Разделы

Телеком Бизнес Проводная связь Беспроводная связь Инфраструктура Финансовые результаты

Куанышбек Есекеев: Мы работаем, чтобы клиент получил все виды сервиса

Казахстан – страна со сложным ландшафтом, высокой сейсмоактивностью и большими расстояниями между населенными пунктами. В то же время в этом регионе телефонизированы все перспективные сельские населенные пункты, развит ШПД в интернет. О том, как удалось достичь таких результатов и какие перспективы открываются перед телекомом в соседнем государстве, рассказал руководитель ведущего оператора связи Казахстана, председатель правления "Казахтелеком" Куанышбек Есекеев.

Мы приняли на себя обязательство перед государством в том, что будем осуществлять телефонизацию сельских населенных пунктов. Нам сначала предоставили одну несущую частоту, а недавно дали еще две. И в течение последних трех лет нам удалось достичь 100% уровня телефонизации перспективных сельских населенных пунктов при помощи радиотелефонов. Поэтому в дальнейшем мы будем решать вопрос развития широкополосного доступа на селе.

CNews: То есть получается, что выгоднее установить радиосвязь, чем тянуть кабель к каждому дому?

Куанышбек Есекеев: А как же еще при наших расстояниях и невысокой плотности населения? Например, сегодня мы делаем автоматизацию школ. Работа идет в порядка 7 тыс. населенных пунктах. При этом только в 2 тыс. из них можно протянуть ШПД, а все оставшиеся находятся на селе. Тянуть к ним кабельную инфраструктуру очень дорого. Поэтому мы заключили договор с оператором радиотелефонии, который позволяет нам обеспечить село связью.

CNews: Как развивается проект сети NGN?

Куанышбек Есекеев: Сеть NGN необходима для того, чтобы оказывать мультисервисные услуги, такие как, например, IPTV, а для этого требуются хорошие магистральные линии.

Сегодня у нас переведено на NGN около 1 млн абонентов, главным образом в городской местности. Мы, конечно, инвестируем средства в этот проект, но это процесс небыстрый. Хотелось бы сделать все как можно скорей, но мы ведь тоже коммерческая компания, и денежный пул ограниченный.

CNews: Кого вы видите в качестве главных потребителей услуг сети NGN: корпоративный сектор или частных пользователей?

Куанышбек Есекеев: На эти услуги хорошо подписываются физические лица. Мы провели тщательное маркетинговое исследование и таргетирование. Его результаты показывают, что благодаря устойчивому росту экономики у людей есть чем платить за данные услуги. И культурный фон весьма положительный: люди привыкли оплачивать то, что потребляют. Поэтому таргетирование направлено на физических лиц, которые хорошо разбираются в новых услугах и технологиях и заинтересованы в них.

CNews: Обширный спектр услуг "Казахтелекома" – это, с одной стороны, хорошо: много услуг - много клиентов. Но, с другой стороны, не мешает ли такая широта интересов развитию глубокой компетенции в отдельных направлениях бизнеса?

Куанышбек Есекеев: Я согласен: проблемы в вопросах компетенции могут возникать. Но в этом случае помогают сторонние компании. Мы очень много работаем с российскими поставщиками, различными крупными интеграторами. Например, берем софт из России, для развития сетевых проектов используем силы российских интеграторов, таких как AMT Group, NVision. Не стоит гнаться за чем-то одним. Видите ли, когда оператор ставит себе целью стать слишком технически продвинутым, он теряет доход. Глубокая техническая компетенция оператора и хорошие доходы – ситуация почти невозможная. Мы выбираем нечто среднее, ставим приоритетом получение доходов, а компетенцию в некоторых вопросах приходится покупать. Но это не говорит о том, что у нас слабые специалисты.

CNews: Немного о будущем. Какие направления, по вашему мнению, будут наиболее востребованы лет через пять - десять?

Куанышбек Есекеев: Сегодня мы делаем ставку на LTE. Если государство даст нам возможность работать на этом рынке, то мы могли бы развивать широкополосный мобильный доступ. На рынок фиксированного ШПД мы вошли первыми, первыми хотим войти и на рынок LTE. Это наше будущее, над которым мы работаем уже сейчас. Но LTE – это большие скорости, это принципиально новые абонентские устройства, поэтому очень важна инфраструктура, которая позволит реализовать данную технологию.

Мы прекрасно понимаем, что наш клиент становится все более образованным, ему нужны новые технологии и сервисы, ему нужны коммуникаторы, которые умеют работать с интернетом. Мы понимаем эти потребности и готовимся предлагать соответствующие услуги.

CNews: Расскажите немного о себе. Как вы пришли в телекоммуникационный бизнес?

Куанышбек Есекеев: Я пришел в эту отрасль из программирования. До этого работал директором Департамента информационных технологий в Минфине, на железной дороге, в нефтяной промышленности. И везде был связан с ИТ. Затем работал около 3,5 лет заместителем председателя Агентства по информатизации и связи, потом председателем этого агентства, три последних года занимался электронными услугами, связью, и непосредственно телекомом. После этого стал председателем правления "Казахтелекома".

CNews: Какие любимые телеком-гаджеты у руководителя главной компании связи Казахстана?

Куанышбек Есекеев: iPad, я с ним никогда не расстаюсь. У меня в нем и расписание, и почта. Если говорить в целом, я большой поклонник Apple. Один мой мобильный телефон - Nokia, а другой – iPhone. К нему я всегда беру дополнительную батарею и даже две зарядки, на тот случай, если одна вдруг потеряется, что вполне возможно во время командировок.

Сергей Филимонов / CNews