Спецпроекты

Школьное СПО: пропаганда и продвижение сдулись

Бизнес ПО Тендеры Законодательство Свободное ПО
20 декабря 2009 года должны быть завершены обучение учителей работе со свободным ПО, модернизация этих программ и организация технической поддержки. На вопросы CNews, касающиеся школьного СПО, ответил руководитель отдела приоритетного национального проекта "Образование" Национального фонда подготовки кадров Владимир Кашицин.

CNews: До конца года в рамках нацпроекта "Образование" предстоит обучить 7,5 тыс. учителей очно, а также по одному из каждой школы (около 60 тыс.) дистанционно. Есть ли прецеденты проведения таких массовых обучений в России? За рубежом? Какова их эффективность?

Владимир Кашицин: Об обучении ИКТ такого количества специалистов в такие сжатые сроки я никогда не слышал. А в зарубежных странах подобных прецедентов, я думаю, и быть не может. Там все делается планомерно, взвешенно, без ориентации на заканчивающийся финансовый год и необходимость срочно освоить деньги. Иначе и финансировать проект не будут. Хотя примеры успешного внедрения свободного софта в сфере образования есть – в Азии, Латинской Америке, Испании, Италии и др.

Например, в китайской провинции Цзянсу в 2005 году было поставлено 140 тыс. компьютеров с предустановленной операционной системой (ОС) "Линукс". Правда, через несколько лет эта ОС была постепенно и без шума заменена на привычную Windows.

"СПО в школах уже внедрено, и его применение наверняка будет расширяться в силу и экономических и юридических причин. Нужно только правильно ставить вопрос: не "СПО вместо проприетарного программного обеспечения", а "проприетарное программное обеспечение там, где оно эффективно, где нет необходимого СПО или денег на его поддержку".

В одной из беднейших провинций Испании, благодаря обучению более 15 тыс. учителей работе с СПО и созданию региональной сети центров поддержки, учителям и школьникам, использующим порядка 50 тыс. персональных компьютеров, удалось за несколько лет мигрировать на свободное программное обеспечение. Похожий проект был реализован и в северной Италии. Но все это делалось не за один год.

Я с самого начала был против схемы дистанционного "экспресс-обучения". Слишком затянут старт проекта, хотя он был запланирован еще в феврале этого года, согласно сетевому плану-графику реализации приоритетного национального проекта "Образование". В конкурсную документацию пришлось после объявления тендера вносить с десяток правок – это нонсенс.

Но в принципе, ничего сложного в этом нет. Что значит "обучить" в данном контексте? Просто сформировать десяток навыков – никто же не говорит, что учителя должны стать высококвалифицированными специалистами в ИКТ. Сейчас в сотне вузов страны ведется обучение, параллельно проходит сдача экзаменов заочников и тех, кто получает второе высшее. Каждый поток – человек 70-90. Две недели – и 8 тыс. обучено. Другое дело – качество создаваемых учебно-методических комплектов.


Владимир Кашицин: Хороший пример спланированной кампании, которая достигла цели, – подключение школ к интернету

Вообще, базовое программное обеспечение – свободное или любое другое – освоить очень просто. К примеру, обучить использованию мобильного телефона (а в нем также установлена ОС) занимает у любого менеджера магазина 10-20 мин. А современный коммуникатор с операционной системой Android может быть посерьезнее старенького компьютера. Ведь никто не говорит о необходимости освоить за отведенное время программирование.

В принципе, массовые обучения в области ИКТ очень важны, тем более что президент поставил такую задачу. Надеюсь, они не превратятся в систему рапортов, от которой общество устало. Что ж, будем изучать опыт таких проектов и создавать адекватный механизм мониторинга.

А СПО в школах уже внедрено, и его применение наверняка будет расширяться в силу и экономических, и юридических причин. Наверное, без использования свободного софта школам не хватит денег на развитие серверной инфраструктуры, массового документооборота и собственных разработок. Нужно только правильно формулировать: не "СПО вместо проприетарного программного обеспечения", а "проприетарное ПО там, где оно эффективно, где нет аналогичного по функционалу СПО или денег на его поддержку".

