Разделы

Бизнес Цифровизация

Станет ли госсектор драйвером развития российского рынка BI

Пандемия подстегнула рост спроса на BI-системы во всем мире. Россия не осталась в стороне. Основными заказчиками таких решений являются крупные компании с продуктово-клиентскими задачами анализа: телеком, финансы, ритейл. В последнее время к ним активно присоединяются крупные промышленные предприятия (например, с темой «цифровых двойников»), а также государственные организации и ведомства. Каковы перспективы использования аналитических инструментов в госсекторе? Станет ли он драйвером развития российского рынка BI?

Мировой рынок BI

По данным MarketsandMarkets, мировой рынок BI в 2020 г. составил $23,1 млрд, а к 2025 г. он вырастет до $33,3 млрд. Основной потребитель BI — финансовый сектор, быстрее всего спрос на аналитику растет в здравоохранении и биологических науках.

Темпы роста отдельных сегментов рынка BI существенно отличаются. Так, по данным Global Industry Analysts, рынок мобильной бизнес-аналитики будет увеличиваться в 2020-2027 гг. на 18,9% в год, рынок Social BI — на 24,7% в год. В Allied Market Research оценили среднегодовой рост сегмента расширенной аналитики, использующей искусственный интеллект и машинное обучение, в 28,4% в год.

Основная причина столь интенсивного развития — резкое увеличение объемов неструктурированных данных, в том числе генерируемых устройствами интернета вещей, умными городами, датчиками, камерами, а также социальными сетями.

Нынешней весной Gartner обнародовал топ-10 тенденций-2021 в области данных и BI. Ключевыми из них являются искусственный интеллект и машинное обучение — аналитики рекомендуют использовать их для создания умных, менее требовательных к качеству данных и более устойчивых решений. Кроме того, по мнению Gartner, пандемия показала, что строить аналитические модели только на исторических данных недостаточно — надо стремиться привлекать для этого небольшие, более актуальные дата-сеты.

В списке тенденций также отмечена возможность анализа не только отдельных событий, но и их цепочек, и расширение возможностей получения отчетов для пользователей.

Российский рынок BI

Российский рынок BI, как и ИТ-рынок в целом, развивается в соответствии с мировыми трендами. По оценке CNews, в 2020 г. он вырос в среднем на 15% в рублях. В числе основных факторов роста — увеличение объемов неструктурированной информации, генерируемой IoT-устройствами, датчиками, видеокамерами; импортозамещение и совершенствование отечественных BI-систем; использование искусственного интеллекта для работы с данными; появление возможности самостоятельной настройки пользователем BI-решений (Self Service BI).

«Крупные заказчики стремятся внедрять комплексные решения, которые позволят на единой платформе решать множество задач: обрабатывать все типы информации с использованием технологий больших данных, строить отчетность, формировать прогнозы и предложения для принятия управленческих решений, а также решать другие прикладные задачи в режиме реального времени без привлечения программистов с помощью технологий Low-Code, визуализировать результаты в максимально удобном виде, в том числе с использованием интерактивности», — говорят эксперты ОТР — компании, которая больше 20 лет занимается федеральными ИТ-проектами для госсектора и бизнес-структур (входит в топ-10 крупнейших поставщиков BI-решений в России).

Компания занимается разработкой BI-инструментов для проектов, которые ведет, и хорошо понимает специфику их применения в госведомствах

BI и государственные заказчики

Специалисты отмечают рост востребованности компонентов BI в государственных ведомствах и компаниях. В частности, это проекты по созданию ситуационных центров и центров управления регионами (ЦУР).

Ситуационные центры (СЦ) органов госвласти начали появляться довольно давно: на сегодняшний день их уже около сотни и порядка 350 специальных ситуационных пунктов. На первом этапе СЦ по большей части представляли собой прекрасно оборудованные средствами визуализации и видеоконференцсвязи помещения, которые использовались для проведения совещаний. Однако постепенно ситуация менялась, и в последние годы в них внедряются полноценные аналитические системы, в основе которых — математическое моделирование на базе математической статистики, ситуационного анализа, сценарных моделей.

Сегодня наличия BI в виде отдельного компонента уже недостаточно, заказчикам нужны не просто красивые графики и дашборды, а комплексные системы управления, позволяющие интегрировать данные из разных источников, а также контролировать их происхождение, качество, актуальность и другие параметры.

Например, в самый продвинутый с точки зрения технологий ситуационный центр Президента РФ поступают данные из основных федеральных информационных систем, на базе которых формируются показатели развития страны по самым разным направлениям. Еще один пример — запущенный в августе 2019 г. ситуационный центр губернатора Ленинградской области. В его основе лежит полноценная аналитическая платформа, на которой собираются и обрабатываются данные о социально-экономическом развитии региона, а также обращения граждан. Данные поступают из региональных и федеральных информационных систем, от муниципалитетов и операторов связи, из социальных сетей. Губернатор в интерактивном режиме получает полную информацию об экономике и социальной сфере региона, работе органов местного самоуправления.

