Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

ХТЗ и "Борлас" построили "предприятие online"

Металлургические предприятия – это огромные производственные комплексы со сложной инфраструктурой, имеющие стратегическое значение в масштабах экономики своей страны. Автоматизация подобного бизнеса – уникальный опыт, достойный тщательного изучения. В конце 2005 года была запущена в промышленную эксплуатацию корпоративная информационная система управления крупнейшего украинского предприятия – Харцызского трубного завода (ХТЗ). Созданная система стала одним из наиболее полнофункциональных решений на базе Oracle E-Business Suite в Восточной Европе.

"Оцифрованные" бизнес-процессы

В ходе внедрения Oracle E-Business Suite на ХТЗ была проведена автоматизация финансового блока - учет и амортизация основных средств, расчеты с кредиторами и дебиторами, планирование и проведение платежей, формирование актов сверок и другой отчетности, учет предоплаты, формирование прогноза поступлений, обработка банковской выписки, формирование управленческой, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Решены важнейшие задачи управления персоналом – были автоматизированы процессы подбора и найма сотрудников, ведение организационных структур, штатного расписания, учет переводов, вакансий, ведение персональных данных, ведение и расчет табеля, ведение бюджета оплат и расчет заработной платы, администрирование мероприятий по проведению обучения.

Проектом были также охвачены такие бизнес-процессы как снабжение и внутренняя логистика, в том числе формирование и утверждение заявок на приобретение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг, ведение контрактов с поставщиками и подрядчиками и анализ их предложений, формирование кредиторских счетов-фактур по поступившим ТМЦ и услугам, регистрация поступлений в цеха и на центральные склады, планирование и учет движения ТМЦ и складских остатков, расчет себестоимости поступивших ТМЦ, проведение общей и частичной инвентаризации запасов.

Мстислав Емец: Нами были созданы три прототипа системы, каждый из которых имел свои определенные цели и задачи
Мстислав Емец: Нами были созданы три прототипа системы, каждый из которых имел свои определенные цели и задачи

Особое внимание было уделено сбыту (автоматизировано ведение контрактов с покупателями, автоматическое формирование дебиторских счетов-фактур за отгруженную продукцию) и планированию (формирование прогноза продаж и общих графиков спроса, планирование производства и выпуск заданий с учетом доступных производственных мощностей, автоматическое формирование заявок на приобретение). ERP-система охватила основное и вспомогательное производство (ведение производственных спецификаций, технологических карт, заказов на технологические изменения; сквозной позаказный учет, планирование производства и закупок; оценка производственной деятельности в режиме реального времени).

Автоматизация управления активами предприятия охватила такие направления, как ведение иерархий активов для оборудования основных цехов, ведение спецификаций и технических карт на регламентные и цикличные работы, планирование регламентных работ, учет всех видов обслуживания, в том числе текущего и капитального ремонта, реконструкции и модернизации; контроль расходования материалов и запчастей, учет ресурсов.

Проект сплотил управленцев

Проект удалось успешно завершить в запланированные сроки, и в промышленную эксплуатацию ERP-система завода была сдана в октябре 2005 года. Система стабилизирована и находится в промышленной эксплуатации, а ее пользователями являются более 300 сотрудников. В общей сложности уже внедрены и успешно функционируют 24 модуля, ключевые из которых – "Закупки", "Запасы", "Кредиторы", "Дебиторы", "Денежные средства", "Управление заказами", "Управление контрактами", "Основные средства", "Главная книга", "Управление ремонтами и обслуживанием оборудования", "Управление персоналом" (кадры, табель, зарплата, администрирование обучение), "Дискретное производство" со сквозным позаказным учетом (технологическое проектирование, производственные спецификации, технические карты, планирование производства, планирование потребности в материалах, производственные мощности, учет производства, управление затратами, контроль качества), "Аналитическая информационная система". Созданная система признана одним из наиболее полнофункциональных промышленных решений на базе Oracle E-Business Suite в Восточной Европе.

Подводя предварительные итоги внедрения, г-н Возняк уверенно говорит, что инвестиции в проект уже окупились. На вопрос о результатах внедрения он отвечает фактами: "Сегодня в единой системе управления завода выполняется планирование всей цепочки производства и поставок, видна актуальная информация по основным показателям деятельности предприятия, все операции проводятся в текущем режиме (операции "задним числом" запрещены), из системы выдается вся управленческая, бухгалтерская и налоговая отчетность. Модуль "Управление активами предприятия" эксплуатируют три основных цеха, а в ближайшее время предполагается тиражирование этой функциональности в остальных, вспомогательных цехах. В целом системой охвачены все ключевые подразделения заводоуправления, центральные склады, основные цеха и один наиболее крупный вспомогательный цех. Руководство завода отказалось от использования старых систем цехового уровня и наряду с Oracle E-Business Suite эксплуатируются только системы управления технологическим процессом (АСУТП).

Все операции, проводимые в корпоративной информационной системе, регистрируются в режиме времени, близком к реальному, а по производству – в режиме реального времени. По мнению Андрея Возняка, нынешний ХТЗ можно назвать "предприятием online". "Это означает не просто оптимизацию управления производственно-хозяйственной деятельности за счет скорости, точности и полноты информации, - добавляет Мстислав Емец. – Это означает, что Харцызский трубный завод выстраивает свою работу по международным стандартам, получает инструмент для обеспечения высокого качества продукции, а значит, приобретает серьезные конкурентные преимущества на рынке".

В планах завода – уже названое подключение к единой информационной системе остальных вспомогательных цехов, а также внедрение модулей "Управление проектами", "Стратегическое управление" (система сбалансированных показателей, система ежедневного бизнес-анализа и т.п.), интеграция системы с цеховыми комплексами АСУТП. Работы предстоит много. Однако Андрей Возняк уже сейчас считает, что завод приобрел значительно больше, чем ожидалось в начале проекта. И, по его словам, "помимо чисто экономических эффектов одно из важнейших преимуществ, которое мы получили в результате проекта, – это сплоченная команда управленцев, которая отлично представляет и систему и бизнес-процессы в целом, которая способна их развивать, которая сама с помощью передовых информационных и управленческих технологий стала сильнее и добивается теперь в своей работе большего результата".