Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A

Блог Сергея Меднова. Кто проглотит Apple?

Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка", делится своими впечатлениями о тенденциях развития компании Apple и расстановке сил на рынке ИТ.

В мае, благодаря длинным праздникам, а заодно и взятому отпуску, я отправился в большое путешествие, прихватив с собой в качестве компактного "аниматора" недавно приобретенный iPad. Регулярно просматривая на этом удобном девайсе новости, что практически не удается в рабочее время, пришел к выводу (наверняка очевидному), что Apple буквально "вступил на тропу войны" со своими основными конкурентами, причем те, не желая остаться в долгу, незамедлительно решили "дать сдачи". И что самое интересное, Apple, видимо понимая, что в одиночку со всеми не справиться, заключил пакт о ненападении со своим вечным соперником – Microsoft. Благо времени было много, я решил для себя разобраться, чем это все может закончиться.

Если посмотреть на бизнес Apple, то в принципе он развивается по всем направлениям виртуальной индустрии развлечений и ИТ. Прежде всего, это собственное "железо" (MacBook, компьютеры, станции, периферийные устройства и т.д.), ОС для компьютеров и мобильных устройств, игры, рекламный рынок, список можно продолжать еще долго.

По каждому из этих направлений основные конкуренты Apple консолидируют свои усилия, пытаясь не допустить вытеснения их с рынка. Приведу несколько примеров. Президент японской Nintendo недавно открыто признал Apple своим главным соперником на рынке игровых консолей. Выручка Nintendo в прошедшем финансовом году (завершился в марте) уже сократилась на 22% до 15,4 млрд долл. Одновременно Apple наступает на пятки и другому производителю игр и консолей – Sony, которая сейчас, судя по объемам продаж Sony PlayStation 3, также переживает далеко не самые лучшие времена.

Следующее направление конфронтации – это спор с Google по поводу операционной системы Android. В интернете сейчас активно обсуждается конфликт вокруг недавно опубликованного исследования американской компании NPD Group, согласно которому в США было продано больше смартфонов на базе Android, чем iPhone. При этом, как уже писал Cnews, платформа от Google сместила iPhone OS по популярности со второго места, которое она занимала с 2008 г., на третье. Apple, разумеется, незамедлительно выступила с жестким опровержением данных исследования, назвав их "нерепрезентативными и неполными". Масла в огонь подлила и тайваньская HTC, производящая, в частности, смартфоны для Google. Компания подала жалобу на Apple в комиссию по международной торговле США, одновременно потребовав запрета продаж в этой стране iPnone и iPad. По мнению HTC, конкуренты из Apple нарушили пять принадлежащих тайваньской компании патентов. Все эти баталии разворачиваются на фоне обостряющейся в результате падения потребительского спроса конкуренции с другими производителями мобильных устройств – прежде всего, Nokia, канадской Research in Motion (Blackberry) и Samsung.

Apple перешла дорогу Google и в другом критически важном сегменте – мобильной рекламе. По прогнозам Gartner, в 2010 г. объем рынка рекламы в сетях мобильной связи в денежном выражении составит 1,6 млрд долл. Несмотря на то, что этот рынок по объему пока существенно меньше традиционной интернет-рекламы, он обладает огромным потенциалом для роста. Неудивительно, что Apple не могла проигнорировать столь лакомый кусок, и запустила собственную систему продажи мобильной рекламы iAd. Новая платформа должна стать ответом Google, которая в конце мая получила разрешения федеральной комиссии по торговле США на покупки компании AdMob, продающей мобильную рекламу, за 750 млн долл.

Не прошло и двух месяцев с момента начала продаж iPad, как, по данным Morgan Stanley, Apple, благодаря этой новинке, обрушила рынок нетбуков, впавший в итоге в стагнацию. По утверждению Morgan Stanley, в настоящий момент 44% опрошенных покупателей ПК готовы приобрести iPad вместо любого нетбука.

И, наконец, последняя точка конфронтации – это скандал вокруг технологии Flash. Глава Apple Стив Джобс в последние недели объявил настоящую публичную войну этому продукту Adobe, регулярно называя его "дефектной, высасывающей батарею, технологией". В ответ Adobe публикует регулярные официальные заявления, в которых утверждает, что "современная индустрия ИТ должна развиваться на мультиплатформенной основе, и что в ближайшее время компания, например, выпускает Flash 10.1 для платформы Android, которая отлично работает с этой технологией".