Сегодня наличия BI в виде отдельного компонента уже недостаточно, заказчикам нужны не просто красивые графики и дашборды, а комплексные системы управления, позволяющие интегрировать данные из разных источников, а также контролировать их происхождение, качество, актуальность и другие параметры.

Аналитические платформы внедрены практически во всех крупных государственных ведомствах. Минэкономики использует ГАС «Управление», объединяющую данные о состоянии регионов. С ее помощью контролируются и анализируются процессы, происходящие в реальном секторе экономики, в финансово-банковской и социальной сферах, проводится мониторинг и анализ исполнения принятых органами власти документов стратегического планирования и приоритетных национальных проектов.

В Федеральном казначействе существует система комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства (СКИАО), аналитическая система ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы (КПЭ). В Минтрансе — информационно-аналитическая система регулирования на транспорте (АСУ ТК), которая предназначена для поддержки принятия управленческих решений при помощи информационно-аналитических инструментов.

В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) есть подсистема оперативного мониторинга и анализа информации, которая позволяет вести поиск исполнительных производств по любым критериям и сверять показатели статистических отчетов с первичной информацией базы данных. Ее интерфейс включает в себя «мастер» для создания аналитических форм, показатели отображаются в виде кросс-таблиц, графиков, диаграмм и географических карт.

В АИС ПФР-2 создана информационно-аналитическая подсистема, которая дает возможность строить произвольные отчеты с помощью конструктора запросов, проводить интерактивный анализ данных с использованием многомерных кубов, формировать долгосрочные прогнозы по развитию социальной и пенсионной системы и прогнозировать расходную часть бюджета под обеспечение социальных обязательств государства.

Некоторые из этих систем разрабатывались или интегрировались ОТР. Компания занимается разработкой BI-инструментов для проектов, которые ведет, и хорошо понимает специфику их применения в госведомствах. «Госсектор отличается повышенными требованиями к безопасности, надежности и производительности, а также нацеленностью на импортозамещающие технологии, — отмечает руководитель направления аналитики ОТР Александр Глыбин. — Кроме того, с позиции многолетнего опыта можем отметить наличие большого количества межведомственных интеграций и регламентаций различными нормативными актами, что приводит к необходимости учитывать множество нюансов и находить компромиссные решения».

Перспективы государственных BI

Требования государственных организаций к BI-системам в целом такие же, как и коммерческих организаций. Однако существуют некоторые ограничения: приоритет отдается отечественным решениям, внесенным в единый реестр российского ПО, предъявляются более жесткие требования к обеспечению безопасности. Для крупных госведомств важны надежность и производительность систем, их способность обрабатывать и анализировать большие массивы информации. Кроме того, в отличие от бизнеса, который использует аналитику для выстраивания отношений с клиентами, оптимизации продуктового портфеля и получения бизнес-метрик, государство заинтересовано в основном в анализе социально-экономических показателей.

Перспективы государственных аналитических систем

Несмотря на то, что аналитика развивается в госсекторе довольно активно, используемые решения по большей части разрозненны и не полностью покрывают имеющиеся потребности. Сотрудники до сих пор собирают и обрабатывают значительную часть данных вручную. Поэтому задача интеграции систем и использования единых аналитических инструментов является для этого сегмента очень актуальной.

Не менее важной задачей является реализация риск-ориентированного подхода к обработке информации, который даст возможность не просто выявлять, но и предотвращать нежелательные события.

И, конечно, используемые в госсекторе BI-инструменты должны легко и быстро настраиваться в соответствии с часто меняющимися требованиями к формированию отчетности. Пандемия показала, что аналитические инструменты становятся незаменимыми в период, когда необходимо быстро реагировать на происходящие изменения. При этом ключевое значение приобретает скорость получения и обработки данных, их качество и возможность визуализации.

Очевидно, что программа «Цифровая экономика», направленная в том числе и на модернизацию системы государственного управления в направлении принятия решений на основе данных, приведет к дальнейшему росту объемов информации. А значит, будет расти спрос на новые высокотехнологичные и адаптируемые решения.

«Перспективы развития BI в госсекторе, прежде всего, обусловлены дальнейшим ростом объемов данных и потребностью в ускорении процессов, — говорит Александр Глыбин. — Нас ждет автоматизация аналитики с использованием искусственного интеллекта и встраивание его в системы управления вплоть до автоматического принятия решений, переход от частных решений к целостным парадигмам управления на основе управляемых данными процессов (Data–Driven) и стратегии управления корпоративными данными (Data Governance). Как показывает опыт, идеального решения нет, поэтому важны гибкость и высокая скорость адаптации под новые требования».

Наталья Рудычева