Разделы

Бизнес Законодательство

Новое в ИКТ-законодательстве: май-июнь 2011 года

В мае на федеральном уровне вышел приказ, упорядочивающий разработку, модификацию и внедрение ПО в ФНС России, а в июне ключевым событием в области ИТ-законодательства стал закон о национальной платежной системе, регламентирующий ее правовые и организационные основы, что в свою очередь, послужило причиной многочисленных поправок и дополнений. В Москве планируется создать создать базовый регистр информации, необходимой для предоставления госуслуг, в Башкортостане определена концепция СЭД госорганов республики, а в Ростове создан реестр государственных ИС.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О национальной платежной системе"

Внесенные поправки обусловлены принятием закона о национальной платежной системе.

Так, определен минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии на осуществление денежных переводов без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Он составляет 18 млн руб.

Решение о госрегистрации такой организации и выдаче ей лицензии принимается в течение 3 месяцев.


В России создадут федеральную информационную адресную систему

Организации и ИП обязали сообщать в налоговые органы по месту их нахождения (жительства) о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для соответствующих переводов.

Прописана процедура взыскания обязательных платежей за счет электронных денежных средств. Основание - поручение налогового органа. Оно направляется в банк.

Изменения в закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций запрещают признавать недействительными сделки участника или расчетного центра платежной системы, центрального платежного клирингового контрагента. Речь идет об определении соответствующих позиций на нетто-основе.

Поправки в закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, в частности, разрешают не идентифицировать физлиц при осуществлении денежного (в т. ч. электронного) перевода без открытия банковского счета - при условии, если сумма не превышает 15 тыс. руб. Исключение составляют случаи возникновения подозрений у сотрудников кредитных организаций или банка.

Закон о ЦБР дополнен новой главой, посвященной обеспечению стабильности и развитию национальной платежной системы. Устанавливаются полномочия Банка России в этой сфере. Закон о страховании вкладов физлиц не распространяется на электронные деньги.

На денежные средства, находящиеся на счете гарантийного фонда платежной системы, запрещено обращать взыскание по обязательствам ее участника или расчетного центра, центрального клирингового контрагента.

Введена административная ответственность за нарушение законодательства о национальной платежной системе.

Также уточнено законодательство в области рынка ценных бумаг, ККТ, валютного контроля и др.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Постановление правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"

Определены требования к инфраструктуре, обеспечивающей ИТ-взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Инфраструктура представляет собой единый комплекс ИКТ-элементов. Цели ее создания - прием обращений, запросов и иных документов, представляемых для получения услуг, отправка заявителям сведений, проведение мониторинг взаимодействия ИС органов и организаций, обеспечение безопасность их взаимодействия.

С помощью инфраструктуры обеспечиваются однократный ввод и многократное использование информации в процессе оказания услуг.

К инфраструктуре предъявляются, в частности, следующие требования: модульное построение с применением единых требований к техническим и программным средствам, непрерывный режим функционирования. Должны обеспечиваться взаимодействие ИС органов и организаций на всей территории страны, однозначная идентификация, гарантия целостности, подлинности, актуальности и безопасности сведений.

Взаимодействие ИС осуществляется с использованием единой и региональной систем межведомственного электронного взаимодействия (МЭД).

Порядок подключения региональных систем к единой устанавливается Минкомсвязью России. Государственные информационные системы, входящие в состав инфраструктуры взаимодействия, должны быть введены в эксплуатацию до 1 июля 2012 г.

Утратило силу постановление, ранее регламентировавшее меры по обеспечению информационного взаимодействия госорганов и муниципалитетов при оказании услуг гражданам и организациям.

Распоряжение правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1011-р

Решено создать федеральную информационную адресную систему. Срок - до 1 ноября 2011 г. Она не содержит персональных данных. Адресная информация является открытой и предоставляется на бесплатной основе.

Оператором системы назначена ФНС России. Ей поручено принять ряд актов (в т. ч. единые требования к описанию адресов при ведении ведомственных информационных ресурсов, порядок ведения адресной системы и предоставления содержащихся в ней сведений).

Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить предоставление ФНС России адресной информации, необходимой для ведения новой системы.

Региональным и местным органам рекомендовано предоставлять указанную информацию в ФНС.

Приказ Федеральной налоговой службы от 22 июня 2011 г. N ММВ-7-6/381@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"

Введено в промышленную эксплуатацию ПО, позволяющее налоговым органам информировать налогоплательщиков в электронном виде по ТКС. Утверждены новые методические рекомендации по организации между ними электронного документооборота.

С помощью указанного ПО налогоплательщики могут получить сведения о действующих налогах и сборах, порядке их уплаты, своих правах и обязанностях, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также предоставляются информация о налоговом законодательстве, формы деклараций (расчетов) и порядок их заполнения.

Среди e-документов, которые может запросить налогоплательщик, - справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам; выписка операций по расчетам с бюджетом; перечень деклараций (расчетов) и бухотчетности, представленных в отчетном году; акт сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам.

Информационное взаимодействие осуществляется как через спецоператора, так и непосредственно. Запрос (обращение) подается в налоговый орган по месту учета. Налогоплательщик регистрируется в качестве участника электронного документооборота. Используемые средства криптографической защиты должны быть сертифицированы и совместимы с применяемыми в ФНС России. Документы подписываются ЭЦП и шифруются отправителем для получателя.

В представлении информации могут отказать, если запрос не отвечает установленному формату, ЭЦП налогоплательщика отсутствует, ее владелец не имеет необходимых полномочий либо данные подписанта из запроса не соответствуют сведениям о владельце сертификата ключа подписи. При отправке обращения представителем копия доверенности подается заранее.