Apple, разумеется, прекрасно понимает, что в одиночку противостоять наступающим по всем фронтам конкурентам будет крайне сложно, и в качестве одного из союзников выбирает своего главного идеологического противника - Microsoft. Сначала Apple решила переключиться на поисковые системы, разрабатываемые Microsoft. Следующий более важный шаг – совместные разработки с Microsoft для трансляции видео в интернете без использования Flash. Обе компании планируют активно использовать HTML5, который уже поддерживают Safari и Google, но не поддерживают текущие версии Internet Explorer. Важно отметить, что Microsoft при этом очень четко обозначил свою позицию относительно того, против кого компания теперь "будет дружить". Дин Хачамовитч, менеджер проекта Internet Explorer, заявил, что "у Flash есть ряд проблемных точек, особенно в области надежности, безопасности и эффективности".

Союз с Microsoft выглядит вполне оправданным. Основа бизнеса Apple – это постоянные технологические и маркетинговые инновации, которые провоцируют бурный всплеск потребительского интереса, который впрочем, имеет ограниченный срок действия. Так было с первым компьютером Apple, появившимся iPod, iPhone и т.д. Как показывает практика, после быстрого роста продаж компания была не очень эффективна в "межсезонье", когда нужно рутинно заниматься операционной деятельностью и поддерживать интерес потребителей стандартными маркетинговыми ходами. Ведь в середине 90-х годов, когда Стив Джобс на несколько лет покинул Apple, только ленивый не говорил о скорой смерти когда-то очень перспективной компании. В этой ситуации совместные проекты с Microsoft, на протяжении нескольких десятков лет успешно переживающего налеты антимонопольных органов, изменения потребительских предпочтений и прочие рыночные напасти, могут стать для Apple дополнительным фактором устойчивости бизнеса.

Таким образом, вопрос заключается в том, сможет ли компания постоянно генерировать технологические новинки и не "устанет" ли она в какой-то момент, что в конечном итоге приведет к потере доли рынка. Тем более, что обычно компаниям-лидерам крайне сложно удерживать продажи бывших когда-то инновационными устройств, как только их начинают клонировать другие производители. В отличие от "расстроившихся" представителей Nintendo другая японская компания, NEC, сейчас полна оптимизма по поводу выхода iPad. В недавнем интервью Financial Times президент компании Нобухиро Эндо сказал буквально следующее: "Я очень благодарен iPad. До последнего момента Япония, несмотря на наличие похожих продуктов, не могла продавать их в США". Другими словами, г-н Эндо поблагодарил Стива Джобса за то, что он проторил дорогу на принципиально новый рынок. При этом японцы уже готовы активно совершенствовать существующие устройства. В частности, NEC, подразделение по производству мобильных телефонов которой в прошлом сентябре было объединено с Casio и Hitachi, планирует использовать свои технологии распознавания отпечатков пальцев и лица для организации безопасного доступа к различным услугам ИТ. На долю рынка Apple также претендует и Dell, которая в июне планирует начать продажи своего "ответа iPad" - планшета Dell Streak, диагональ которого в два раза меньше, чем у iPad, но при этом его можно будет использовать как телефон.

Но главное, наверное, заключается в том, что именно станет основным драйвером роста для Apple в будущем. Если посмотреть на компанию сейчас, то, по сути, она превращается в продавца различного контента, для которого чуть ли не главным источником дохода становятся приложения, книги, аксессуары и т.д. А этот рынок, едва ли не более "перенаселен", чем рынок компьютерных устройств. В нем Apple, которая, например, давно заявляет о намерении закрепиться на рынке книг, будет конкурировать с компаниями вроде Amazon, электронными книгами Sony и т.д. Apple также в этом случае придется решать многочисленные патентные споры и проблемы с авторскими правами. Не говоря уже о том, что главный конкурент – Google - также не стоит на месте, двигаясь в этом направлении. На прошлой неделе компания объявила о намерении открыть интернет-магазин Chrome Web Store, который предоставит пользователям доступ к различным приложениям, играм и прочему контенту. Как и в AppStore, часть приложений и контента будут бесплатными, а часть можно будет скачать за деньги.

В итоге вопрос о том, куда движется Apple, пока остается открытым. Сейчас по размеру капитализации Apple намного опережает Google (по данным на 25 мая капитализация Apple равнялась 223,1 млрд долл, а у Google - 151,9 млрд) и лишь на 5 млрд долл отстает от рыночной стоимости Microsoft (228,5 млрд долл). Тем не менее, суммарная капитализация конкурентов Apple пока в разы больше. Надолго ли?

Предыдущий пост: Знает ли Apple, для чего нужен iPad?