Разделы

Бизнес Техника

Розничные сети перегнули палку с ценами на ЖК-мониторы?

Результаты исследования, проведенного компанией ITResearch в московских сетях розничных продаж электроники, демонстрируют существенные различия в ассортименте предлагаемых моделей и ценах на них. Сравнение стоимости на протяжении цепочек поставок показало, что средний уровень цен в розничных сетях на 30–35% выше, чем в массовой дилерской сети.

Розничные продажи как фактор рекламы

Несмотря на то, что российский рынок мониторов всегда был в значительной степени корпоративно ориентированным, розница также считалась важным каналом продвижения этой техники. Конечно, она не могла дать существенной рыночной доли в целом, но иногда важны не столько сами объемы реализации, сколько представленность продукции для широких покупательских масс как фактор рекламы и PR. Для решения этой задачи прилавки ведущих розничных сетей могут рассматриваться как нельзя лучше.

Тем не менее, в последнее время в связи с заметной ориентацией ИТ-рынка на потребительский сектор значение розницы усиливается не только как витрины, но и как канала реальных продаж. В апреле 2005 г. компания ITResearch завершила исследование товарного предложения мониторов в розничных сетях Москвы, специализирующихся на поставках электробытовой техники («Эльдорадо», «Техносила», «М-Видео», «Мир») или преимущественно ИТ-решений («Белый Ветер», Polaris).

Обычные покупатели, ориентированные на готовые решения, испытывают определенное недоверие к мелким продавцам и компьютерным рынкам. Соответственно, выбор ведется в крупных сетевых магазинах, зачастую там, где в свое время уже было удачное приобретение какой-либо электробытовой техники. Более продвинутая часть покупателей останавливается на крупных магазинах компьютерной техники. Благодаря тому, что продукция выставлена на полках, с ней могут ознакомиться широкие массы потребителей. Подобная демонстрация очень важна, поскольку вендор подчас имеет неплохую долю по объемам продаж, но при этом совершенно безвестен среди обычных домашних пользователей.

Мониторы – один из наиболее широко представленных в рознице продуктов. Даже в сетях, ориентированных в целом на бытовую технику, они занимают довольно большой отдел, а в магазинах, специализирующихся на ИТ, это наиболее широко представленный на витринах продукт. Достаточно сказать, что в 50 магазинах, принявших участие в исследовании, было выставлено в среднем по 35 моделей мониторов на торговую точку. При этом вне зависимости от числа представленных в магазинах компаний (от 6 до 15) количество моделей мониторов на полках было одного порядка. То есть, если в магазине продукция меньшего количества вендоров, то выставлен их более широкий модельный ряд. Например, наименьшее число вендоров отмечено в сетях «Эльдорадо» и «Мир», но зато наблюдается наиболее широкий спектр модельного предложения этих компаний. Самый широкий диапазон производителей представлен в специализированных компьютерных сетях «Белый Ветер» и Polaris.

Розничная наценка – треть от стоимости

Естественно, структура товарного предложения в рознице не в полной мере отражает аналогичный показатель на рынке в целом, тем не менее, анализ розницы имеет свое самостоятельное значение. В соответствии с современными тенденциями мониторного рынка в структуре розничного предложения доминируют ЖК-устройства, их почти 75% от общего числа присутствующих на полках моделей. Это достаточно хорошо отображает структуру общерыночного предложения. Здесь, правда, только каждая пятая представленная на рынке модель выполнена по ЭЛТ-технологии, т. е. в торговых сетях мы видим даже незначительный перекос в сторону ЭЛТ-мониторов.

Диагональная структура предложений в сегменте ЖК-мониторов достаточно разнообразна. По сравнению с общерыночной ситуацией в рознице наблюдается заметное смещение в сторону 17-дюймовых аппаратов за счет уменьшения ниш 15- и 19-дюймовых. И без того малая в общей структуре предложения доля больших мониторов в сетевой рознице падает еще более существенно.

Структура предложения ЖК-мониторов с различной диагональю
на российском рынке

Структура предложения ЖК-мониторов с различной диагональю
на российском рынке

Источник: ITResearch, 2005 г.

Гораздо больше несоответствий с общерыночными закономерностями имеет ценовая структура предложений: средний уровень цен в розничных сетях на 30–35% выше, чем в массовой дилерской сети. Практически половина всего ассортимента в сетевой рознице находится в ценовом диапазоне $300–500, однако наиболее популярна узкая ниша $150–200, где сосредоточено большинство ЭЛТ-моделей. У ЖК-мониторов пик приходится на диапазон $300–500, хотя почти треть предложений - довольно дорогие устройства ценой более $500.