CNews: Как будет осуществляться мониторинг выполнения проекта? Будет ли привлекаться общественность для получения информации об обучении в регионах? Будут ли публиковаться результаты?

Владимир Кашицин: Владимир Кашицин: Мониторинг предусмотрен и внутренний, и внешний, хотя, учитывая сжатые сроки, придется в основном по запросам действовать – использовать электронные коммуникации, сделать несколько выездов на места, откуда сигналы будут приходить слишком "бодрые". Ведь мониторинг - это, грубо говоря, отслеживание плановых и фактических показателей, выявление рисков и выработка необходимых воздействий. А какие тут оперативные воздействия, если исполнитель сдает всего два официальных отчета – в конце октября и в середине декабря?

"Мониторинг и анализ эффективности результатов будут важны в следующем году, когда в школах начнут (или не начнут) использовать эти программы, привыкать к ним, начинать встраивать в учебный процесс".

Мониторинг и анализ эффективности результатов будет важен в следующем году, когда в школах начнут (или не начнут) использовать эти программы, привыкать к ним, начинать встраивать в учебный процесс. Надеюсь, средства на это Минобрнауки России запланированы.

Я думаю, "общественность" никем привлекаться не будет – не тридцать седьмой год на дворе. Вся основная информация будет публиковаться на сайте проекта, надеюсь, появятся данные и на ресурсах государственных органов управления образованием. Мы на сайте НФПК также не обойдем эту тему стороной.

Кроме того, как я понял, уже стартовала серия однодневных конференций в городах России по тематике проекта. Согласно конкурсной документации, исполнитель должен разработать согласованную с Рособразованием программу однодневных конференций по теме "Внедрение и использование ПСПО в учебном процессе", организовать проведение конференций, а также принять в них участие. Мероприятия должны быть проведены во всех семи федеральных округах России, не менее чем в 20 крупных городах. Исполнитель должен организовывать конференции с целью максимального охвата субъектов Федерации. Также должно появиться не менее 10 публикаций в печатных или электронных СМИ.

Вообще говоря, я не сторонник взывать к помощи общественности как одной из форм приспособления живых существ к условиям среды. Вот на днях Виктор Алкснис написал в своем блоге, что из-за отсутствия финансирования деятельность общественной организации Центра свободных технологий (ЦеСТ) будет прекращена, а он там председатель правления. Кстати, почему-то никто из "общественности" не говорит о программных продуктах, которые будут поставляться в регионы России в рамках приоритетного нацпроекта "Образование" для детей-инвалидов – "надомников". Там будут царить "макинтоши" с проприетарными "Леопардами". И еще несколько лет и миллиардов рублей на эту программу обучения и создания курсов несвободного программного обеспечения уйдет.

CNews: Проект внедрения СПО в школах продолжается уже третий год. Между тем, до сих пор не представлена концепция внедрения. Какими документами, помимо распоряжения правительства 1447-р, этот проект регламентируется?

Владимир Кашицин: Вы знаете, термин "внедрение" вообще не подходит, когда речь идет о системном решении изменить в обществе нечто годами привычное, основополагающее. А концепция – это просто определенный способ представления. Напомню слова классика: "Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так: для больших оказий". И по срокам реализации совпадает.

"Ни в распоряжении правительства, ни в конкурсной документации не написано, что через год все учителя и ученики должны будут пользоваться только свободным софтом. Или вообще каким-то программным обеспечением."

Ни в распоряжении правительства, ни в конкурсной документации не написано, что через год все учителя и ученики должны будут пользоваться только свободным софтом. Или вообще каким-то программным обеспечением. Я понимаю, CNews - профильное издание, но эта тема – отнюдь не стержневая в системе изменений, происходящих сегодня в российском образовании.

А проект, как и определено законом, регламентируется утвержденным государственным заказом и опубликованной на его основе конкурсной документацией. Именно в этих документах государственный заказчик определяет - что, за какие деньги, в какие сроки и с каким качеством считает нужным получить.