Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Цифровизация Инфраструктура

Microsoft представила свое видение электронного правительства в России

На международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге Microsoft представила свое видение электронного правительства. Решение призвано обеспечить гражданам возможность получать госуслуги в режиме онлайн через различные каналы доступа (порталы госуслуг, инфоматы, и т.д.). Как заявляют разработчики, представленное решение позволяет снять с гражданина нагрузку по сбору документов из разных ведомств и переложить ее на сами ведомства, что станет возможно с принятием ряда законов, и прежде всего «закона о государственных услугах». Например, при рождении ребенка, в простой и удобной форме, его можно будет зарегистрировать в ЗАГСе через интернет, там же оформить страховое свидетельство или поставить на учет в поликлинику.

Первое решение Microsoft подобного класса было разработано еще в 2001г., а позднее – внедрено в ряде стран, например, в Великобритании (2004г.), где на его базе работает сайт госуслуг directgov.co.uk. На форуме в Петербурге Microsoft представила прототип реализации электронного правительства для граждан России с учетом существующего и обсуждаемого законодательства.

С представленной моделью на форуме ознакомился министр связи и телекоммуникаций РФ Игорь Щеголев. Он отметил, что модель интересная и «было бы неплохо» если бы Microsoft попробовала внедрить ее где-нибудь в регионах, предварительно согласовав это с министерством. По словам представителей корпорации, конкретных предложений по внедрению этого продукта им пока не поступало. Министр Щеголев также напомнил, что с середины прошлого года в России на базе другой разработки уже действует официальный портал, где граждане могут получить порядка 40 государственных услуг различного рода.

Как сообщил CNews Игорь Щеголев, правительство планирует выполнить все обязательства по внедрению электронного правительства в России к 2014г. В то же время, по словам главы Минкосмсвязи, нет гарантии, что к указанному сроку оно будет внедрено в стране повсеместно. Министр напомнил, что по этому направлению есть распределение полномочий между федеральным правительством, региональными и муниципальными органами. Последних двух правительство поощряет к активному внедрению электронных госуслуг, но поручиться в полной мере, что они уложатся в срок, по словам Щеголева, достаточно сложно.

Напомним, что по версии ООН уровень готовности России к электронному правительству оставляет желать лучшего. По этому показателю в 2010г. страну поставили лишь на 59 место из 180. Впереди России оказался Казахстан (46 место) и Украина (54 место). Одним из факторов, которые учитывает ООН при оценке готовности страны к внедрению электронного правительства, является уровень компьютерной грамотности населения и доступа к информационным технологиям. Так, по данным Фонда общественного мнения на конец 2009 начало 2010г., доступ в интернет и, соответственно, возможность пользоваться электронными услугами, есть лишь у 37% россиян. По данным российско-американского проекта образовательных программ PH International, навыков работы с компьютером не имеют порядка 100 млн. граждан РФ.

В начале 2010 года Microsoft инициировала программу «Твой курс», призванную «повысить уровень компьютерной грамотности в России». В рамках этой программы до конца года планируется открыть не менее 100 центров по всей стране и обучить в них порядка 1 млн. человек. Значительное место в обучении уделяется навыкам использования ОС Windows и офисного пакета MS Office.

Более подробно о взаимодействии Microsoft с госсектором в интервью с CNews на форуме рассказала Линда Зеккер, вице-президент Microsoft по работе с государственными и общественными организациями.


Линда Зеккер довольна сотрудничеством Microsoft с органами государственной власти в России

- Каковы, по вашему мнению, особенности российского рынка информатизации в государственном секторе по сравнению с другими странами?

Я считаю, что Россия находится в той же ситуации, что и другие страны. Области, которым приходится уделять чуть больше внимания, включают сектор информатизации, а также формирование высококлассных специалистов, получающих образование в сфере ИТ. Россия также уделяет очень много внимания распространению интернета, методам обеспечения более широкого доступа к компьютерным технологиям с охватом большего количества людей.

- Какие страны, по вашим данным, тратят самые крупные суммы именно на информатизацию государственного сектора? Какое место в этом списке занимает Россия?

Данные показатели можно рассматривать, скажем, на основе процента от ВВП или возраста населения, а также многих других неизвестных. Конкретные суммы здесь назвать сложно. Если сравнивать по проценту от ВВП, который в России сегодня тратится на информационно-компьютерные технологии, то он вполне сравним с аналогичным процентом в ведущих странах мира. Возможно, он не настолько высок, как в Сингапуре или Австралии, но вполне сопоставим с европейскими странами, такими как Франция или Германия. Еще одним важным аспектом в этом вопросе является история инвестиций в этот сектор, и в данном случае отличным примером является Сингапур. Там начали реализацию первой программы по развитию информационных технологий еще в 1980 г. То есть, они уже 30 лет инвестируют в эту сферу.

- Какие проекты в российском государственном секторе, реализованные Microsoft за последние несколько лет, могли бы стать примером для других стран?

Сейчас в России наблюдается активное развитие информационного общества. Наибольший вклад в этот процесс вносят все проекты, связанные с информатизацией предоставления государственных услуг и созданием электронного правительства. Специальная платформа, разработанная Microsoft, называется «Электронный город/регион». На этой платформе мы предлагаем создание порталов для населения, интерактивных форм заявок на получение услуг, заполняемых и подаваемых через Интернет, центров обработки вызовов и многое другое. В России отличным примером может быть Ростовская область, где была реализована электронная система «Одного окна» для предоставления услуг ЖКХ, что позволило увеличить число обработанных обращений граждан более чем на тысячу в месяц. И таких примеров в России много.

- Как вы могли бы описать сотрудничество Microsoft с органами государственной власти в России и довольны ли вы тем, как все происходит в нашей стране?

Очень довольны. У нас очень крепкие партнерские отношения, и мы наблюдаем их существенное развитие. Можно отметить расширение сотрудничества и увеличение работы с университетами, а также в сфере среднего образования. Дело в том, что мы не просто концентрируемся на продажах в государственном секторе, а строим также партнерские отношения в области безопасности информационных технологий, в области образования, медицины, благотворительных программ, программ повышения компьютерной грамотности. Таким образом, спектр деятельности в рамках наших партнерских отношений с госсектором в России очень широк.

Александр Левашов