Разделы

Телеком Бизнес Техника

Главные деньги Samsung приносят девушки

Высокотехнологичный бизнес может быть успешным не только в сверхдержавах. И этот тезис доказывает корпорация Samsung: в 2004 году по размеру чистой прибыли она уступила лишь IBM. При этом наибольшие доходы южнокорейскому гиганту приносит телекоммуникационное подразделение, обладающее уникальными мощностями. Например, только завод корпорации в Гуми производит 280 тыс. GSM-телефонов в сутки. Интересно отметить, что сборку высокотехнологичного оборудования Samsung доверяет только девушкам: по мнению руководства, они лучше мужчин справляются со сложной и монотонной работой.

«Трехзвездочный» успех

В 1938 году корейский предприниматель Ли Бйонг Чхуль, организовал маленький семейный бизнес по торговле рисом и назвал свою артель «Три звезды» (в переводе на корейский – Samsung). Бренд был зарегистрирован лишь десять лет спустя. История Samsung как компании, специализирующейся на разработке высокотехнологичного оборудования, началась в 1969 году, когда фирма приняла решение заняться производством полупроводников. Через год ее сотрудничество с Sanyo Electric привело к слиянию и образованию корпорации Samsung Electronics.

Сегодня Samsung Electronics является одним из лидеров в области производства полупроводников, телекоммуникационного оборудования, цифровой техники. По итогам 2004 года корпорация заняла второе место в мире по размеру чистой прибыли (свыше $10 млрд.), уступив лишь IBM. Ежегодно 5% от объема продаж жертвуется на социальные нужды государства. Инвестиции в НИОКР составляют $4,59 млрд. Штат Samsung Electronics насчитывает около 88 тыс. человек в 89 офисах в 46 странах. Корпорация обладает 17 центрами исследований и разработки, в которых задействовано почти 24,5 тыс. специалистов.

Отдельного внимания заслуживает телекоммуникационное подразделение Samsung – Telecommunication Network Business. Оно приносит корпорации наибольшие доходы. Аналитики Gartner по итогам 2004 года включили Samsung в тройку лидеров мирового рынка мобильных телефонов. Ее доля в общем объеме продаж абонентских терминалов выросла по сравнению с 2003 годом на 2,1% и составила 12,6%. «Мобильным» подразделением Samsung в 2004 году было реализовано 86,53 млн. сотовых телефонов, что на 55% превышает аналогичный показатель 2003 года. Выручка подразделения увеличилась на 33% до $18,15 млрд., чистая прибыль достигла $2,7 млрд.

Здания Samsung выделяются на фоне корейских ландшафтов
Здания Samsung выделяются на фоне корейских ландшафтов

Чувства и разум

Первое место в маркетинге своих решений корпорация отводит их внешнему виду. Для обсуждения имиджа перспективных продуктов главы подразделений Samsung Electronics собираются ежеквартально. Дизайн-бюро корпорации работают в Лондоне, Сеуле, Сан-Франциско, Токио, Шанхае и в одном из итальянских городов.

Вход в сеульский центр разработки телефонов запрещен сотрудникам других подразделений без особого допуска. Как рассказал CNews вице-президент дизайн-бюро Samsung Telecommunication г-н Юнг, здесь трудятся 460 дизайнеров, 180 из которых занимаются только разработками в области мобильной связи. Основной акцент делается на телефоны торговой марки Anycall - под этим брендом Samsung выпускает абонентские терминалы для Южной Кореи.

Дизайнеры участвуют в проектировании новых продуктов вплоть до момента их запуска в производство. Процесс разработки телефона занимает от трех месяцев до года. Любопытно, что Samsung практически не использует металл для изготовления корпуса. По мнению г-на Юнга, это, с одной стороны, повышает стоимость телефона, с другой - ухудшает его чувствительность. Металл применяется только для моделей Anycall высшей ценовой категории, в которых также присутствует более дорогая в производстве белая подсветка взамен поднадоевшей пользователям «бюджетных» аппаратов ослепительно-голубой.

