Разделы

Бизнес Цифровизация Тендеры

ИТ-практика: как штурмовать госсектор?

Заказ от госструктуры на реализацию какого-либо проекта для многих ИТ-компаний сродни "счастливому билету". Но далеко не все заранее представляют себе те риски и препятствия, с которыми придется иметь дело. Ведь госсектор не просто капризный заказчик. Это совершенно особый сегмент ИТ-потребителей.

Есть и кадровая проблема. Уровень компетенций сотрудников госструктур в области информационных технологий и решений не достаточно высок. Закон о местном самоуправлении 131-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года, позволяет муниципальному образованию формировать требования в конкурсной документации при проведении конкурса на выбор поставщика ПО в части средств управления СУБД, базовым ПО, что может идти вразрез с ИТ-стратегией региона. Немногочисленные сотрудники ИТ-подразделения муниципального образования диктуют свои позиции, которые основываются подчас на личном небольшом опыте разработок.

Штурм госсектора

Попробуем, на примере все той же АИС "Госзакупки", детально описать этапы с учетом действующих рисков и способов их контроля и устранения. Риски могут быть спрогнозированы и по каждому из них либо приняты меры по устранению, либо проведена корректировка плана в случае их принятия.

Тендер. Этот этап, как правило, проводится персоналом, не имеющим соответствующей квалификации, и опыт показывает, что для проведения открытого конкурса на выбор поставщика решения привлечение специальной организации — только зря потраченные средства.

Для сокращения этих рисков должна быть четко налажена схема общения представителей поставщиков и заказчиков — проектный офис. Регламентирована переписка — ее формат и периодичность, для сокращения командировочных расходов есть смысл использовать ЭЦП. Должны быть назначены полномочные представители.

Обследование и написание ТЗ. При формировании требований в конкурсной документации заказчик не проводит обследования и поэтому использует готовые технические спецификации поставщиков ПО или описывает свои требования кратко, без указания выходных форм, поэтому, например, практика внедрения АИС "Госзакупки" предусматривает разработку нового технического задания после проведения обследования и анкетирования ключевых пользователей. При этом заказчик может быть лоялен к данному документу и не обратить в процессе его согласования внимания на важные моменты или предъявлять к поставщику завышенные требования по соблюдению ГОСТов, которые представляют собой устаревшие стандарты.

Важным моментом в составлении требований является документ, описывающий интерфейсы системы. На наш взгляд, единственный актуальный закон, регламентирующий этот этап — Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006).

Разработка, тестирование и настройка. Несмотря на различные бюджеты, резервируемые регионами и муниципальными образованиями на внедрение АИС "Госзакупки", исполнитель должен включать в проектную группу аналитика с опытом успешного внедрения автоматизированной системы и архитектора, владеющего знаниями о структуре системы и ее версии.

Важной особенностью построения АИС "Госзакупки" является консолидация требований разных заказчиков-потребителей в одной версии системы и выбор оптимального решения. Создание разных версий системы приведет к увеличению используемых ресурсов для обновления системы в связи с изменением законодательства или апдейтом разных проектов. Не все заказчики понимают эту особенность и стараются максимально "дожать" поставщика для реализации своих пожеланий.

Для поставщика также важно организовать качественное тестирование системы на различных этапах ведения проекта, в том числе после загрузки базовых справочников и данных. Важным этапом тестирования является нагрузочное тестирование на устойчивость системы в процессе ее длительной эксплуатации.

Обучение. Оно должно проходить с использованием всех возможных средств — теоретических и практических занятий, тренингов, курсов, дистанционного обучения. Исполнитель должен предоставлять актуальную документацию и обучающий материал, написанный доступным языком (с учетом низкой компьютерной грамотности пользователей). Хорошей практикой стало обучение тьютеров (учителей) в составе отделов государственного и муниципального заказа и создание компетенции в области проведения обучения теоретическим и практическим знаниям. Хорошо проведенное обучение — залог успеха этапа опытной эксплуатации.

Опытная эксплуатация. В процессе опытной эксплуатации необходим прямой контакт с непосредственным заказчиком и возможность быстрого контакта с администрацией. В ходе данного этапа важно продумать регламент работы с замечаниями конечных пользователей и осуществлять изменения в проекте всем составом рабочей группы. При этом период предоставления проектной отчетности может быть сокращен до 2 рабочих дней. Представители заказчика, контактирующие с исполнителем, должны иметь достаточные полномочия для обсуждения технических деталей возникших спорных ситуаций. На данном этапе возможно привлечение аналитика и архитектора со стороны исполнителя для проверки устойчивости работы программного обеспечения.

Для снижения рисков в ходе данного этапа должен быть своевременно принят и опубликован регламент работы с автоматизированной системой. В эксплуатационную документацию должны входить такие документы, как регламент использования системы, положение об эксплуатирующем подразделении, регламент по взаимодействию с исполнителем.

Промышленная эксплуатация. На данном этапе исполнитель закончил все работы по проекту, но должен осуществлять мониторинг работы системы. Поступающие от пользователей замечания могут быть вынесены за рамки проекта, однако в случае принципиального спора рабочая группа руководствуется разработанным и подписанным техническим заданием.

Поддержка и сопровождение. Условия поддержки и сопровождения программного продукта должны быть определены еще на этапе формирования конкурсной документации, но могут быть несущественно дополнены в процессе проведения промышленной эксплуатации, когда эксплуатирующая команда реально оценивает необходимость этих сервисов (часто заказчику достаточно услуг, которые исполнитель оказывает в рамках гарантийного обслуживания).

Темпы развития информационных технологий рано или поздно приводят к моральному устареванию разработанной и внедренной системы, поэтому необходимо проводить экспертизу соответствия не только автоматизированным бизнес процессам, но и платформе, технологии разработки, следовать новым тенденциям, посещать ИТ-конференции ведущих вендоров и т.п.

В соответствии с существующим законодательством, заключенный с госструктурой контракт нельзя изменить. Не допускаются во время проведения конкурса и какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации с участником размещения заказа. Поэтому в целях снижения рисков компания в ходе внедрения должна составить ключевые проектные документы, среди которых контактный лист с указанием должностей и позиции в рамках проекта; устав проекта (регламент работы рабочей группы, определение ролей ключевых пользователей системы, ролей представителей от исполнителя, управление качеством проекта); техническое задание; техно-рабочий проект с описанием всех входных и выходных форм, а также с описанием интерфейсов системы; и наконец, перечень автоматизированных систем, используемых заказчиком и требующих интеграции с внедряемым программным продуктом.

На сегодняшний день при внедрении высокотехнологичных информационных систем снижение рисков ведения ИТ-проектов видится еще и в привлечении сертифицированных специалистов в области государственных закупок на этап проведения открытого конкурса, так как уровень ИТ-специалистов в госорганах действительно очень невысок.

Для достижения максимального эффекта необходимо провести обучение специалистов администрации или выбранного технического исполнителя методологии ведения проектов, что приведет к направлению усилий на достижение поставленных задач в рамках целей проекта.

Юлия Обаляева

Обзор CNews Analytics "ИТ в органах государственной власти 2007".

Учебный центр CNews, курс: «Организация конкурентной разведки в интернете» 24 - 25 сентября