AIM против ERP: кто победит на рынке
"ИТ-зоопарк" – явление неизбежное и потому весьма распространенное. Между тем, бизнес-процессы, которые автоматизируются с помощью этого "зоопарка" разнородных информационных систем, становятся более сложными и требующими большей гибкости. Чтобы угнаться за переменами, необходим специализированный инструментарий, который Gartner называет средствами интеграции приложений и связующим ПО (AIM).Инструменты построения и управления SOA, ESB и BPMS компания Gartner относит к классу средств интеграции приложений и связующего ПО (Application Infrastructure and Middleware, AIM). Аналитики из IDC именуют эти же технологии немного иначе: Integration and Process Automation Middleware (IPAM).
Как развивается сектор AIM
Нынешний экономический кризис довольно чувствительно задел рынок программного обеспечения. Однако сектор средств интеграции приложений и связующего ПО на фоне падения рынка всего ПО продемонстрировал хоть и небольшой, но рост. В 2009 году аналитики Gartner отметили рост рынка AIM на 2,8% с увеличением объема до 15,9 млрд долл. Динамика рынка AIM за последние четыре года выглядит следующим образом.
Динамика рынка AIM в 2006-2009 гг. (в млрд долл.)
Источник: Gartner, 2009
В 2007-2009 годах этот рынок пережил ряд крупных слияний и поглощений: RedHat объединилась с Jboss; Software AG - с webMethods; Oracle поглотила BEA; IBM - Telelogic; Software AG - IDS Scheer; IBM включила в свой состав Lombardi, а Progress Software - Savvion Inc. Чуть раньше аналогичная консолидация происходила на рынке бизнес-аналитики (BI). Сейчас пятерка лидеров рынка AIM – IBM, Oracle, Microsoft, Software AG и Tibco – контролирует больше половины рынка: их совокупный объем превышает 57%.
Основные игроки рынка AIM, 2009
Источник: Gartner, 2009
По данным Gartner, доли IBM, Oracle, Microsoft и Software AG растут, а доля Tibco сократилась в минувшем году на 1,2% (эта компания вообще выставлена на продажу).
Объем российского рынка AIM можно оценить исходя из того, что отечественный рынок ПО в целом составляет 0,5-1% от мирового. Оценим по нижней границе (0,5%), поскольку интеграционные решения в России, в отличие, скажем, от бизнес-приложений, пока не находятся в фокусе основного внимания. Тогда получаем объем порядка 80 млн долл.
Компания IDC, которая мониторила в России, по крайней мере, сделки с AIM-решением IBM WebSphere, оценивает российский сегмент IPAM в 40-50 млн долл. Оценка IDC для динамики всего российского рынка ПО в 2009 году – падение на 37%, при этом спад в сегменте IPAM меньше – всего 26%. Сегмент небольшой, поэтому и восстанавливаться, по мнению IDC, он будет быстрее: рост на 12% в 2010 году (при средних темпах всего российского рынка ПО – + 9,5%).
Выбор в пользу AIM
Мировой опыт проектов по интеграции приложений и внедрению связующего ПО показывает, что основная масса таких проектов выполнялась в телекоммуникационных, транспортных и логистических компаниях, в банковской и страховой отраслях, в розничной торговле, в производственных компаниях, а также в государственном секторе. При этом интеграция приложений часто скрывается под аббревиатурой SOA, а в качестве инструментария используется интеграционная шина (ESB) или BPM-система.
В России первая сотня крупнейших компаний, пожалуй, уже сделала выбор в пользу одной из платформ, входящих в пятерку лидеров рынка AIM, а вот компании следующих эшелонов пока выбирают. За них и развернется основная конкурентная борьба в 2010 году. Наиболее активно AIM-решениями будут заниматься компании телекоммуникационной и энергетической отрасли, банки и ритейлеры. Второй эшелон составляют машиностроители, страховщики, транспорт и логистика. В госсекторе перспективы пока туманные, хотя развернувшаяся кампания по переводу госуслуг в электронный вид служит хорошим мотивом для того, чтобы заняться внутри- и межведомственной интеграцией и автоматизацией сквозных административных процессов.