сразу же, как вступил в силу закон о телемедицине в России. При этом разработка онлайн-сервиса началась еще до легализации оказания такого вида услуг. Сегодня он представляет собой практически полноценную «больницу в кармане» и дает возможность:
• консультироваться с врачами-терапевтами и узкопрофильными специалистами по видеосвязи или в чате независимо от места нахождения;
• хранить электронную медкарту в защищенном сегменте «облака» #CloudMTC и моментально получать к ней доступ со смартфона;
• вызвать на дом врача (в том числе при необходимости оказания неотложой помощи);
• записываться на прием в клинику.
Вся медицинская «биография» пациента, включая результаты анализов и назначения врача, также хранятся в приложении.
Популярность платформы в пандемийном 2020-м выросла в четыре раза. Специалисты медицинской компании в прошлом году оказали более 35 тыс. консультаций дистанционно. В том числе — бесплатных: терапевты и педиатры частных клиник сети в самый разгар первой волны пандемии (в апреле) принимали телепациентов на безвозмездной основе.
Количество пользователей SmartMed продолжило расти и в текущем году — на треть в каждом квартале. К сентябрю количество скачиваний приложения сети частных клиник «Медси» превысило 1 млн. За восемь месяцев 2021-го число дистанционных консультаций выросло до 27 тыс. Их оказывают свыше 600 практикующих врачей «Медси», в числе которых кандидаты медицинских наук.
Коммерческий интерес: основанная Владимиром Евтушенковым АФК «Система» инвестирует в цифровизацию
Растущая популярность медицинских онлайн-сервисов поспособствовала расширению перечня страховых услуг в России. Многие компании этой отрасли уже вывели их в отдельный продукт. Доходы страховщиков, сделавших телемедицину опцией еще до пандемии, в 2020-м значительно увеличились. Так, например, «РЕСО-Гарантия» только в апреле нарастила объемы продаж таких полисов в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Эксперты рынка отмечают, что услуги цифрового здравоохранения стали частым дополнением к ДМС. Таким образом компании экономят и средства (телемедицинские услуги обходятся им в среднем в 4—6 раз дешевле), и время сотрудников. Пользователи онлайн-платформ могут вначале обратиться к врачу дистанционно и только в случае необходимости приехать на прием и оформить больничный.
Интересно, что наибольшим спросом у россиян пользуются специалисты узкого профиля: на их долю в уже ковидном 2020-м пришлось порядка 70% всех онлайн-консультаций. Чаще всего — в 16,8% случаев — обращались за помощью акушеров-гинекологов. На втором месте оказались гастроэнтерологи (12,3% онлайн-приемов). На удаленный прием к дерматологам пришли 12,2% телепациентов, еще 10% получили дистанционную помощь отоларингологов. Об этом свидетельствует статистика страховой компании «Согласие».
В этой связи медицинские компании стараются расширять перечень врачей, оказывающих удаленную помощь пациентам. Владимир Евтушенков предложил внедрить систему онлайн-консультаций аллергологов, эндокринологов, кардиологов, урологов, пульмонологов, хирургов, онкологов, реабилитологов и психологов.
Цифровизация экономики и социальной сферы требует и серьезных вложений. Так, в частности, пандемия повлияла и на инвестиционную политику АФК «Система». По словам Владимира Евтушенкова, сегодня корпорация вкладывает еще больше средств в создание и развитие цифровых активов и высоких технологий.
Владимир Евтушенков о доверии к телемедицине
Экспертное сообщество сходится во мнении, что одно из основных препятствий на пути к масштабному распространению телемедицины — недостаточный уровень доверия. По данным BestDoctor, только треть пациентов сегодня предпочитает онлайн-консультацию врача при первичном обращении. И только в том случае, если такая услуга дешевле приема в клинике. При этом за повторной интернет-консультацией к специалисту, с которым уже была очная встреча, готовы обратиться более половины клиентов частных клиник.
По мнению Владимира Евтушенкова, в этом отчасти виноваты сами представители частного сектора здравоохранения. «Такой элемент недоверия обусловлен некоторыми действиями, которые иногда предпринимаются в погоне за прибылью. Но сегодня ситуация меняется — в системе работают армии высококвалифицированных врачей с уже другими стандартами понимания. Думаю, что подходы частной медицины в ближайшее время точно будут переосмыслены. К этому подтолкнула, в том числе, пандемия», — подчеркивает Евтушенков.
С позицией Евтушенкова Владимира согласны и другие представители профессионального сообщества. Так, например, руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики KPMG в России и СНГ Виктория Самсонова считает, что к 2030 году удастся преодолеть влияние недоверия на развитие рынка. При этом рост лояльности к онлайн-медицине в нашей стране уже отмечен рядом специалистов и стабильно увеличивающимся количеством телепациентов.
По инициативе Евтушенкова Владимира SmartMed расширяет границы
Необходимость введения в Российской Федерации телемедицины как в частном, так и в государственном секторах здравоохранения иллюстрируют, в частности, следующие цифры:
• площадь страны превышает 17,1 млн километров;
• в России насчитывается 1100 городов, в 172 из них проживает свыше 100 тыс. человек;
• на каждые 20 тыс. человек приходится лишь 1 кардиолог;
• а на каждые 70 тыс. — по одному гастроэнтерологу и пульмонологу.
Восполнить нехватку специалистов на местах можно с помощью телемедицины. Обратиться к врачу узкой направленности, работающему, например, в Москве, могут жители даже самых отдаленных территорий Сибири, Дальнего Востока и других регионов РФ.
Дочерняя структура АФК «Система» уже расширила географию работы сервиса SmartMed по инициативе Евтушенкова Владимира. Платформа цифрового здравоохранения компании в этом году стала доступна не только жителям столичного региона, но и пациентам из Ижевска, Санкт-Петербурга и Перми, а в ближайшие месяцы к сервису подключатся клиники Нягани и Нижневартовска.
Телемедицинскую инфраструктуру внедряют и в государственных больницах. Ведутся разработки скрининговых чат-ботов, а также инструментов дистанционного мониторинга и диагностики. К 2025 г., если все пойдет по плану, около 85% первичных обращений в бюджетные учреждения здравоохранения будут осуществляться в онлайн-режиме.
При этом закон пока не позволяет ставить диагнозы по видеосвязи. Для этого обязательно нужно лично прийти на прием к специалисту. Это считается главным барьером, препятствующим развитию цифровой медицины.
Однако в случаях с ранее диагностированными хроническими заболеваниями телемедицина становится хорошим подспорьем как врачам, так и пациентам.