Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A

Выход из ИТ-бизнеса: проверьте свои мотивы

Задумавшись о выходе из ИТ-бизнеса, владельцу стоит распланировать процесс передачи компании другим лицам и осознать для себя, зачем, собственно, ему это нужно. Эти шаги позволят избежать ошибок при проведении дальнейших процедур. Более подробно разобрать этот момент можно будет на семинаре "Выход из бизнеса: стратегический подход", который пройдет 24 апреля 2013 года.

Для того чтобы подтвердить тот факт, что планирование выхода из бизнеса необходимо, можно в подкрепление слов привести немного статистической информации. Проведенное в 1996 г. исследование 749 наследников бизнесов в США продемонстрировало следующие показатели. Так, практически в половине случаев (47,7 %) передача бизнеса и окончательный его крах были спровоцированы смертью его основателя. Более того, только в относительно небольшом количестве примеров (16,4 %) распад бизнеса последовал за правильно проведенным процессом передачи компании от владельца к его наследникам; в случаях, когда владелец был вынужден уйти на пенсию, эта цифра падает до 6,1 %.

По данным исследования, большинство наследников, независимо от того, в какой сфере действует бизнес, полагают, что разрушение бизнеса было результатом неверного планирования распределения наследуемого имущества или финансов, недостаточной подготовленности к передаче компании либо недостаточным размером активов, для того, чтобы покрыть выплаты по налогам на имущество. Другими упоминаемыми причинами были конфликты с незаинтересованными членами семьи и недостаточный для эффективного управления бизнеса капитал.

Еще один факт: в то время как большинство (76 %) владельцев бизнеса имели планы по распределению наследуемого имущества, по мнению их наследников, эти планы, как правило, имели серьезные недочеты и не предоставляли достаточного количество ресурсов для того, чтобы реализовать передачу бизнеса или погасить обязательства по налогу на имущество.

По оценкам, в Соединенных Штатах только 28 % представителей частного бизнеса участвуют в каком-либо планировании бизнеса. Согласно опросам, проведенным в Канаде в 2008 г., только в одном из двадцати бизнесов имелся оформленный в письменном виде план по передаче компании в наследство. В других странах мира эта цифра, вероятно, еще меньше. Поэтому неудивительно, что владельцы бизнесов часто бывают недовольны результатами своего выхода из бизнеса.

В проведенном в США опросе 300 бывших владельцев бизнесов 75% опрошенных ощущали, что продажа не реализовала их личные финансовые цели. Согласно опросу, проведенному в Великобритании, только 7 % бизнесов, выставленных на продажу, привлекли покупателя – частично из-за применения неверных маркетинговых схем и частично, потому что у бизнесов не было достаточной стоимости. Таким образом, в том, что касается передачи и перехода владения бизнесом, определенно существует огромное пространство для улучшений, что подчеркивает важность планирования выхода из бизнеса.

Понимание своих мотивов

Планирование выхода из бизнеса может рассматриваться как чертеж или стратегия для реальной сделки или выхода, точно так же как в случае заказа чертежа перед строительством дома. Хорошей отправной точкой будет осознание своих мотивов и стремлений. Другими словами, познайте самого себя.

Когда я говорю "познайте самого себя", я предлагаю заглянуть внутрь самого себя, чтобы осознать реальные мотивы, по которым вы владеете бизнесом и думаете о его продаже. Для некоторых предпринимателей владение бизнесом означает скорее получение прибыли, чем увеличение собственного капитала компании. Для других бизнес – это ведение образа жизни, который включает в себя машины, путешествия и иные материальные блага. Некоторые даже не осознают полный потенциал обогащения за счет увеличения собственного капитала компании. Построение компании со значительным собственным капиталом является необходимым стимулом для увеличения реальной стоимости бизнеса, независимо от того, когда вы собираетесь выходить. Знание своих собственных мотивов поможет вам выбрать подходящую форму, время и стратегию для выхода.

Это может быть, например, уход на пенсию. Так, вы можете почувствовать необходимость перехода к другому этапу вашей жизни, чтобы получать от нее больше удовольствия, проводить больше времени с вашей семьей, расслабляться и т. д. Один из моих клиентов, который терял самообладание каждый раз, когда кто-либо упоминал о его уходе на пенсию или продаже бизнеса, поехал в отпуск на Красное море. Отпуск был настолько замечательным, что он вернулся преобразившимся и осознавшим, что в жизни помимо управления бизнесом есть еще много интересного. Сейчас он обдумывает окончательный выход из бизнеса.

Еще один вариант - снижение энергии или увлеченности. Вряд ли ваш бизнес будет процветать, если только вы не обладаете энергией и стремлением добиться успеха. Если у вас недостает одной из этих составляющих, возможно, лучше выйти из бизнеса раньше, чем позже. Если вы страдаете от истощения сил, попробуйте взять длительный отпуск. Удивительно: большое количество владельцев бизнесов просто устало от монотонного управления бизнесом и чувствует необходимость сбежать, чтобы встать на путь самопознания или привнести больше гармонии в свою жизнь.

