Разделы

Бизнес

Как обустроить структуру ИТ-департамента?

В конце мая прошел тематический выездной семинар, посвященный эффективности КИС. Наряду с «политическими» темами, актуальными для современного российского ИТ-рынка, в ходе семинара обсуждался ИТ-аутсорсинг и ряд технических вопросов. Последние были связанны с идеологией построения современной ИТ-инфраструктуры, реализацией концепции «интеллектуального здания», планированием и управлением качеством внедряемых ИТ-сервисов.

Семинар проводился в рамках второго этапа конкурса «Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»1 и национальной премии «ИТ-Лидер»2 на Мальте. В выездном семинаре приняли участие свыше 200 человек — представители органов государственного управления, ИТ-директора и CIO крупнейших российских компаний, топ-менеджеры компаний-вендоров, аналитики, эксперты.

ИТ-хозяин или внешний аутсорсер?

Участники семинара отдельное время посвятили обсуждению волнующих всех вопросов — как лучше обустроить структуру собственного ИТ-департамента, и какие функции в рамках реализации проектов и поддержки решений следует на них возложить.

Управляющий партнер Market-Visio/Gartner Russia Сергей Македонский рассказал слушателями о двух основных ИТ-стратегиях современного предприятия. По его словам, одна из них отражает тенденцию к развитию собственных ИТ-подразделений, включая разработку, интеграцию и сопровождение программных приложений. Если следовать ей, то основные ИТ-ресурсы предприятие должно оставлять у себя, ему необходимо увеличивать количество собственных разработок, наращивать структуру ИТ-департамента. Согласно данной стратегии, это снижает риски и позволяет надежно сохранить данные.

Другая стратегия связана с выделением всех процессов (связанных с поддержанием ИТ-инфраструктуры, разработками, интеграцией) и передаче их внешнему специализированному провайдеру ИТ-услуг (ESP).

«Аутсорсинг ИТ-процессов — это, конечно не панацея для предприятия, но это нормальный бизнес-инструмент, который позволяет оптимизировать стратегию распределения ресурсов, причем эффективность такого подхода мы можем просчитать», — отметил г-н Македонский. По его мнению, можно извлечь выгоду, используя каждую из стратегий, но лишь в том случае, если правильно оценена ситуация на предприятии.

Сергей Македонский, управляющий партнер Market-Visio/Gartner Russia
Сергей Македонский, управляющий партнер Market-Visio/Gartner Russia
В числе трех основных причин приобретения компаниями услуг ИТ-аутсорсинга г-н Македонский назвал необходимость реализации ИТ-проекта в сжатые сроки, наличие у внешних поставщиков более передовых технологий, а также отсутствие у заказчика необходимого числа собственных ИТ-специалистов. В то время как главными факторами, препятствующими приобретению услуг ИТ-аутсорсинга, являются страх потерять контроль за «родными» ИТ-системами и данными, высокая стоимость внешних ИТ-услуг, а также то, что функции слишком критичны для компании, чтобы исполнение их можно было доверять аутсорсерам.

Сергей Македонский также отметил, что согласно опросу Market-Visio/Gartner, 51,2% компаний считают, что есть определенная часть непрофильных функций, которые компаниям выгодно передать в аутсорсинг, а 22% респондентов убеждены, что внешними ИТ-услугами целесообразно пользоваться временно, когда не хватает собственных ресурсов. Еще 17% опрошенных уверены, что аутсорсинг выгоден не с точки зрения материальных критериев, а в плане лучшей экспертизы, качества, и только 9,8% считают, что предприятиям экономически выгодно передать в аутсорсинг большинство функций.

«Интеллектуальное здание» требует специального планирования

Всех собравшихся заинтересовали вопросы, связанные с идеологией построения современной ИТ-инфраструктуры, концепцией так называемого «интеллектуального здания», планированием и управлением качеством внедряемых ИТ-сервисов.

О степени важности информационной системы в работе крупных организаций можно судить на основании данных исследования германской страховой компании Gerling. С его результатами участников семинара познакомил директор департамента автоматизации инженерных систем компании КРОК Александр Ласый. По его словам, немецкие эксперты решили проанализировать, насколько длительным может быть существование предприятия при полной остановке его информационной системы.

