Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A

20 лет ИТ-рынка России: Как рождались лидеры

Российский ИТ-рынок является одним из самых молодых в стране и растет в среднем на 6–7% в год. История большинства ИТ-компаний, занимающих лидирующие позиции, уходит корнями в 90-е годы, когда отрасль высоких технологий в России только зарождалась.

В 1990 г. Игорь Данилов создает свой первый антивирус – резидентный сторож Tadpole, а чуть позже – антивирусный сканер Tornado, способный работать с файловой системой жесткого диска на низком уровне (BIOS). «Начиналось все как хобби в самом начале 90-х годов. Я тогда занимался обработкой сигналов в системе наведения истребителей в одном из закрытых НИИ Санкт-Петербурга. И почему-то заинтересовался проблемой вирусов...», – рассказывал он в интервью порталу Webcity.

В 1992 г. появляется антивирусная система Spider’s Web, соединившая сторож Spider (преемник Tadpole) и доктор Web (преемник Tornado). Это событие ознаменовало собой создание компании Dr.Web.

В 1993 г. Dr.Web впервые создает программу, способную распознавать и излечивать компьютеры от сложнейших полиморфных вирусов, что приносит ей мировую известность. Первая коммерческая версия антивирусного сканера Doctor Web появляется в 1994 г.

Интернет приходит в Россию

7 апреля 1994 г. был зарегистрирован домен .RU и запущен первый сайт российской доменной зоны www.1-9-9-4.ru. Он содержал каталог ссылок на ресурсы, связанные с Россией, но расположенные в других доменных зонах. В 1996 г. появилась первая российская поисковая система Rambler. В 1997 г. была создана поисковая система Яndex, которая учитывала морфологию русского языка, расстояние между словами и умела ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу. «У человека бывает 2–3 хорошие идеи в жизни, и, похоже, что тогда возникла одна из таких. Идея простая: если соединить две хорошие технологии – поиск и лингвистику – получится интересный продукт», – вспоминал впоследствии Аркадий Волож, один из основателей компании.

В 1998 г. на Yandex.ru впервые появилась контекстная реклама, которая в дальнейшем стала основной бизнес-моделью созданной в 2000 г. Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем компании «Яндекс». В 2001 г. открылся Яндекс.Директ – система автоматического размещения контекстной рекламы, которой за первый год работы воспользовались 2500 рекламодателей. За счет контекстной рекламы к 2002 г. компания «Яндекс» вышла самоокупаемость.

В России и не только

В середине 90-х молодые российские ИТ-компании начинают выходить на междунароные рынки. Так созданная в 1989 г. студентом 4 курса Московского физико-технического института (МФТИ) Давидом Яном ABBYY (до 1997 г. BIT Software) вела разработки в сфере распознавания и ввода документов, лингвистики и перевода.

«Мы понимали, что нужно писать резидентную программу, которая позволила бы сделать словарь, «всплывающий» поверх окон Word или Excel и показывающий на экране перевод, – вспоминает те времена Давид Ян в интервью «Компьютерра». – TSR-программирование, надо сказать, тогда казалось чем-то фантастичным: эта техника толком нигде не была описана, книжек о ней почти не было (помню, первые из них появились в Доме научно-технической книги на Ленинском проспекте), знания передавались фактически из уст в уста».

Первый электронный словарь Lingvo 1.0 появился уже в 1990 г., а система распознавания документов FineReader 1.0 – в 1993 г.

В 1997 г. ABBYY начинает продавать лицензии ABBYY FineReader производителям сканеров и распространять продукты для частных пользователей через партнерскую сеть. На первом этапе эксклюзивным дистрибутором продуктов ABBYY в Германии, Австрии и Швеции становится Mitcom Marketing GmbH. В 1998 г. OCR технологии ABBYY поставляются со сканерами Primax уже в 30 стран. В 1999 г. появляется подразделение ABBYY в США, заключается международное соглашение с компанией Acer Peripherals Inc. о поставках ABBYY FineReader Sprint со сканерами Acer. В 2000 г. компания ABBYY открывает подразделение в Европе (Германия).

Главное – найти собственную нишу

Тогда же, в 1992–1994 гг., на отечественном рынке появились «Инфосистемы Джет», «Техносерв», «Открытые Технологии» и IBS. Первым контрактом «Техносерва» стало комплексное переоснащение Вычислительного Центра АНТК имени С. В. Ильюшина. А «Открытые Технологии» заключили контракт на поставку суперкомпьютера для знаменитой тогда «МММ-инвест».

«К этому времени я уже 15 лет проработал в академическом институте, занимался разработкой вычислительной техники – суперкомпьютеров для оборонной промышленности, – вспоминает Сергей Калин, президент компании «Открытые Технологии». – Нас было 10 человек. Первые 1,5–2 года были очень сложными – надо было удержаться на рынке. В результате из 10 осталось 3 человека. В 1994 г. мы заключили первый крупный контракт на $1,5 млн на поставку суперкомпьютера для «МММ-инвест». В 1997 г. в компании было уже 17 человек, а оборот составлял $8 млн».

По словам Сергея Калина, чья компания в этом году отмечает свое 20-летие, самое главное на первом этапе было найти свою нишу. Для «Открытых Технологий» такой нишей стал UNIX и партнерство с Sun Microsystems, только выходившей на российский рынок. «В 90-е информационные системы в стране только строились, и мы учились их строить вместе с заказчиком», – рассказывает он.

За прошедшие годы в портфеле компании сотни проектов, среди которых крупнейшее в стране в 2000-е годы внедрение системы управления предприятием и построение суперкомпьютеров. С некоторыми из заказчиков «Открытые Технологии» работают с момента своего основания – это ряд территориальных подразделений ЦБ России, «Сбербанка» и «Росбанка», телекоммуникационный холдинг «Уралсвязьинформ».

«Очень важно быть профессионалом в своем деле. Но все-таки на первое место я бы поставил умение строить отношения с заказчиком честно, открыто и делать даже больше, чем предусмотрено контрактом. С руководителями многих компаний-заказчиков у нас сложились дружеские отношения, мы доверяем друг другу», – объясняет причину такого длительного сотрудничества Сергей Калин.

Однако главным достижением компании ее основатель считает не финансовый успех, а создание коллектива, способного решать задачи любой сложности в любой отрасли. «По сути, мы – конструкторское бюро нового типа, и этим мы особенно гордимся», – говорит он.

История развития российского ИТ-рынка в следующую пятилетку освещена в статье «20 лет ИТ-рынка России: как отрасль стала цивилизованной».

Наталья Рудычева