Разделы

Бизнес Законодательство

Особенности перехода права от разработчика к компании

Программное обеспечение является результатом интеллектуальной деятельности и охраняется авторскими правами. Но первоисточником права по российскому законодательству всегда является физическое, а не юридическое лицо. Это значит, что компаниям надо внимательно отнестись к требованиям закона, чтобы все разработки действительно перешли в их владение, и не оказалось, что они торгуют воздухом.

В соответствии с действующим законодательством, программное обеспечение (закон называет их по-прежнему программами для ЭВМ) относится к результатам интеллектуальной деятельности и охраняется авторскими правами точно так же, как, например, литературные или музыкальные произведения. Трудно сказать, хорошо это или плохо с точки зрения эффективности правовой защиты, но этот факт однозначно влечет за собой определенные последствия.

Оборот интеллектуальной собственности (в отличие от товаров и услуг) существует в трех формах: продажа экземпляров программ; предоставление прав на использование программ по лицензионному договору; передача прав в полном объеме по договору отчуждения прав. В любой из этих форм законно получать деньги могут только их правообладатели. Следовательно, ключевой вопрос, который возникает при этом, звучит следующим образом: имеет ли компания, получающая деньги от продажи программного обеспечения, права на него?

Источники права

Первоисточником прав всегда является физическое лицо. Только физическое лицо обладает способностью мыслить, придумывать, творить. Таким образом, юридическое лицо всегда получает тем или иным образом интеллектуальные права от физических лиц.

По российскому праву, в отличие от законодательства США, компания не может сразу стать первоначальным правообладателем авторских прав просто. В США права на созданные сотрудниками творческие результаты «автоматически» становятся собственностью компании. В отечественном правопорядке, к сожалению или к счастью, так не происходит.

Следовательно, чтобы подтвердить свои права на программное обеспечение, компания должна иметь документы, подтверждающие переход прав от собственных работников или привлеченных фрилансеров. Эти документы можно сравнить с «кирпичиками», из которых строится мостик перехода прав. Если таких документов нет, то и права компания не получает.

Как получить право

Для получения прав от сотрудников недостаточно заключить стандартный трудовой договор и прописать в нем «хитрое» условие о том, что все результаты интеллектуальной деятельности всегда и при любых обстоятельствах переходят к работодателю. Для реального получения прав от работника необходимо построить крепкий фундамент, состоящий из пяти документов. Во-первых, это грамотный трудовой договор, в котором должны быть предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности. Во-вторых, это формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый результат интеллектуальной деятельности (например, спецификации). В-третьих, необходимо служебное задание, по итогам выполнения которого должен быть получен результат. В-четвертых, нужно составить акт о передаче результата от работника работодателю. И наконец, должно быть в наличии соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое, несмотря на распространенное заблуждение, никогда не совпадает с заработной платой.

Таковы требования законодательства, и они неизменно подтверждаются судебной практикой. Отсутствие любого из элементов в фундаменте сразу рушит всю возможность перехода права от сотрудника к компании.

При работе с фрилансерами создать такие взаимоотношения проще – достаточно одного договора. Но и к составлению договора нужно подойти ответственно и внимательно. Какой бы вид договора не заключался (договор на оказание услуг, выполнение работ, авторского заказа и т.д.), в него обязательно должны быть включены условия об отчуждении интеллектуальных прав от физического лица к компании. А в случае приобретения прав у другой компании нужно иметь подтверждение получения прав от ее сотрудников.

При непоследовательном оформлении документов компания с точки зрения закона не получает интеллектуальных прав на свой программный продукт. Следовательно, она продает своим клиентам чужое программное обеспечение, тем самым получая неосновательное обогащение фактически за продажу воздуха.

Разработчики при продаже программного обеспечения не платят НДС. Однако при налоговой проверке сможет ли компания-разработчик подтвердить применение льготы и обосновать свои права на программные продукты? В большинстве случаев ответ отрицательный. Без подтверждающих документов программы нельзя поставить на баланс организации в качестве нематериальных активов. В итоге компания не имеет вообще никаких доказательств наличия прав, которые могут попросить покупатели и проверяющие органы.

Компаниям необходимо серьезно подойти к заключаемым со своими сотрудниками договорам, чтобы не получилось, что они торгуют воздухом, а не правами.

Кирилл Митягин, кандидат юридических наук