По данным Gerling средняя продолжительность жизни страховых компаний без ИТ составит 5,5 дней, производственные компании протянут порядка 5 дней, торговые фирмы и дистрибьюторы — 2,5 дня, банкам отпущено 2 дня жизни, а производственные компании с непрерывным циклом просуществуют от 12 до 24 часов.

«Качественное отличие „интеллектуального здания“ от обычного состоит в наличии хорошей информационной системы, — считает г-н Ласый. — А сама информационная система, несмотря на первоначальные инвестиции в ее создание, способна существенно сэкономить затраты владельца здания». Например, ее наличие способно на 8-12% снизить затраты на управление климатом, на 3-5% снижает потребление энергии. Автоматизация диспетчерской службы, мониторинг снижает расходы на эксплуатацию здания в 3,5 раза. В итоге — общая экономия расходов на содержание здания составляет 20-30%.

По словам г-на Ласого, несмотря на очевидную экономию, в России реализация идеи интеллектуального здания до сих пор сталкивается с определенными трудностями, причем не столько с техническими, сколько с административно-ведомственными. В России по традиции системами связи занимаются хозяйственные службы, компьютерными сетями — ИТ-подразделения, а системами обеспечения безопасности — служба безопасности. Отсутствие взаимодействия между ними, а зачастую — серьезные противоречия не дают возможности реализовать в полном объеме концепцию «Интеллектуального здания».

Тема весьма заинтересовала аудиторию
Тема весьма заинтересовала аудиторию
Со своей стороны многие российские интеграторы, предлагает концепцию «интегрированной кабельной системы», в которую входят все слаботочные проводки и силовая проводка компьютерного («чистого») питания. Кабельные проводки всех систем проектируются и монтируются таким образом, чтобы они использовали одни и те же кабелепроводы, но при этом не создавали помех друг другу, и могли бы обслуживаться разными службами отдельно3.

В рамках семинара руководитель направления технической поддержки компании КРОК Александр Сапронов рассказал слушателям о некоторых преимуществах управления ИТ-сервисами. В частности, ИТ-сервисы разрабатываются в соответствии с требованиями к уровню услуг и отвечают ожиданиям заказчика. Качество сервисов можно оценить и измерить, а значит — ими можно управлять и использовать их при составление отчетов. Кроме того, если ИТ-организация выставляет счета заказчику за пользование ИТ-сервисами, то заказчик может сопоставить уровень качества сервисов с предъявленной в счете стоимостью.

Возможность управления ИТ-сервисами улучшает отношения с заказчиками и повышает уровень удовлетворенности потребителей ИТ-сервисов, поскольку как заказчик, так и ИТ-организация знают о своих обязанностях и ролях, а значит — между ними возникает меньше недопонимания.

Элеонора Ершова / CNews.ru


1Организатором конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ» вот уже второй год выступает РБК. Он проводится Министерством экономического развития и торговли РФ в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

2Премия «ИТ-Лидер» была учреждена в 2002 году компанией КРОК, группой компаний «РосБизнесКонсалтинг» и журналом Intelligent Enterprise. Спонсорами мероприятия стали ведущие мировые ИТ-компании — HP, Sun Microsystems, Microsoft, Cisco Systems, Avaya.

3Не всегда есть возможность автоматизировать все здание, и тогда возникает вопрос контроля и защиты наиболее важных ресурсов, которыми являются серверные комнаты и комнаты системы хранения информации. В качестве таких решений КРОК предлагаем модульные комнаты фирмы Lampertz. Собранная из модулей система герметична, не пропускает газы и пары, она прочна и устойчива к разрушению, не пропускает воду при подтоплении до 0,5 м, способна поддерживать внутреннюю температуру 40 градусов при влажности 60% в течении 90 минут при внешней температуре 1100 град. Модульная комната может быть оснащена всеми видами автоматизации: пожарной и охранной сигнализацией, системой контроля доступа, автономной газовой системой пожаротушения, автономным кондиционированием и вентиляцией.
Такое решение позволяет заказчикам решить проблему защиты серверных комнат от большинства возможных воздействий стихийных бедствий. Большим достоинством такой комнаты является возможность ее легкого перемещения, при котором не требуется проводить строительных работ.