Как отмечают в корпорации, философия дизайна телефонов Samsung – «баланс между чувствами и разумом». В дизайн-бюро уверены, что облик аппарата должен меняться с развитием технологий. И успешность той или иной модели во многом зависит от удобства использования нового функционала. Кстати, разработкой внешнего вида дизайнеры не ограничиваются: они отвечают также за проектирование меню для пользователей. В штате есть и профессиональные музыканты и композиторы, в обязанности которых входит звуковое оформление (создание интегрированных в телефон музыкальных рингтонов и т.д.).

Производственное сердце

Samsung Electronics принадлежат около 800 заводов и фабрик по всему миру. Основные предприятия Южной Кореи расположены в городах Гуми и Сувоне. Именно в Гуми в 1996 стартовало производство CDMA-телефонов. Сегодня на этом предприятии, помимо сотовых трубок GSM и CDMA, выпускаются сетевые устройства, карты памяти, жесткие диски и комплектующие для беспроводных аппаратов. Здесь же располагается предприятие по производству тканей, которое реализует заказы оборонной промышленности. На заводе задействованы 11 тыс. сотрудников, 8 тыс. из которых работают в сфере телекоммуникаций. Выручка предприятия в 2004 году достигла $19,1 млрд., что составило 38% от общей выручки Samsung по итогам этого периода.

С производственных линий завода в Гуми сходит 280 тыс. мобильников в сутки
С производственных линий завода в Гуми сходит 280 тыс. мобильников в сутки

Площадь завода Samsung в Гуми составляет 5,6 млн. кв. м. Помимо производственных помещений, на территории предприятия расположены общежития для одиноких сотрудников (семейных селят в ведомственных квартирах). Также имеются необходимые административные сооружения, спортивные залы, многочисленные спортплощадки и другие непрофильные помещения. Спорту в корпорации уделяется особое внимание. Любопытно наблюдать, как вышедшие на обеденный перерыв сотрудники в офисных костюмах увлеченно играют на спортивной площадке в баскетбол. Коллектив предприятия достаточно молодой: средний возраст составляет 25 лет, а выслуга - 4,7 года. Среди сотрудников 55% женщин.

В Гуми также находятся 6 фирм и 13 заводов LG. Любопытно, что суммарная выручка этих предприятий в 2004 году составила $12 млрд. при численности сотрудников 22,4 тыс. В Samsung объяснили такую разницу тем, что заводы конкурента в Гуми не занимаются производством мобильных телефонов, которое является наиболее прибыльным. Кроме того, в Samsung не скрывают, что их цена на технику выше, чем у конкурентов, соответственно, больше и прибыль.

Женские руки

Практически все заводы Samsung Electronics функционируют круглосуточно. На конвейере работают только девушки: в корпорации отмечают, что они более терпеливы и способны качественнее выполнять однообразные операции. Помимо обеденного перерыва, раз в два часа девушки имеют право отлучаться от конвейера на 10 минут. На каждой производственной линии присутствуют личные листки достижений сотрудниц за текущую смену, где учитывается количество прошедших через их «умелые руки» аппаратов, и число экземпляров, попавших в отбраковку. Процесс учета и упаковки автоматизирован.

#gallery#

Многие сотрудницы участвуют в проектах по продвижению рационализаторских предложений. К внедрению таких ноу-хау в Samsung относятся с восторгом: нам с гордостью продемонстрировали несколько таких рацпредложений в действии. Производственная линия достаточно гибко перестраивается под новые технологические потребности. Как рассказали CNews в Samsung, себестоимость одного аппарата (без учета расходных материалов) составляет порядка $2.

Производство телефонов роботизировано на 70-80% . Процессы, недоступные механизмам, входят в обязанности сотрудниц, которые натренировались до автоматизма. Поражают ловкость и сноровка, которые позволяют работницам справляться одновременно с 2-6 аппаратами.

Корейские телефонные будки отличаются оригинальным дизайном
Корейские телефонные будки отличаются оригинальным дизайном

Цифровой коммунизм

Государственные структуры Южной Кореи ориентированы на развитие ИТ-отрасли. Во всяком случае, их «руководящую и направляющую роль» представители ИТ-компаний всячески подчеркивают. «Корейское правительство в меньшей степени заботит регулирование ИТ-отрасли, и в большей стрепени – ее развитие», - отмечает старший вице-президент по международной торговле и маркетингу в странах Европы и СНГ подразделения мобильных коммуникаций Samsung Янг Хи Хан. В качестве примера он приводит активную роль государственных структур в построении в Корее сети ADCL. По его словам, даже люди, которые ранее были далеки от интернета, с появлением широкополосного доступа стали активными пользователями Сети.