Выход из бизнеса может определять ваше текущее или ожидаемое состояние здоровья. Если вам 50, 60 или 70 лет, каково ваше состояние здоровья? Каковы риски для вашего здоровья? Если теперь у вас меньше энергии, чем раньше, допустим, 3-5 лет назад, есть большая вероятность, что у вас будет ее еще меньше через это же время в будущем. Будет ли у вас в этом случае достаточно бодрости и энергии для ведения дел? Был ли вам поставлен диагноз, который, скорее всего, с течением времени ухудшит ваше состояние?

Еще одна причина - недостаточный капитал: капитал необходим для роста любого бизнеса. Если вы начали свой бизнес в очень капиталоемкой отрасли, то, весьма вероятно, что ваш бизнес дорастет до определенных пределов и потребует дополнительного финансирования. Многие высокотехнологичные компании, которые разрабатывают высокоперспективные продукты, позднее испытывают нехватку капитала, чтобы выйти на мировой рынок. Для таких компаний продажа может увеличить прибыль акционеров в гораздо большей степени, чем расширение бизнеса при недостаточном финансировании, а запуск разрабатываемого продукта пройдет удачнее.

Пример: выход из бизнеса по причине недостаточного капитала

Владелец компании по оказанию услуг в сфере энергетики разработал чрезвычайно интересную бизнес-модель, которая предусматривала замену устаревшего отопительного оборудования в общественных зданиях (больницах, тюрьмах, муниципальных зданиях и т. д.) новым, энергоэффективным отопительным оборудованием. Стоимость установки варьировалась от 250 тыс. до 1 млн евро.

Компания разрабатывала, устанавливала и обслуживала оборудование по долгосрочным контрактам (обычно со сроком 10-15 лет). Экономия энергии была более чем достаточной, чтобы обеспечить компании приличную прибыль на капитал, а также уменьшить расходы энергии общественных зданий. Бизнес был очень доходным.

Так почему же владелец продал его? У компаний такого типа чрезвычайно капиталоемкое развитие. Он просто достиг своего предела по капиталу. Банки дали понять, что они не станут финансировать дальнейший рост компании без увеличения собственного капитала, таким образом требовались бы новые вливания капитала, либо гораздо более надежные гарантии для обеспечения займа.

В общих чертах, компания могла бы намного больше принести богатому инвестору, который мог бы воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми этим бизнесом. Компания была продана международной корпорации, которая могла обеспечить не только лучшее финансирование развития фирмы, но и использовать преимущества глобального внедрения ее услуг.

Выход из бизнеса в некоторых случаях бывает вызван различными спорами; например к продаже бизнеса может вынудить развод, либо конфликт с одним из акционеров. В некоторых случаях продажа бизнеса становится наиболее честным и легким способом разрешения спора. Бывают случаи, когда до продажи бизнеса отсутствуют ликвидные активы, необходимые для удовлетворения требований другой стороны или сторон.

Выход из бизнеса может быть связан с повышением риска: в случаях, когда изменяются правила или законы, регулирующие соответствующую сферу бизнеса, может увеличиться риск, связанный с нормативным регулированием. Например, может быть введено более жесткое регулирование в отношении повышения цен, возмещаемых затрат или повышенный риск наложения штрафов. Усиление конкурентных сил может также повысить уровень риска. По какой бы то ни было причине ваш бизнес может стать слишком рискованным, либо с течением времени у вас может уменьшиться аппетит к риску.

Повлиять на решение может диверсификация портфеля: некоторые консультанты по личным финансам утверждают, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы доля чистых активов в какой-либо одной инвестиции превышала 20 %. Несмотря на то, что можно поспорить относительно точности указанной цифры, многие владельцы бизнесов превышают все разумные ограничения во вложении чистых активов в свой бизнес. Как правило, с возрастом, по мере приближения выхода на пенсию, диверсификация портфеля и рисков становится еще более важной.

Инвесторы пожелают узнать причины и мотивы продажи вашего бизнеса и, скорее всего, они спросят об этом прямо. Вы должны заранее подготовить ответ на этот вопрос. Например, уход на пенсию, с точки зрения инвесторов, считается отличной причиной. Однако если вы затягиваете с продажей вашего бизнеса слишком долго, и у вас появляются проблемы со здоровьем, которые не позволяют вам работать полный рабочий день с полной отдачей и вовлеченностью, большинство инвесторов заметят это. Стоит вам отложить продажу до определенного момента, как продажа превращается в потрясение. Если владелец бизнеса вынужден совершать срочный выход, то, как в случае с моим отцом, у него может не быть возможности обеспечить надлежащий переход бизнеса, а это негативно скажется на оценке бизнеса, либо интерес инвестора вовсе улетучится.