Статья

20 лет ИТ-рынка России: Как рождались лидеры

Бизнес Инвестиции и M&A
мобильная версия

Российский ИТ-рынок является одним из самых молодых в стране и растет в среднем на 6–7% в год. История большинства ИТ-компаний, занимающих лидирующие позиции, уходит корнями в 90-е годы, когда отрасль высоких технологий в России только зарождалась.

Согласно предварительным оценкам IDC, обнародованным в отчете Russia Vertical Markets 2013–2017 IT Spending Forecast, в 2013 г. российский рынок ИТ вырос на 7% в долларовом выражении по сравнению с 2012 г., когда его объем составлял $35,2 млрд. Наиболее активно росли сегменты программного обеспечения (более 10%), серверов midrange и ИТ-услуг. Сегменты серверов hi-end и персональных компьютеров, напротив, сократились примерно на 10% и 6,5% соответственно.

В перспективе объем российского ИТ-рынка будет расти в среднем на 6% в год и к 2017 г. составит $46,7 млрд. Среди наиболее активно развивающихся сегментов – ритейл (10,7% в год) и банковско-страховой сектор (13,9% в год).

Согласно прогнозам PMR на тот же период, в стабильных макроэкономических условиях среднегодовой темп роста российского ИТ-рынка составит 9%. Сегмент аппаратного обеспечения будет расти почти такими же темпами, как сегменты ИТ-услуг и ПО. При этом продажи аппаратного обеспечения продолжат занимать более половины российского рынка ИТ вследствие достаточно низкого проникновения персональных компьютеров и серверов.

Кто играет на российском ИТ-рынке

На протяжении уже более чем 10 лет CNews Analytics публикует ежегодный рейтинг 100 крупнейших российских ИТ-компаний. Согласно этому рейтингу, совокупная выручка CNews100 стабильно растет год от года. Небольшой провал наблюдался лишь в посткризисном 2009 г., однако уже в 2010 г. рынок восстановился и продолжил поступательное развитие. В 2012 г. по сравнению с 2002 г. выручка 100 крупнейших игроков увеличилась более чем в 7 раз (919 млрд руб. против 131 млрд руб.).

Динамика выручки рейтинга CNews100 в 2001–2012 гг., млрд руб.

Источник: CNews, 2013

На начальном этапе – в 2002 г. – в списке лидеров рейтинга превалировали дистрибьюторы компьютерной техники. К 2005 г. их существенно потеснили интеграторы и компании, предоставляющие заказчику комплекс услуг – начиная от поставки оборудования и ПО и заканчивая созданием и поддержкой ИТ-инфраструктуры.

На сегодняшний день первую десятку игроков российского ИТ-рынка формируют компании, которые способны взять на себя весь спектр ИТ-задач заказчика – начиная от ИТ-консалтинга и заканчивая ИТ-аутсорсингом. Среди них «Национальная компьютерная корпорация» (НКК), ЛАНИТ, «Крок», «Техносерв» IBS, «Открытые Технологии», «Ай-Теко», «1C» и многие другие. Кроме того, целый ряд российских ИТ-игроков смог покорить не только отечественный рынок, но и выйти за его пределы. Это такие компании как ABBYY, «Лаборатория Касперского», Dr.Web, «Яндекс» и др.

Ты помнишь, как все начиналось

Российский рынок ИТ зарождался в 90-годы XX века. Советский Союз распался, границы входивших в его состав государств открылись, сложное экономическое положение в стране заставило бывших работников государственных организаций искать для себя возможность самостоятельного заработка. Это было время, когда руководители крупнейших предприятий страны, за редким исключением, даже не подозревали о существовании технологий, уже получивших широкое распространение на Западе.

На этой волне в страну потянулись крупнейшие вендоры, такие как IBM, Sun, Microsoft, Oracle и др. Тогда же усилиями образованных и амбициозных молодых людей в России стали создаваться первые ИТ-компании, многие из которых в дальнейшем стали лидерами отечественного ИТ-рынка.

В 1988 г. Борис Нуралиев организовал на базе НИИ Госкомстата, в котором он работал, хозрасчетный отдел, который занимался проектом в области баз данных. С него началась история компании «1С», которая уже в 1992 г. продемонстрировала на Comtek свой продукт «1С:Бухгалтерия» («Мини-бухгалтерия»). Создателям продукта удалось наладить тесные взаимоотношения с налоговой службой, благодаря чему у них появилась возможность оперативно обновлять версии программы в случае появления изменений в законодательстве. «Изменения в законодательстве всегда публикуются заранее, — рассказывал Борис Нуралиев в интервью Forbes. — Другое дело, что, когда документ готовится, у него может быть несколько вариантов, и разработчикам приходится делать две-три версии программы, а иногда даже оставлять в ней «переключатель».

Основой бизнеса «1С» стало не просто создание востребованного в стране массового продукта, но и внедрение новой для того времени дилерской модели его распространения. «Мини-бухгалтерия» решала самые простые задачи и стоила недорого, а распространявшие ее дилеры получали половину от стоимости. Кроме того, в программу был встроен макроязык, который позволял настраивать решение в соответствии с особенностями бизнеса заказчика.

В дальнейшем вместе с развитием программы и повышением уровня ее сложности возникла необходимость не только в продаже, но и в технической поддержке решения. И тогда «1С» решила пойти по пути создания франчайзингового бизнеса. «Франчайзинг в ИТ вообще редок, опыта не было, – вспоминает Борис Нуралиев – Что-то сами придумали, что-то вычитали из западного опыта, что-то в других отраслях подсмотрели». К середине 1996 г. у компании было уже около 590 франчайзи.