Разделы

Бизнес Цифровизация Тендеры

ИТ-практика: как штурмовать госсектор?

Заказ от госструктуры на реализацию какого-либо проекта для многих ИТ-компаний сродни "счастливому билету". Но далеко не все заранее представляют себе те риски и препятствия, с которыми придется иметь дело. Ведь госсектор не просто капризный заказчик. Это совершенно особый сегмент ИТ-потребителей.

Зачастую внедрение автоматизированных систем в госсекторе (органах государственной власти) сопровождается рядом трудностей, срывом сроков, которые, однако, могут быть легко спрогнозированы еще до начала работ. Проблемы связаны с определенными особенностями проектов в госсекторе.

Прогресс поневоле

Если высокие риски внедрения в коммерческих компаниях влекут за собой, как правило, повышение финансовых затрат, то в госсекторе — это еще и взыскания со стороны контролирующих органов. Однако взыскания не имеют своей целью установить факт исполнения задач проекта, а осуществляют лишь поверхностную оценку исполнения сроков, бюджетов.

Регламенты, функциональный состав и задачи проектов автоматизации прописаны на уровне законодательства и могут не в полной мере разделяться региональными и федеральными органами исполнительной власти.

Уровень компетенций сотрудников госструктур в области информационных технологий и решений пока не достаточно высок

Уровень компетенций сотрудников госструктур в области информационных технологий и решений пока не достаточно высок

К примеру, требования к таким системам, как АСУ "Госзакупки", установленные на уровне федерального законодательства, носят достаточно общий характер (ФЗ-94.Ст.16.7. Порядок пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами устанавливаются Правительством Российской Федерации).

Регламент регионального уровня зависит от особенностей принятой схемы размещения заказа. Кроме того, он более детализирован, что увеличивает список требований к системе. И он условно гибкий, это проявляется при прохождении соответствующей бюрократической процедуры.

Стоит отметить еще одну особенность госсектора — быстросрочные постановления, меняющие базу используемой нормативно-справочной информации. К примеру, каталог товаров, работ и услуг, закупаемых госсектором, отражен в 4 различных справочниках, имеющих различную структуру и кодификацию. Данные постановления носят не рекомендательный, а обязательный характер, и разработчикам приходится в кратчайшие сроки вносить изменения в программное обеспечение.

Справочники по номенклатуре для госсектора

Наименование

Использование

1 Структурированная номенклатура МЭРиТ Прогноз государственных и муниципальных закупок
2 Типовой классификатор Используется в программном обеспечении официальный портал закупок РФ zakupki.gov.ru
3 ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, товаров и услуг) Перечень товаров для закупок у предприятий малого бизнеса (Постановление Правительства РФ №642)
4 ОКП (Общероссийский классификатор продукции) Реестр контрактов (Постановление Правительства №807)

Источник: Cnews Analytics, 2007

Сроки внесения изменений в действительности минимальны, к примеру, постановление Правительства №807 от 27 декабря 2006 года вступило в силу 1 января 2007 года.

Бег с препятствиями

ИТ-компании, получившие заказ от госструктур на реализацию какого-либо проекта, в основном сталкиваются с одними и теми же барьерами, обусловленными спецификой заказчика.

Обычно государственный заказчик не понимает задач проекта, которые должны привести к выполнению целей проекта. Для исполнительной власти соответствие букве закона подчас бывает важнее следования целям, для которых закон был написан.

В виду этого факта случаются перегибы в формализации процедур, и только наличие хорошего административного ресурса дает возможность осветить перед рабочей группой цели и действовать сообща, выполняя в срок поставленные задачи проекта.

Одним из спорных моментов можно назвать выбор поставщиков на основе результатов конкурса, где коррумпированность органов исполнительной власти играет не последнюю роль. Статистика внедрений АИС "Госзакупки" показывает, что в 50% случаев программные решения в регионах и федеральных органах исполнительной власти создаются силами компаний, не являющихся разработчиками специализированного ПО. Успех подобных инициатив сомнителен, поэтому данные регионы уже планируют в своих бюджетах финансирование проектов внедрения с привлечением консалтинговых компаний.

Поставщикам решений приходится затрачивать свои усилия на отстаивание собственных интересов, что приводит к загрузке как со стороны ФАС, так и со стороны заказчиков, составляющих развернутые ответы на жалобы и запросы участников размещения заказа.

Еще одно препятствие на пути автоматизации - малая инициативность госорганов в области совершенствования и использования информационных технологий, т.е. отсутствие активной позиции заказчика.

Как и во многих сферах, внедрение ИТ-проектов в госсекторе наталкивается на проблемы финансирования. Существующий бюджетный принцип формирования затрат на ИТ не предполагает быстрого реагирования на изменения в законодательстве, значит, внедрение происходит далеко не сразу. К действующему закону ФЗ-94 вышел новый закон 218 ФЗ от 24.07.07, и в нем предусмотрен механизм увеличения бюджета, но только на некоторые виды товаров, работ и услуг, в том числе НИОКР.

Обзор CNews Analytics "ИТ в органах государственной власти 2007".