Приезжих не может не поразить уровень «мобилизации», которого достигла Корея. Проникновение сотовой связи в стране составляет 75%, а в Сеуле даже школьники являются обладателями одного или двух телефонов. Корейцы пользуются мобильной связью постоянно, активность в этом плане заметно выше даже по сравнению с продвинутой российской столицей. Если люди не говорят, то набирают SMS-сообщения. С появлением камерофонов корейцы начали в 2-3 раза чаще фотографировать. Повсеместно встречаются и поклонники мобильного телевидения, которых не пугает перспектива «посадить батарею». Возвращаясь к роли правительства отметим интересный факт: именно госструктуры обязали телеком-вендоров, присутствующих на корейском рынке, сделать все телефоны совместимыми по зарядным устройствам и аксессуарам.

Битва за клиента

В Корее два основных сотовых оператора: KTF и SK Telecom. Как и в России – вопрос привлечения новых и сохранения имеющихся клиентов - головная боль каждой компании. И политика повышения лояльности абонентов впечатляет. Корреспонденту CNews удалось побывать в цифровом информационно-развлекательном центре TTL для приверженцев SK Telecom. Бесплатно его посетить может любой абонент этого оператора, получивший карту TTL (она также выдается безвозмездно).

В центре TTL можно даже почистить мобильник
В центре TTL можно даже почистить мобильник

В TTL, расположившемся в сеульском аналоге «Меги», - настоящий цифровой коммунизм. Можно воспользоваться «общественным» ноутбуком для работы в интернет, причем посетителей никто не ограничивает по времени. Надев наушники, можно посмотреть новый фильм на широкоэкранном ЖК-телевизоре. Можно отправить свое фото с мобильного телефона, и оно будет продемонстрировано на цифровых панелях, одна из которых расположена при входе, другая – вмонтирована в бассейн с электронными рыбками. Есть возможность за 20 минут зарядить телефон, а также почистить аппарат от пыли при помощи устройства, под давлением подающего воздух.

Самое высокое здание Сеула, являющееся чуть ли не символом столицы Кореи, - это ИТ-центр, не что иное, как местная «Горбушка». Несмотря на имиджевость и высокотехнологичное оснащение, принцип организации торговли здесь абсолютно идентичен тому, который хорошо знаком москвичам. Два этажа здания отданы под мобильные телефоны CDMA (в стране используется стандарт CDMA2000 1x EVDO) – в основном, корейских производителей. На прилавках аппараты выложены без ценников, зато каждый из них можно посмотреть в действии. Стоят абонентские терминалы примерно одинаково, ассортимент также различается незначительно. Однако купить GSM-аппарат на Сеульской Горбушке практически нереально. Зато на других этажах можно найти довольно широкий выбор цифровой и бытовой техники, цены на которую, впрочем, не сильно отличаются от московских. А для того, чтобы во время поездки в Корею пользоваться мобильной связью, можно прямо в аэропорту Сеула взять CDMA-аппарат с местным номером напрокат.

Братья по разуму

Есть надежда, что цифровая революция по-корейски – вещь заразительная, и ее отголоски постепенно доберутся до России. По данным Samsung Telecommunication, в течение 2-3 лет именно отечественный рынок демонстрировал наибольший рост, а в конце 2004 года корпорация занимала первое место в нашей стране по продажам телефонов в штучном выражении.

«Русские люди внешне ближе к европейцам, а по образу мышления – к корейцам, – отметил в беседе с CNews старший вице-президент по продуктам и маркетингу Samsung Telecommunication г-н Чанг-Су Чой. - Поэтому на российском рынке Samsung и в дальнейшем сможет успешно конкурировать с европейскими фирмами».

Элеонора Ершова / CNews

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала CNews. Бесплатную подписку можно оформить здесь.