Цена, естественно, увеличивается с ростом диагонали и с переходом от ЭЛТ- к LCD-технологии. При этом средняя 15-дюймовая ЖК-модель стоит на уровне 19-дюймовой ЭЛТ. Видимо, это плата за имидж, ведь считается, что по рабочей площади (видимой области) 15-дюймовый ЖК-монитор соответствует ЭЛТ-модели с диагональю 17 дюймов.

Исследование показало, что в торговых сетях цены значительно выше, чем в целом по рынку. Однако минимальная стоимость моделей соответствующего размера может быть существенно меньше, вопрос лишь в том, какого вендора предпочитает потребитель и где он собирается покупать монитор. Например, наиболее дешевые модели 17- и 19-дюймовых ЭЛТ-мониторов были отмечены у Samsung, 15- и 19-дюймовых ЖК-устройств – у BenQ, a «семнашек» – у Acer.

Если сравнивать цены на отдельно взятые модели в разных розничных сетях, выясняются интересные моменты. Например, сеть «Эльдорадо» на поверку не оправдала своего имиджа «территории низких цен», по крайней мере, самых низких. Возможно, это справедливо среди сетей с товарами общего назначения (электробытовыми приборами), и то не всегда.

Наиболее выгодные варианты среди обследованных сетей встречались в магазинах сетей Polaris и «Белый Ветер». Кстати, они более чутко реагируют на изменение общерыночной конъюнктуры по входным ценам. Самой «дорогой» оказалась сеть «М-Видео», где на некоторые модели цена могла отличаться от рыночной в полтора раза. Справедливости ради, надо, однако, отметить, что за этой структурой закрепился имидж марки, предоставляющей продукты и обслуживание хорошего качества.

Стратегии вендоров

По параметру «активность вендоров» лидирует компания Samsung (на долю которой пришлось 26,9% замеченных мониторов), опережающая, хотя и ненамного, LG. Далее уже со значительным отставанием следуют Viewsonic и Philips. Однако, если в сфере ЭЛТ-моделей преимущество этой четверки просто подавляющее, то в структуре предложений ЖК-мониторов ситуация более ровная (см. табл. 2). Безусловно, сказывается и то, что у некоторых производителей мониторов (таких, как Acer, BenQ, Rover Computers) вообще нет ЭЛТ-линейки.

Распределение товарной номенклатуры мониторов по вендорам
на российском рынке

 Распределение товарной номенклатуры мониторов по вендорам

Источник: ITResearch, 2005 г.

Наиболее выраженно в розничных сетях представлены мониторы компании Samsung, прежде всего – за счет многообразия моделей. У идущей на втором месте по этому показателю компании LG несколько иная тактика, акцент делается на несколько ударных моделей. В итоге ее монитор L17XXS с различными модификациями стал наиболее популярным по числу предложений на витринах разных магазинов, причем с заметным преимуществом перед остальными. А всего в первой десятке самых предлагаемых моделей пять устройств от Samsung и четыре от LG. Из моделей других вендоров только Acer AL 1715 сумела попасть в топ-10.

Интересно, что, несмотря на явное номенклатурное преимущество ЖК-моделей, в первой десятке наиболее активно предлагаемых в рознице моделей поровну представителей ЭЛТ- и ЖК-семейств (хотя верхние строчки все же занимают ЖК-устройства). То есть спектр предложений ЭЛТ-моделей заметно уже, но своими лучшими образцами они представлены на прилавках вполне достойно.

Если сравнивать различные сети между собой, то наименее технологически «продвинутым» выглядит ассортимент сети «Эльдорадо», в силу ее ориентации на массовые продажи. Здесь самый большой процент ЭЛТ-моделей и мониторов с минимальной диагональю (15 дюймов) и, кроме того, наименее широкий круг поставщиков. Антиподом такого подхода являются специализированные сети Polaris и «Белый Ветер», где можно увидеть наиболее широкий спектр мониторов, в числе которых встречаются модели профессионального уровня.


Прочитать полную версию статьи «Монитор на полках. Структура товарного предложения мониторов в розничных сетях» «Бестселлеры IT-рынка». 2005, № 2, с. 32.