Разделы

Телеком Бизнес

Кому достанутся деньги от передела рынка связи?

Подписанные не так давно «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной связи», а также «Правила оказания услуг подвижной связи» могут привести к существенным перестановкам на телекоммуникационном рынке России. По-видимому, на нем произойдут заметные структурные изменения, в том числе за счет перераспределения части доходов операторов мобильной связи в пользу операторов фиксированной связи.

Новшества мобильной связи

Абонентские станции

Некоторые изменения коснулись абонентского оборудования, то есть в первую очередь мобильных телефонов. Теперь фактически запрещено использовать несертифицированное оборудование, не способное отображать информацию на русском языке. По крайней мере, за использование такого оборудования операторы получили право расторгать договора.

Также появилось требование к операторам: весь информационный обмен, включая короткие сообщения, с пользователем должен вестись на русском языке. Это приведет к тому, что все операторы вынуждены будут перевести SIM-меню на русский язык (если до сих пор это не сделано). В качестве абонентских станций определены телефонные аппараты с SIM-картой. Таким образом, все аппараты, которые не имеют SIM-карт (это DAMPS-, CDMA- и NMT-аппараты, а в сетях CDMA 2000 1x используется аналог SIM-карты, под названием R-UIM карта) становятся de jure аппаратами фиксированной связи со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, операторы получили право требовать компенсации за ущерб от использования абонентами несертифицированных или неисправных устройств. Данная норма направлена на защиту интересов операторов в случаях, когда сбой в сети был вызван использованием аппаратов, изготовленных с нарушением стандартов или неисправных.

Возврат аванса

В соответствии с «Правилами», внесенный абонентом аванс за услуги связи должен быть возвращен оператором при обращении клиента (причем не только при расторжении договора). Данное правило, несомненно, самым положительным образом сказывается на защите прав абонентов, но для операторов это изменение – негативное. В настоящее время для некоторых pre-paid тарифных планов возврат средств не предусмотрен вообще, большинство же операторов возвращает денежные средства с лицевого счета только при расторжении договора.

Таким образом, можно ожидать, что у операторов сократится объем наличных денежных средств, которые внесли абоненты в качестве предоплаты. В целом доходы операторов несколько сократятся, поскольку при возврате денежных средств, внесенных с помощью «активации» карт оплаты, оператор теряет комиссионное вознаграждение, уплаченное дилеру за их реализацию. Тем не менее, негативное влияние на доходы, по оценкам аналитиков, будет незначительным.

Бесплатная экстра

«Правила» обязали всех операторов оставлять возможность вызова экстренных служб для всех абонентов, независимо от их баланса. При этом для отключенных за неуплату (находящихся «в минусе») абонентов такая возможность сохраняется в течение 6 месяцев. Для тех пользователей, баланс лицевого счета которых неотрицателен, такой сервис должен предоставляться до тех пор, пока они являются абонентами, пока сами не пожелают прекратить договорные отношения с оператором, либо в случае нарушения договора или «Правил».

На практике это может привести к тому, что у компаний с онлайн-биллингом (в частности, у «Вымпелкома») могут образоваться большое количество «мертвых» абонентов. Баланс лицевого счета для них равен нулю, они не совершают звонки, однако отключить их оператор не имеет права. Потенциально это может привести к дефициту номерной базы у операторов. Вместе с тем, можно ожидать, что компании найдут выход из этой непростой ситуации. Как один из вариантов, оператор может дать абоненту право залезть «в минус», к примеру, на 1 цент, а потом, в случае если абонент не пополняет счет, отключить его через 6 месяцев.

Анонимные договора

Договор между оператором и абонентом может быть заключен только в письменной форме в 2 экземплярах и должен быть подписан сторонами. Таким образом, полностью исключаются анонимные договора. Это приведет к изъятию из продаж некоторых pre-paid комплектов, которые в настоящее время можно не регистрировать у оператора. В результате несколько изменится политика распространения «коробочных» продуктов. Вместе с тем, это не повлечет существенного изменения финансовых показателей операторов.

Не «впаривать»

Операторы связи теперь будут обязаны предоставлять услуги связи не «в комплекте», а по отдельности. В том случае, если, к примеру, абоненту потребуется тарифный план абсолютно без голосовых услуг - только для передачи данных – оператор будет обязан его предоставить. Из-за появления такого требования аналитики ожидают изменения сетки тарификации у всех операторов: появятся планы, ориентированные на предоставление неголосовых услуг.

Недействительные SIM’ки

В соответствии с «Правилами», абонент обязан сообщить об изменении персональных данных в течение 60 дней с того момента, как произошли эти изменения. На практике это означает, что у операторов появляется право отключать абонентов, которые «продали» свои SIM-карты без перерегистрации, то есть когда пользователем является один гражданин, а SIM’ка оформлена на другого. Данное новшество принципиальное, поскольку позволяет бороться с архивными тарифными планами, подключение по которым приостановлено. Это выгодно операторам, поскольку есть «убыточные» тарифные планы, которые вводились, например, для завоевания рынка.

Платная справка

«Правила» разделили все справочно-информационные услуги на платные и бесплатные. К бесплатным и доступным круглосуточно относятся следующие справочно-информационные услуги: информация о тарифах, о зоне обслуживания сети, о состоянии лицевого счета, прием информации о технических сбоях в сети.

Бесплатный характер предоставления информационных услуг не означает, что звонки по информационную службу оператора будут бесплатными. Для устранения дискриминации по отношению к сторонним поставщикам контента (в части информационно-справочного обслуживания), операторы обязаны предоставить равноценные условия доступа к справочно-информационным услугам как собственного «производства», так и от сторонних компаний.

По мнению экспертов, это требование приведет к тому, что информация, которую пользователи в настоящее время получают бесплатно, в будущем станет платной. Это касается, в первую очередь, информации о состоянии лицевого счета – за звонок в справочную службу оператор будет взимать плату (но не за само получение этой информации). Это увеличит доходы операторов, но их рост не будет значительным.

Без «чёрных списков»

В связи с тем, что заключаемый оператором с абонентом договор носит публичный характер, оператор не вправе отказать абоненту, если техническая возможность оказания услуг подвижной связи присутствует. Таким образом, со стороны оператора невозможно отказать в подключении абоненту, даже если он является злостным неплательщиком, или за ним присутствует задолженность (тут возможны различного рода вариации на тему «черных списков»).

Это нововведение негативным образом скажется на дебиторской задолженности операторов связи, а значит и на их финансовом положении в целом. С другой стороны, изменения не будут существенными, поскольку в настоящее время операторы не обмениваются информацией о злостных неплательщиках.

Три секунды

Наконец, абонентам «Правила» подарили первые две секунды разговора для избежания взимания платы за ошибочные соединения. По словам аналитиков, это нововведение негативным образом скажется на доходах операторов. В особенности, это отразится на тарифных планах с бесплатными входящими – за 2 секунды абонент вполне сможет сказать: «Перезвони мне», - и получить бесплатный разговор.

Иван Кабулаев / ИК «ФИНАМ»